г. Самара |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А65-16521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьего лица:
общества с ограниченной ответственностью "Основа" - не явился, извещён,
МРОСП по ОИП Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Татарстан - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2019 года по делу N А65-16521/2019 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1051653031814, ИНН 1648017567), город Зеленодольск Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ) (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Основа", город Казань Республики Татарстан,
МРОСП по ОИП Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным действия и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, управление), с привлечением третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Основа" и МРОСП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Татарстан, о признании незаконным действий, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем восстановления в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011906:11 расположенном по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Урманче.
Решением суда от 02.09.2019 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 расположенный по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Урманче, право собственности на которое зарегистрировано Управлением Росреестра по РТ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2010 г. сделана запись регистрации N 16-16-22/021/2010-254.
20.03.2019 г. управлением проведено регистрационное действие в виде снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11 в результате исполнения решения суда от 17.08.2018 г. и постановления апелляционного суда от 01.11.2018 г. по делу N А65-14662/2018.
По мнению управления, решением суда от 17.08.2018 г. по делу N А65-14662/2018 было постановлено "Обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), зарегистрированный 19.04.2010 г. за номером N 16-16-22/021/2010-254 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности (ЭПТК "Микрорайон Мирный"), признав земельные участки с кадастровыми номерами: 16:49:011907:10; 16:49:011911:12; 16:49:011906:11; 16:49:011912:17; 16:49:011914:34; 16:49:011905:5; 16:49:011916:28; 16:49:011912:12; 16:49:011909:3; 16:49:011914:; 6:49:011910:1; 16:49:011914:5 в качестве самостоятельных объектов недвижимости". Постановлением Одиннадцатого ААС от 01.11.2018 г. по делу N А65-14662/2018 в удовлетворении требований заявителя о признании обособленных участков самостоятельными объектами недвижимости было отказано, а в остальной части решение суда оставлено в силе.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 снят с кадастрового учета незаконно, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости по общему правилу осуществляются одновременно.
Из пояснений ответчика следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 снят с кадастрового учета на основании решения суда от 17.08.2018 г. и постановления Одиннадцатого ААС от 01.11.2018 г. по делу N А65-14662/2018.
Оценив действия регистрирующего органа на предмет их соответствия нормам федеральных законов N 218-ФЗ и N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", суд правильно посчитал, что в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А65-14662/2018, имеют применительно к настоящему делу преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении судом настоящего дела.
Так, постановлением АС Поволжского округа от 19.02.2019 г. по делу N А65-14662/2018 установлено следующее.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ред., действующей до 01.01.2017 г., права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017 г.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Ранее аналогичные положения содержались в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В п. 52 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ.
Названный закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ).
Пунктами 1, 3 ст. 61 названного Закона предусмотрено, что техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно п. 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 ст. 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в реестр сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
Из пояснений ответчика земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование).
Согласно выписке из реестра 19.04.2010 г. земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование) поставлен на государственный кадастровый учет за N 16-16-22/021/2010-254 со следующими характеристиками: кадастровый номер 16:49:000000:5 (единое землепользование), категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 3763 +/- 536.75 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", состав земельного участка: 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028.
Между тем, судом установлено, что 19.04.2010 г. управлением на основании Плана приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утв. постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 г. N 84 поставлен на учет и выдано свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 как самостоятельный земельный участок.
План приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утв. постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 г. N 84 на основании которого земельный участок с кадастровым номером 16:49:011905:5 передан заявителю на праве собственности, в установленном законом порядке не оспорен, План приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети" недействительным не признан.
Земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, который принадлежат заявителю на праве собственности, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о государственной регистрации права, входил в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5.
Заявитель является единственным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5, и правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, права на которые были зарегистрированы как на самостоятельные объекты недвижимости. Прав иных лиц на данные земельные участки не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования в части обязания ответчика снять с кадастрового участка земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует.
Данный земельный участок - это совокупность самостоятельных земельных участков в различных частях г. Зеленодольска. Этот участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости.
Принятием оспариваемых судебных актов достигнута правовая определенность в отношении прав общества на спорные земельные участки.
Ссылка управления на п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 660, в силу которого несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера правильно отклонена судом, поскольку такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку мог быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование, являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 не имел и не имеет общих границ, и как указывалось выше, находится в различных районах г. Зеленодольска.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, который принадлежит заявителю на праве собственности и является самостоятельным земельным участком.
Суд правильно указал, что судом кассационной инстанции в рамках дела N А65-14662/2018 оставлено без изменения решение суда в той части, в которой суд обязал управление снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует. Решение суда от 17.08.2018 г. по делу N А65-14662/2018 в указанной части оставлено в силе.
При этом, судом правильно указано, что решение суда от 17.08.2018 г. по делу N А65-14662/2018 не содержит выводов о необходимости снятия с кадастрового учета иных земельных участков.
Доводы управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 являлся обособленным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:49:000000:5, правильно отклонены судом как несоответствующие материалам настоящего дела и обстоятельствам, установленным в рамках дела N А65-14662/2018 на основании постановления АС Поволжского округа от 19.02.2019 г.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что действия управления, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11, не основаны на нормах права, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11, который принадлежит заявителю как самостоятельный объект недвижимости на законных основаниях.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Кроме того, суд с учетом требований п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правильно возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем восстановления в данных кадастрового учета сведений об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенном по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Урманче.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия управления по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011906:11 являются правомерными, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Ссылка на то, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования 16:49:000000:5, и не является самостоятельным объектом недвижимости, необоснованна.
В данном случае 12 вышеперечисленных обособленных земельных участков не имели и не имеют общих границ и находятся в различных районах г. Зеленодольска.
Поэтому присвоение единого кадастрового номера этим участкам противоречило названному п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 660.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что определением ВС РФ от 10.06.2019 г. N 306-ЭС19-7356 отказано в передаче дела N А65-14662/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства постановления АС Поволжского округа от 19.02.2019 г. по данному делу.
Довод регистрирующего органа о том, что в настоящее время единое землепользование снято с кадастрового учета, то есть в качестве обособленного земельный участок с кадастровым номером 16:49:011906:11 восстановлен быть не может, несостоятелен.
Суд правильно избрал в качестве способа восстановления нарушенного права, путем восстановления в данных кадастрового учета сведений об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011906:11, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Комарова.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в постановлениях Одиннадцатого ААС от 04.10.2019 г. N А65-12909/2019, от 07.10.2019 г. N А65-12905/2019, от 08.10.2019 г. N А65-12913/2019.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о полном удовлетворении заявленных обществом требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2019 года по делу N А65-16521/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16521/2019
Истец: АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г.Зеленодольск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: ООО "Основа", г.Казань, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по РТ Мерчевская Ирина Сергеевна, г.Казань