г. Москва |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А40-290363/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Тетюка В.И.,
судей: Кузнецовой Е.Е., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2019, по делу N А40-290363/18
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 14"
третье лицо: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании неустойки в размере 1 342 520 887, 90 руб.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Горбунова С.Р. по доверенности от 02.08.2019,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее также - истец, Минобороны России, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 14" (далее также - ответчик, ФГУП "ГВСУ N 14", Предприятие) о взыскании 1 539 451 024, 97 руб. неустойки по государственному контракту от 04.08.2015 N 1516187386152090942000000/ДС-2/5-ХР-3 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что исковые требования заявлены правомерно, поскольку вина истца в нарушении ответчиком сроков выполнения работ отсутствует, ответчик не приостановил работы, расчет неустойки произведен в соответствии с условиями контракта.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителя стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.08.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 14" (Генподрядчик) заключен государственный контракт N 1516187386152090942000000/ДС-2/5-ХР-3 на выполнение полного комплекса работ с разработкой проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство зоны хранения N 3 войсковой части 63976", г. Североморск Мурманской области (шифр объекта 2/5-ХР-З) (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки Проектной документации, разработку проектной документации и Рабочей Документации, строительно-монтажные работы (далее - работы) в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги) необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Введение объекта "под ключ") (далее - Работы).
Цена Контракта составляет 2 774 069 936 руб. (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
инженерные изыскания, обследования, обмеры - 30.09.2015;
корректировка проектной документации, градостроительной документации - 30.11.2015;
получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 30.01.2016;
корректировка рабочей документации - 15.02.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 1 Этап - 20.02.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 2 Этап - 20.02.2016:
выполнение строительно-монтажных работ 3 Этап - 15.05.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 4 Этап - 15.09.2016;
подписание итогового акта приемки выполненных работ - 30.11.2016.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в сроки установленные Контрактом Генподрядчиком указанные обязательства не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.3 Контракта, в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Так, по утверждению истца, просрочка исполнения обязательств по выполнению работ - проведение инженерных изысканий, обследований, обмеров с 01.10.2015 по 30.11.2015 составила 61 день, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 46 565 023,18 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 30.11.2015 - 8,25% (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 8,25% х 61 день = 46 565 023,18 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - корректировка проектной документации, градостроительной документации с 01.12.2015 по 01.02.2016 составила 63 дня, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 56 198 033,45 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 01.12.2015 - 8,25 %; ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2016 - 11 %;
с 01.12.2015 по 31.12.2015 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 8,25% х 31 день = 23 648 946,20 руб.
с 01.01.2016 по 01.02.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 11% х 32 дня = 32 549 087,25 руб. Сумма неустойки: 56 198 033,45 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации с 02.02.2016 по 15.02.2016 составила 14 дней, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 14 240 225,67 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 02.02.2016 - 11 % (2 774 069 936,00 руб.- 0 руб.) х 1/300 х 11% х 14 дней = 14 240 225,67 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - корректировка рабочей документации Министерства обороны Российской Федерации с 16.02.2016 по 20.02.2016 составила 5 дней, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 5 085 794,88 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 16.02.2016 - 11 % (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 11% х 5 дней = 5 085 794,88 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - строительно-монтажные работы по 1 этапу с 21.02.2016 по 31.10.2016 составила 254 дня, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 249 897 466,73 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 21.02.2016 - 11 %, по состоянию на 14.06.2016 - 10,5 %, по состоянию на 19.09.2016 - 10 %;
с 21.02.2016 по 13.06.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 11% х 114 дня = 115 956 123, 32 руб.;
с 14.06.2016 по 22.08.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10,5% х 97 дней = 94 179674,33 руб.;
с 23.08.2016 по 31.10.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10% х 43 дня = 39 761 669,08 руб. Сумма неустойки составляет: 249 897 466,73 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - строительно-монтажные работы по 2 этапу с 21.02.2016 по 31.10.2016 составила 254 дня, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составляет 249 897 466,73 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 21.02.2016 - 11 %, по состоянию на 14.06.2016 - 10,5 %, по состоянию на 19.09.2016 - 10 %;
с 21.02.2016 по 13.06.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 11% х 114 дня = 115 956 123, 32 руб.;
с 14.06.2016 по 22.08.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10,5% х 97 дней = 94 179674,33 руб.;
с 23.08.2016 по 31.10.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10% х 43 дня = 39 761 669,08 руб. Сумма неустойки составляет: 249 897 466,73 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу работ - строительно-монтажные работы по 3 этапу с 17.05.2016 по 31.10.2016 составила 168 дней, в связи с чем, согласно расчету истца, неустойка за данное нарушение составляет 162 421 794,75 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 17.05.2016 - 11 %, по состоянию на 14.06.2016 - 10,5 %, по состоянию на 19.09.2016 - 10 %;
с 17.05.2016 по 13.06.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 11% х 28 дня = 28 480 451, 34 руб. ;
с 14.06.2016 по 22.08.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10,5% х 97 дней = 94 179 674,33 руб.;
с 23.08.2016 по 31.10.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10% х 43 дня = 39 761 669.08 руб. Сумма неустойки составляет: 162 421 794,75 руб.
Просрочка исполнения обязательств по этапу - строительно-монтажные работы по 4 этапу с 16.09.2016 по 31.10.2016 составила 46 дней, в связи с чем, согласно расчету истца неустойка за данное нарушение составила 42 674 442,52 руб., исходя из следующих показателей:
ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 16.09.2016 - 10,5 %, по состоянию на 19.09.2016 - 10 %;
с 16.09.2016 по 18.09.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 * 10,5% х 3 дня - 2 912 773,43 руб.;
с 19.09.2016 по 31.10.2016 (2 774 069 936,00 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 10% х 43 дня - 39 761 669,08 руб. Сумма неустойки составляет: 42 674 442, 52 руб.
Таким образом, согласно расчету истца, общая сумма неустойки, подлежащая взысканию с ответчика по спорному контракту, составила: 46 535 023,18 + 56 198 033,45 + 14 240 225,67+ 5 085 794,88 + 249 897 466, 73 + 249 897 466,73 + 162 421 794,75 + 42 674 442,52 + 712 500 777,07 руб. = 1 539 451 024,97 руб.
Минобороны России в адрес ФГУП "ГВСУ N 14" направило претензии от 30.10.2018 с требованием уплаты штрафных санкций по Контракту за нарушение сроков исполнения обязательств.
Претензии были оставлены Генподрядчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании неустойки.
В соответствии со ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), которой, согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч.1 ст.330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного сроков выполнения работы. Указанные в пункте 2 статьи 405 последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
К существенным условиям договора подряда для государственных нужд статья 766 ГК РФ относит условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Пункт 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия Заказчика. Следовательно, обязанность по передаче исходных данных подрядчику закон возложил именно на заказчика.
Пункт 1 статьи 760 ГК РФ устанавливает обязанность подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором.
Как указано выше, п. 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
инженерные изыскания, обследования, обмеры - 30.09.2015;
корректировка проектной документации, градостроительной документации - 30.11.2015;
получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 30.01.2016;
корректировка рабочей документации - 15.02.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 1 Этап - 20.02.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 2 Этап - 20.02.2016:
выполнение строительно-монтажных работ 3 Этап - 15.05.2016;
выполнение строительно-монтажных работ 4 Этап - 15.09.2016;
подписание итогового акта приемки выполненных работ - 30.11.2016.
Вместе с тем, соблюдение данных сроков возможно лишь в отсутствие нарушений заказчиком своих встречных обязанностей, вытекающих из контракта.
В силу пункта 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно п. 2.5 Контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком передал исполнение своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Заказчик).
Контрактом также установлено, что Заказчик оказывает Генподрядчику содействие в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных государственными органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика. Ответственность за действия и/или бездействия Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
Согласно пункту 7.1.10 Контракта на Заказчика возложена обязанность до начала проектно-изыскательских работ передать Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Проектная документация является основой архитектурно-строительного проектирования, и в соответствии с п. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 6, 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании:
- задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
- результатов инженерных изысканий;
- информации, указанной в градостроительном плане земельного участка;
- проекта планировки территории и проекта, межевания территории (в случае подготовки проектной документации линейного объекта).
- технических регламентов;
- технических условий;
- правоустанавливающих документов на объект капитального строительства;
- разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Учитывая изложенное, усматривается, что к числу исходных данных необходимых для разработки Проектной документации, помимо всего прочего, относится задание на проектирование, правоустанавливающие документы на земельный участок и технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует и установлено судом первой инстанции, что выполнение работ по Контракту не могло быть своевременно осуществлено ответчиком по вине Заказчика.
В нарушение принятых на себя обязательств, Заказчиком несвоевременно предоставлены исходные данные для разработки Проектной документации.
Так, утвержденное задание на разработку проектной документации направлено Заказчиком в адрес ответчика только 11.02.2016 (через 5,5 месяцев (192 дня) после заключения Контракта), что подтверждается сопроводительным письмом Заказчика N 4/726 от 11.02.2016.
Отсутствие утвержденного задания на проектирование не позволило ответчику в установленный Контрактом срок разработать проектную документацию, что в дальнейшем, в том числе, повлияло на сроки выполнения Генподрядчиком строительно-монтажных работ.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Государственный заказчик и Заказчик в течение действия Контракта задерживали выдачу решений и распоряжений министра, зам.министра Минобороны России в части исполнения условий Контракта, согласований направленных в их адрес документов (N 316/728 от 19.04.2017, N 332/4/2537 от 24.10.2017).
Также из представленных в материалы дела документов следует, что на сдвиг сроков выполнения работ по контракту, повлияло отсутствие решения истца на применение бетонных покрытий дорог для цеха и ТСО (письмо в РУЗКС ЗВО от 06.02.2018 N 21/03-09-03-2420); отсутствие технических условий от АО "Оборонэнерго" на подключение цехов к энергоснабжению (письмо N 21/03-09-03-13834 от 15.06.2018), а также отсутствие технических условий на подключение цехов к системе хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Так, необходимо отметить, что Предприятием в адрес ФКП "РУЗКС ЗВО" были направлены для рассмотрения и согласования таблицы расчетов электрических нагрузок, что подтверждается письмами: N 43/3-4117 от 14.09.2015, N 43/3-4116 от 22.09.2015, N 43/3-1149 от 20.04.2016, N 43/3-1242 от 28.04.2016, N 43/3-2612 от 24.08.2016, N 43/3-3138 от 05.10.2016.
Кроме того, ответчик неоднократно обращался к истцу о согласовании вышеуказанных нагрузок и предоставлении технических условий (N 41/1.1.1/1130 от 01.03.2017, N 43/547 от 03.03.2017, N 41/1.1.1/2014 от 04.04.2017), однако в предусмотренные Контрактом сроки выполнения всех работ (до 15.09.2016.) ТУ не были предоставлены ответчику. Учитывая изложенное, непредставление истцом необходимых технических условий также повлияло на сроки выполнения работ ответчиком.
Как пояснил ответчик, срыв срока разработки проектной и рабочей документации обусловлен длительным совместным согласованием с Заказчиком электрических нагрузок Объекта, нехваткой энергоресурсов в наличии, в связи с чем выполнялись оптимизационные мероприятия по снижению нагрузок электроснабжения Объекта - снижение потребляемой мощности, решение о применении ДЭС на постоянной основе.
В соответствии со ст. 759 ГК РФ и ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ, основной обязанностью Государственного Заказчика является выдача технических условий, при этом функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, именно неисполнение обязательства Государственным Заказчиком и Техническим Заказчиком по оказанию необходимого и должного содействия Подрядчику, в том числе путем заключения договоров на технологическое присоединение.
Так, в п. 1 ст. 759 ГК РФ императивно установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком", поскольку в силу п. 2 ст.759 ГК РФ Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Из буквального толкования положений п. 1. ст. 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения".
Таким образом, действия Подрядчика были направлены на своевременное выполнение принятых договорных обязательств, что свидетельствует о добросовестном поведении Подрядчика при исполнении Государственного контракта. При этом, Государственный Заказчик и Технический Заказчик, в свою очередь, длительное время согласовывали и не оказывали необходимого и должного содействия Подрядчику для своевременной сдачи результатов выполненных Подрядчиком работ по указанному Государственному контракту в силу ст. 762 ГК РФ.
Изложенные выше обстоятельства повлияли на сроки выполнения работ Генподрядчиком, предусмотренных Государственным контрактом.
Кроме того, следует отметить, что истцом в период разработки проектной документации, а также на протяжении действия Контракта утверждались, согласовывались и направлялись решения о внесении изменения в проектно-сметную документацию:
- замена инженерного защитного ограждения производства компании "Fensys" на инженерно-заградительное препятствие ПЭРТ-0423 производства ООО "Промэнергоресурс";
- выполнение буровзрывных работ скальных пород с абсолютной отметкой верха скального основания +64,600;
- замена гипсокартонных перегородок в караульных помещениях и КПП на кирпичные;
- решение по перепосадке противопожарных резервуаров по ГП N N 4.26; 4.15; 4.18; 4.17; 4.24;
- уточнение технологических требований к вентиляции, водоснабжению, автоматическим установкам пожаротушениям;
- решение (согласование) вариантов обеспечения Объекта электроэнергией: ДЭС или от сетей АО "Оборонэнерго";
- согласование штабом Северного флота решений по оснащению техническими средствами охраны объекта и направлением их на согласование в Управление службы войск.
Заказчиком разрешение на строительство Объекта N 51-51340000-1312-2018-153 было получено только 28.06.2018.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.06.2015 по делу N 309-КГ15-209, А07-7616/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 412-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы на данное определение для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса). Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения."
Таким образом, получение разрешения на строительство должно предшествовать всем строительно-монтажным работам на объекте.
При этом, разрешение на строительство в силу ст. 51 ГрК РФ выдается самим государственным заказчиком Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, начало выполнения работ и выполнение отдельных работ в отсутствие согласованной проектной документации и разрешения на строительство, не свидетельствуют о возможности проведения предусмотренных договором работ в полном объеме, а также о возможности их завершения и сдачи результата работ заказчику.
Пункт 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает и возлагает на подрядчика обязанность предупредить заказчика об обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, и о которых заказчику неизвестно.
В рассматриваемом случае истцу (генподрядчику) было изначально достоверно известно о невыполнении им требований закона и условий договора о передаче ответчику (субподрядчику) проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы и о неполучении им разрешения на строительство.
С учетом изложенного, выполнение этапов строительно-монтажные работы не могло быть своевременно осуществлено ответчиком по вине Заказчика.
Согласно п. 2 ст. 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора- заказчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 59 Постановления от 22.11.2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении", если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 ГК РФ. Правила статьи 328 ГК РФ в таком случае применению не подлежат.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчик действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, и предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из пункта 3 статьи 405 ГК РФ следует, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно части 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Таким образом, у истца отсутствуют основания для взыскания с ответчика неустойки.
Кроме того, является необоснованным начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта, поскольку пунктами 18.3 и 18.4 Госконтракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ.
Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту в силу пункта 4.9 Контракта.
Срок сдачи работ по Государственному контракту поставлен в зависимость от даты утверждения отчетных документов истцом, в связи с чем, ответчик не мог повлиять на сроки утверждения Заказчиком актов.
Таким образом, доводы истца по включению срока оформления результатов приемки в срок исполнения обязательств по Контракту является необоснованными.
Кроме того, истцом предъявлено требование о нарушении каждого из этапов производства работ, при этом неустойка рассчитана исходя не из стоимости конкретного этапа, а от общей стоимости Контракта.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающей в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон.
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 ГК РФ.
Действующее гражданское законодательство допускает исполнение обязательства по частям (статья 311 Кодекса), и стороны в рассматриваемом случае такую возможность предусмотрели (раздел 5 контракта - Сроки и порядок выполнения работ).
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 Гражданского кодекса РФ.
Указанная позиция соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14.
Между тем, Приложением N 3 к Контракту определена стоимость этапов выполнения работ.
Из раздела 5 Контракта следует, что им предусмотрено поэтапное выполнение работ.
При раздельном расчете неустойки по каждому этапу работ, исходя из общей цены контракта в отношении каждого этапа, приведет к необоснованному завышению суммы неустойки.
Расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающей в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон.
Включение в проект контракта явно несправедливого договорного условия, ухудшающего положение стороны в договоре (подрядчика), оспаривание которого осложнено особенностями процедуры, установленной Законом N 44-ФЗ, ставит заказчика в более выгодное положение и позволяет ему извлечь, необоснованное преимущество (соответствующая правовая позиция, как указано выше, отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 г. N 11535/13, от 15 июля 2014 г. N 5467/14).
Из раздела 5 Контракта следует, что им предусмотрено поэтапное выполнение работ. Приложением N 3 к Контракту определена стоимость этапов выполнения работ.
Учитывая изложенное, неустойка за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, подлежит расчету от стоимости каждого этапа работ, указанных в приложении N 3 к Контракту.
Учитывая изложенное, истцом не доказан факт неисполнения и/или ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по Контракту, не обоснован период просрочки, в противоречие п.1 ст.401 ГК РФ не доказан факт наличия вины ответчика в форме умысла или неосторожности, при котором возможно привлечение к ответственности, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Довод жалобы о том, что исковые требования заявлены правомерно, поскольку вина истца в нарушении ответчиком сроков выполнения работ отсутствует, отклоняется апелляционной инстанцией.
Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия Заказчика.
Следовательно, обязанность по передаче исходных данных подрядчику закон возложил именно на заказчика.
К числу исходных данных необходимых для разработки Проектной документации, помимо всего прочего, относится задание на проектирование, правоустанавливающие документы на земельный участок и технические условия на подключение объекта к сетям инженернотехнического обеспечения.
Из представленных в материалы дела доказательств следовало и было установлено судом первой инстанции, что выполнение работ по Контракту не могло быть своевременно осуществлено ответчиком по вине Заказчика.
В нарушение принятых на себя обязательств, Заказчиком несвоевременно предоставлены исходные данные для разработки Проектной документации.
Срыв срока разработки проектной и рабочей документации обусловлен длительным совместным согласованием с Заказчиком электрических нагрузок Объекта, нехваткой энергоресурсов в наличии, в связи с чем выполнялись оптимизационные мероприятия по снижению нагрузок электроснабжения Объекта - снижение потребляемой мощности, решение о применении ДЭС на постоянной основе.
При этом, Государственный Заказчик и Технический Заказчик, в свою очередь, длительное время согласовывали и не оказывали необходимого и должного содействия Подрядчику для своевременной сдачи результатов выполненных Подрядчиком работ по указанному Государственному контракту в силу ст. 762 ГК РФ.
Итоженные выше обстоятельства повлияли на сроки выполнения работ Генподрядчиком, предусмотренные Государственным контрактом.
Кроме того, следует отметить, что истцом в период разработки проектной документации, а также на протяжении действия Контракта утверждались, согласовывались и направлялись решения о внесении изменения в проектно-сметную документацию.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса). Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Таким образом, получение разрешения на строительство должно предшествовать всем строительно-монтажным работам на объекте. При этом, разрешение на строительство в силу ст. 51 ГрК РФ выдается самим государственным заказчиком Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, начало выполнения работ и выполнение отдельных работ в отсутствие согласованной проектной документации и разрешения на строительство, не свидетельствуют о возможности проведения предусмотренных договором работ в полном объеме, а также о возможности их завершения и сдачи результата работ заказчику.
Отсутствие со стороны ответчика формального уведомления о приостановлении выполнения работ не является основанием для привлечения ответчика к ответственности за просрочку выполнения работ при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины в такой просрочке.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Истца с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка Истцом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2019 по делу N А40-290363/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-290363/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"