г. Владимир |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А43-29817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛоСервис" (ОГРН 1175275005212, ИНН 5260437698) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2019 по делу N А43-29817/2019,
принятое по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛоСервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа начальника Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 22.05.2019 N 519-01/03-01/531 в целях проверки исполнения требований ранее выданных предписаний от 12.02.2019 NN 519-03/01-04/21, 519-03/01-04/22, а также оценки соответствия выполняемых строительно-монтажных работ требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, должностным лицом Инспекции проводились мероприятия по региональному государственному строительному надзору при строительстве объекта капитального строительства: "Комбинат бытового обслуживания", расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Моховая, д. 26А.
Согласно договору аренды земельного участка от 03.11.2017 N 17722/07 обществу с ограниченной ответственностью "ЛоСервис" (далее - Общество) предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 1141 кв.м по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Моховая, 26а.
Проведенной проверкой установлено, что Общество, являясь застройщиком, не исполнило законное предписание Инспекции от 12.02.2019 N 519-03/01-04/21, а именно в срок до 15.05.2019 не представило в Инспекцию проектную документацию в полном объеме с положительным заключением экспертизы.
Данные проверки отражены в акте проверки от 21.06.2019 N 519-03/01-03/387.
Усмотрев в бездействии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), административный орган 26.06.2019 составил протокол об административном правонарушении N 519-03/01-05/106.
По выявленному факту Инспекция обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением от 09.08.2019 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил ему наказание виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание, что при рассмотрении данного дела не было представлено вступившего в законную силу постановления или решения суда о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Общество на указанном земельном участке осуществляет строительство комбината бытового обслуживания без положительного заключения экспертизы на проектную документацию в нарушение требований статьи 5, пункта 2 части 1, части 3 статьи 38, пункта 2 части 1, части 7 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее -Технический регламент).
Так, в ходе проведения предыдущей проверки в период с 11.02.2019 по 12.02.2019 Общество осуществляло строительство здания с количеством этажей - 3 (2-надземных, 1- подземный), что подтверждено проектной документацией шифр 49/12-2017.
На 21.06.2019 на объекте выполнены следующие работы: плита перекрытия на отм. - 0.065; вертикальные конструкции на отм. - 0.065 в осях 6/А-Д.
Следовательно, указанный объект не соответствует критериям, установленным в частях 2, 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в связи с чем проектная документация данного объекта подлежит экспертизе, а его строительство - региональному государственному строительному надзору в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ, государственный строительный надзор проводится при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.
В соответствии с обязательными требованиями статей 5, 38, 39 Технического регламента безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Технического регламента. В свою очередь требованиями закона установлено следующее: оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в целях удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям Технического регламента перед началом строительства здания или сооружения; данная оценка осуществляется в форме экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Условия, порядок и результат проведения экспертизы регламентированы статьей 49 ГрК РФ, согласно которой результатом проведения экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации.
При этом, оценка выполненных проектных работ, как соответствующих всем требованиям, установленным действующим законодательством в области градостроительной деятельности согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ дается только на основании проведенной экспертизы проектной документации и выражается в виде положительного заключения экспертизы, и выполнение работ по строительству указанного объекта по проектной документации, при отсутствии положительного заключения экспертизы на нее, непосредственно затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком, утверждение проходит при наличии положительного заключения экспертизы.
В силу пункта 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 49 ГрК РФ определены виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза не проводится. В числе таких объектов указаны следующие:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно части 3 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
Поскольку строящийся объект представляет собой здание с количеством этажей -3, включая 1 подземный этаж (что подтверждается проектной документацией шифр 49/12-2017 и материалами фотофиксации), Общество, являясь застройщиком, допустило нарушение требований действующего законодательства о градостроительной деятельности при строительстве указанного объекта капитального строительства, осуществляя строительство без положительного заключения экспертизы.
Требование выданного предписания от 12.02.2019 N N 519-03/01-04/21 в установленный Инспекцией срок Обществом не выполнено.
Позиция Общества о том, что предписание инспекции от 12.02.2019 N 519-03/01-04/21 является неисполнимым и не ясным судом первой инстанции обоснованно отклонена.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (статья 48 ГрК РФ).
Состав разделов проектной документации, определяется частью 12 и частью 13 статьи 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
В части 12 статьи 48 ГрК РФ предусмотрены разделы, входящие в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
3) разделы, содержащие архитектурные, функционально- технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:
а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;
в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;
г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) проект организации строительства объектов капитального строительства;
5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения, проектная документация на объекты строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, (Раздел 1 "Пояснительная записка", Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", Раздел 3 "Архитектурные решения", Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения", Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", Подраздел "Система электроснабжения", Подраздел "Система водоснабжения", Подраздел "Система водоотведения", Подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети", Подраздел "Сети связи", Подраздел "Система газоснабжения", Подраздел "Технологические решения", Раздел 6 "Проект организации строительства", Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами").
Таким образом, для того чтобы приступить к работам по строительству указанного объекта капитального строительства (здание с количеством этажей - 3, включая подземный) Обществу необходимо было разработать в полном объеме проектную документацию, после чего получить положительное заключение на данную проектную документацию.
В данном случае Общество не представляло в Министерство строительства Нижегородской области проектную документацию в отношении фактически строящегося объекта, а только лишь в отношении здания с количеством 2-х этажей, что не соответствует составу разделов, предусмотренному градостроительным законодательством.
Ссылка Общества на то, что в строящемся объекте возведено техническое подполье, судом первой инстанции обоснованно отклонена.
Согласно СП 118.13330.2012 этаж технический: этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Пространство для прокладки коммуникаций высотой менее 1,8 этажом не является.
В рассматриваемом случае подземная часть возводимого здания превышает 1,8 м и составляет порядка 3 метров, что подтверждается листом 4 проекта раздела 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" и материалами фотофиксации.
Довод Общества о непредставлении Инспекцией вступившего в законную силу постановления либо решение суда о привлечении к ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ не имеет правового значения для установления в деянии Общества состава правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований выданного предписания в установленный срок, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось надлежащим образом.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно в рассматриваемом случае суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Общество к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции по данной статье.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2019 по делу N А43-29817/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛоСервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29817/2019
Истец: Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области
Ответчик: ООО "Лосервис"
Третье лицо: ООО "Лосервис"