город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2019 г. |
дело N А53-364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домгазстрой" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.07.2019 по делу N А53-364/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Домгазстрой" к государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Ростоблгазификация" при участии третьего лица ООО "Газгольдер" об обязании не чинить препятсвия, о признании недействительным решений ответчика об одностороннем отказе от исполнения договоров принятое судьёй Тановой Д.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домгазстрой" обратилось в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Ростовской области "Ростовоблгазификация" об обязании не чинить препятствий в допуске к объектам: газораспределительная станция, находящаяся по адресу: 346500, г. Шахты, Екатерининская. Инвентарный номер 1010300000659; газопровод высокого давления, назначение: коммуникационное. Площадь: общая протяженность: 26860 км. Инвентарный номер: 2816. Литер: Г, находящийся по адресу: 346350, Красносулинский район, на территории Пролетарского с/п, южная часть г. Красный Сулин. Инвентарный номер 1010300000662, "Строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростов-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5", расположенного по адресу: РО, Азовский р-н, г. Ростов-на-Дону", инвентарный номер: 10113000782, "Газопровод высокого давления для газоснабжения аэропортового комплекса "Южный" и прилегающих населенных пунктов в Грушевском сельском поселении Аксайского района РО", расположенный по адресу: РО, городской округ "Город Новочеркасск", Аксайский район, инвентарный номер 10113000783, для исполнения договора N Эксп/Тал-2019 от 17.12.2018 г., договора N Эксп/Южн-2019 от 17.12.2018 г., договора N Эксп/Лев-2019 от 17.12.2018 г., в передаче документации для исполнения договора N Эксп/Тал-2019 от 17.12.2018.
о признании недействительными решений ответчика об одностороннем отказе ответчика от исполнения договоров N Эксп/Тал-2019 на обслуживание объектов: газораспределительная станция, находящаяся по адресу: 346500, г. Шахты, Екатерининская. Инвентарный номер 1010300000659; газопровод высокого давления, назначение: коммуникационное. Площадь: общая протяженность: 26860 км. Инвентарный номер: 2816. Литер: Г, находящийся по адресу: 346350, Красносулинский район, на территории Пролетарского с/п, южная часть г. Красный Сулин. Инвентарный номер 1010300000662, от 17.12.2018 г., N Эксп/Лев-2019 на эксплуатацию объекта: "Строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростов-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5", расположенного по адресу: РО, Азовский р-н, г. Ростов-на-Дону", инвентарный номер: 10113000782 от 17.12.2018 г. и N Эксп/Южн-2019 на эксплуатацию объекта: "Газопровод высокого давления для газоснабжения аэропортового комплекса "Южный" и прилегающих населенных пунктов в Грушевском сельском поселении Аксайского района РО", расположенный по адресу: РО, городской округ "Город Новочеркасск", Аксайский район, инвентарный номер 10113000783 от 17.12.2018 (уточненные требования). Стороны обеспечили явку, дали пояснения по спору.
Решением суда от 24.07.2019 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец указывает, что суд первой инстанции не обосновал, какие именно нарушения законов и подзаконных актов, допущенные подрядчиком, послужили основанием для признания правомерным одностороннего отказа от исполнения договоров заказчиком; а также основанием для недопуска подрядчика к объектам. Приводит доводы об аттестации работников. Не согласен с оценкой суда первой инстанции представленных заявлений о намерении заключить договоры на поставку газа и на обслуживание аварийно-спасательными службами, как недостаточное обоснование позиции истца о заключении указанных договоров. Указывает, что Истец не имел возможности изменить адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, поскольку этот адрес уже использовался в лицензии, полученной ООО "Газгольдер". Приводит доводы относительно работы с прежним подрядчиком в период действия нового контракта с истцом. Истец, являясь слабой стороной государственного контракта, не располагает всей необходимой документацией и не имеет доступа к объектам обслуживания. При этом, Истец лишен возможности влиять на содержание обязательств по контракту и его условий. суд не разобрался в технологических процессах обслуживания газовых сооружений, не принял во внимание доводы истцовой стороны, не учел многочисленную переписку сторон и злоупотребление правом заказчика, как более сильной стороны заключаемых договоров, подкрепленной статусом государственного органа, обслуживающего объекты высокой степени опасности. Суд бездоказательно принял позицию ответчика, не учтя экстремально быстрые сроки отказа от договоров заказчиком, без достаточных на то оснований. Не принял во внимание причинение подрядчику препятствий в исполнении контрактных обязательств; неисполнение заказчиком условий договоров, продолжение работать с прежним подрядчиком ООО "Газгольдер" на протяжении всего времени сотрудничества с ООО "Домгазстрой".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании результатов определения подрядчика путем проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения договоров с заказчиком по эксплуатации в 2019 году объектов газораспределительных станций, победителем признан истец, и впоследствии между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключены 17.12.2018 договоры:
- N Эксп/Лев-2019 на эксплуатацию объекта: "Строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростов-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5", расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, г. Ростов-на-Дону", инвентарный номер 10113000782;
- N Эксп/Южн-2019 на эксплуатацию объекта: "Газопровод высокого давления для газоснабжения аэропортового комплекса "Южный" и прилегающих населенных пунктов в Грушевском сельском поселении Аксайского района Ростовской области", расположенный по адресу: Ростовская область, городской округ "Город Новочеркасск", Аксайский район, инвентарный номер 10113000783
- N Эксп/Тал-2019 на эксплуатацию объектов: Газораспределительная станция, находящаяся по адресу: 346500, г. Шахты, Екатерининская. Инвентарный номер 1010300000659;Газопровод высокого давления, назначение: коммуникационное. Площадь: общая протяженность: 2.6860 км. Инвентарный номер: 2816. Литер: Г., находящийся по адресу: 346350, Красносулинский район, на территории Пролетарского с/п, южная часть г. Красный Сулин. Инвентарный номер 1010300000662.
Предметом договора N Эксп/Тал-2019 являются взаимоотношения сторон по эксплуатации в 2019 году объектов: Газораспределительная станция, находящаяся по адресу: 346500, г. Шахты, Екатерининская. Газопровод высокого давления, назначение: коммуникационное (далее - Объекты), а также сооружений, входящих в состав объектов газификации с постоянным присутствием операторов на Объектах в соответствии с надомной формой обслуживания (далее - работы). Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями:
* Правил эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных и введенных в действие Приказом ОАО "Газпром" от 24.05.2010 N 130 СТО Газпром 2-3.5-454-2010 (далее -Правила);
* Положения по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-069-2002 (далее - Положение);
- Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон);
- Перечня работ по эксплуатации Объектов, являющегося неотъемлемой частью Договора (Приложение N 1) и других нормативно-технических документов (пункты 1.1,1.2).
Предметом договора N Эксп/Южн-2019 являются взаимоотношения сторон по эксплуатации в 2019 году объекта: "Газопровод высокого давления для газоснабжения аэропортового комплекса "Южный" и прилегающих населенных пунктов в Грушевском сельском поселении Аксайского района Ростовской области", а также сооружений, входящих в состав объекта газификации (далее - работы), согласно перечня работ (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора. Подрядчик обязан своими силами и средствами с использованием своих материалов выполнить все работы на Объекте в объеме, предусмотренном Калькуляцией (Приложение N 2), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора, а также в срок предусмотренный настоящим Договором, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 года N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 года N 299-ст) (далее - ГОСТ Р), приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", а также других действующих нормативно-правовых актов и технической документации по эксплуатации газопроводов (пункты 1.1,2.1.1).
Предметом договора N Эксп/Лев-2019 являются взаимоотношения сторон по эксплуатации в 2019 году объекта: "Строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростов-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5", (далее - Объект), а также сооружений, входящих в состав объекта газификации (далее - работы), согласно перечня работ (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора. Подрядчик обязан: своими силами и средствами с использованием своих материалов выполнить все работы на Объекте в объеме, предусмотренном Калькуляцией (Приложение N 2), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора, а также в срок предусмотренный настоящим Договором, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 года N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" (утв. приказом Федерального агентства о техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2012 года N 299-ст) (далее - ГОСТ Р), приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", а также других действующих нормативно-правовых актов и технической документации по эксплуатации газопроводов;
Общая стоимость работ по договору N Эксп/Лев-2019 - 7632812,18 руб. (НДС не облагается) (пункт 3.1).
Общая стоимость работ по договору N Эксп/Южн-2019 - 3315273,61 руб. (НДС не облагается) (пункт 3.1).
Общая стоимость работ по договору N Эксп/ТАл-2019 - 9954996,88 руб. (НДС не облагается) (пункт 3.1).
Согласно пункту 2.1.6 договора N Эксп/Лев-2019, подрядчик обязуется до начала производства работ предоставить Заказчику подтверждение прохождения аттестации работников подрядчика (области аттестации по промышленной безопасности: А. Общие требования промышленной безопасности, Б. 7.1. Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
В силу пункта 2.1.7 договоров N Эксп/Лев-2019, N Эксп/Южн-2019, подрядчик обязан иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывоиожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
Согласно пункту 2.1.8 договора N Эксп/Лев-2019, привлекать к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом стоимость работ, оказываемых субподрядчиками должна составлять 15 % от цены Договора;
Согласно пункту 2.1.11 договора N Эксп/Лев-2019, пункта 2.1.10 договора N Эксп/Южн-2019,, подрядчик обязан в течение 10 (десяти) дней со дня заключения настоящего Договора, за счет собственных средств заключить:
- с ООО "Газпром межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужны (снабженческо - сбытовые услуги);
- с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.
Согласно пункту 2.3.2 договора N Эксп/Лев-2019, договора N Эксп/Южн-2019 заказчик обязан обеспечивать беспрепятственный доступ персонала подрядчика на объект.
В силу пункта 2.1.2 договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязан до начала производства работ предоставить заказчику подтверждение прохождения аттестации работников подрядчика (области аттестации по промышленной безопасности: А. Общие требования промышленной безопасности; Б2.8 Магистральные газопроводы; Б8.23. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по э кол отческому, технологическому и атомному надзору";
В силу пункта 2.1.3. договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязан в случае выявления несоответствия качества и комплектности оборудования Объектов, его комплектующих изделий, узлов и деталей требованиям нормативно-технической документации, установленной п. 1.2 настоящего Договора, известить заказчика в течение 10 (десяти) дней с момента, когда он об этом узнал;
В силу пункта 2.1.4. договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязан иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
Согласно пункту 2.1.5. договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязан обеспечить работу операторов ГРС на Объектах, в соответствии с надомной формой обслуживания ГРС (приложения Т, У "Положения");
Согласно пункту 2.1.10. договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязан предоставить заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более 10% цены договора, в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения им договора с субподрядчиком
В силу пункта 2.1.12 договора N Эксп/Тал-2019,, подрядчик обязан в течение 10 (десяти) дней со дня заключения настоящего Договора, за счет собственных средств заключить:
- с ООО "Газпром межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужны (снабженческо - сбытовые услуги);
- с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Закона.
Согласно пунктам 3.1.4 договора N Эксп/Тал-2019, заказчик обязан передать по акту, подписанному уполномоченными представителями Подрядчика, выполняющего работы по эксплуатации Объектов, линейную часть, сооружения и оборудование, входящее в их состав для совместного проведения работ.
Истцом в обоснование иска указано о неисполнении ответчиком обязательств по договорам. Письмами N 18/2-5, 18/12-6, N 18/12-7 от 18.12.2018 истец извещал ответчика о необходимости предоставления необходимой технической документации для производства работ.
В ответ на письма истца получены сообщения ответчика об отказе в передаче документации от 19.12.2018 за исх. N 787, N 788, N 789, заказчик указал, что согласно п. 2.3. или п. 3.1 договоров, а также Законом о ПБ ОПО не предусмотрено предоставление в течение 3-х дней от даты регистрации обращения, предоставления технической документации в адрес Подрядчика. Учреждение готово предоставить имеющуюся в наличии документацию на основании обращения по конкретному запрашиваемому документу с ссылкой на нормативно-правовой акт.
20.12.2018 истцом повторно в письменном виде поданы заявления N 20/12-1, N 20/12-2, 20/12-3 ответчику с просьбой передать документацию на объекты, на которых необходимо выполнять работы, без которой невозможно заключать договоры в рамках исполнения обязательств по договорам, приступить к выполнению работ, что подтверждается письмами в адрес ответчика, принятыми ответчиком 20.12.2018 вх. N955, вх. N956, вх. N957.
На письма истца от 20.12.2018 получены ответы ответчика от 20.12.2018 исх. N 794, N 795, N 796, от 21.12.2018 г. исх. 3798, N 799, исх. N 800, о том, что истцу необходимо предоставить должностные инструкции на сотрудников, пройти аттестацию и т.п., также указано, что не предусмотрено предоставление заказчиком в адрес подрядчика, а также регистрирующего органа документов изложенных в Приказе, т.к. эксплуатирующей организацией согласно договора является подрядчик.
Требования ответчика выполнены и запрашиваемые документы переданы истцом письмами с отметками о получении ответчиком запрашиваемых последним документов от 24.12.2018, от 25.12.2018, от 27.12.2018.
Ответчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения договоров от 29.12.2018, которые по мнению истца, являются не законными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается понятие государственного или муниципального контракта, как договора, заключенного органом государственной власти или органом местного самоуправления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
В соответствии со статьями 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить работы в порядке, предусмотренном договором.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным сторонами.
В силу части 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 названной статьи).
Пунктом 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктом 12 названной статьи установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95).
Так, пунктом 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что ответчиком 29.12.2018 приняты решения об одностороннем отказе от исполнения договоров.
Решением об одностороннем отказе ГБУ РО "Ростоблгазификация" от исполнения договора N Эксп/Лев-2019 указано, что по состоянию на 29.12.2018 истцом обязательства по договору не выполнены надлежащим образом, а именно:
1. п.п. 2.1.1. п. 2.1. Раздела 2 Договора:
- ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 8. постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" - не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в части внесения нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности;
- ст. 2 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" - не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня начала подписания Договора не представлены сведения, характеризующие каждый объект в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), для регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
п. 3 постановления Правительства РФ от "10" марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" - не направлена в адрес Учреждения копия положения о производственном контроле, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации, а также в соответствии с п. 7 документ, подтверждающий назначение руководителем организации работника или службы производственного контроля, осуществляющих производственный контроль;
ст. 10. Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - не подтверждено наличие финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.
2. п.п. 2.1.6. и. 2.1. Раздела 2 Договора - до начала производства работ не предоставлен протокол прохождения аттестации генерального директора Д.А. Алешина по категориям: А. (общие требования промышленной безопасности) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному народу.
3. п.п.2.1.11 п.2.1. Раздела 2 договора - в течение 10 дней со дня заключения договора, за счет собственных средств подрядчика не заключены договоры:
с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужны (снабженческо - сбытовые услуги);
с профессиональными аварийно - спасательными службами или Ф профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.
Решением об одностороннем отказе ГБУ РО "Ростоблгазификация" от исполнения договора N Эксп/Тал-2019 указано, что по состоянию на 29.12.2018 истцом обязательства по договору не выполнены надлежащим образом, а именно:
1. п.п. 2.1.2. п. 2.1. Раздела 2 Договора - до начала производства работ не предоставлен протокол прохождения аттестации генерального директора Д.А. Алешина по категориям: А. (общие требования промышленной безопасности) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "29" января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
2. п.п. 2.1.5. п. 2.1. Раздела 2 Договора - в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также п.п. 1.3.3. Положения по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-069-2002 не обеспечена работа операторов ГРС на Объектах, в соответствии с надомной формой обслуживания ГРС (приложения Т, У "Положения").
3. п.п. 2.1.12. п. 2.1. Раздела 2 Договора - в течение 10 (десяти) дней со дня заключения Договора, за счет собственных средств Подрядчиком не заключены договора:
- с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужны (снабженческо - сбытовые услуги);
- с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.
4. согласно нормативно-технических документов (п. 1.2. Договора):
- ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 8. постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 49 лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически оп производственных объектов 1, II и III классов опасности" - не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в част' внесения нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности;
- ст. 2 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" - не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня начала подписания Договора не представлены сведения, характеризующие каждый объект в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), для регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
- п. 3 постановления Правительства РФ от "10" марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" - в адрес Учреждения не направлена копия положения о производственном контроле, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации, а также в соответствии с п. 7 документ, подтверждающий назначение руководителем организации работника или службы производственного контроля, осуществляющих производственный контроль;
- ст. 10. Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - не подтверждено наличие финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
- п.п. "б" п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - Правила), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "25" марта 2014 г. N 116 - не предоставлены приказы о назначение из числа специалистов ООО "Домгазстрой", аттестованных согласно п. 224 Правил, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением.
Решением об одностороннем отказе ГБУ РО "Ростоблгазификация" от исполнения договора N Эксп/Южн-2019 указано, что по состоянию на 29.12.2018 истцом обязательства по договору не выполнены надлежащим образом, а именно:
1. п.п.2.1.1.п.2.1 Раздела 2 договора:
- ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 8. постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" - не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в части внесения нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности;
- ст. 2 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от "24" ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" - не позднее 10 рабочих дней со дня начала подписания Договора не представлены сведения, характеризующие каждый объект в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), для регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов;
- п. 3 Постановления Правительства РФ от "10" марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" - в адрес Учреждения не направлена копия положения о производственном контроле, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации, а также в соответствии с п. 7 документ, подтверждающий назначение руководителем организации работника или службы производственного контроля, осуществляющих производственный контроль;
- ст. 10. Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - подтверждено наличие финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.
2. п.п.1. 2.1.6. п. 2.1. Раздела 2 Договора - до начала производства работ не предоставлен протокол прохождения аттестации генерального директора Д.А. Алешина по категориям: А. (общие требования промышленной безопасности) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", п.п. 1,2 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "29" января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
- п.п. 2.1.10. п. 2.1. Раздела 2 Договора - в течение 10 (десяти) дней со дня заключения Договора, за счет собственных средств Подрядчиком не заключены договора:
- с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужны (снабженческо - сбытовые услуги);
- с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), который в том числе направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9, пункту 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Договоры N Эксп/Лев-2019 на эксплуатацию объекта: "Строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростов-на-Дону с учетом создания кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5" и N Эксп/Южн-2019 на эксплуатацию объекта: "Газопровод высокого давления для газоснабжения аэропортового комплекса "Южный" и прилегающих населенных пунктов в Грушевском сельском поселении Аксайского района Ростовской области", отнесены к 3 классу опасности - опасные производственные объекты средней опасности.
Договор N Эксп/Тал-2019 на эксплуатацию объектов: Газораспределительная станция, Газопровод высокого давления, назначение: коммуникационное, отнесен ко 2 классу опасности - опасные производственные объекты высокой опасности.
Поскольку указанные объекты отнесены ко 2 и 3 классу опасности - опасным производственным объектам средней и высокой опасности, до начала выполнения работ, а именно до 01.01.2019, подрядчик обязан, в соответствии с условиями договоров, выполнить следующие условия:
Согласно пункту 2.1.6 договоров N Эксп/Лев-2019 и NЭксп/Южн-2019, пункта 2.1.2 договора N Эксп/Тал-2019, подрядчик обязуется до начала производства работ предоставить Заказчику подтверждение прохождения аттестации работников подрядчика (области аттестации по промышленной безопасности: А. Общие требования промышленной безопасности, Б. 7.1. Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления, Б8.23. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Как следует из оспариваемых решений об односторонних отказах от исполнения договоров, в нарушение вышеуказанных пунктов договоров, истец до начала производства работ не предоставлен протокол прохождения аттестации генерального директора Д.А. Алешина по категории: А (общие требования промышленной безопасности) в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 20 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от "29" января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
17.12.2018 (исх. N N 777, 779 от 17.12.2018, повторно исх. N 798, N 799, N 800 от 21.12.2018, исх. N 818 от 27.12.2018, исх. N820 от 28.12.2018) в адрес ООО "Домгазстрой" Д.А. Алешина направлены запросы о предоставлении протокола о прохождении аттестации генерального директора ООО "Домгазстрой" Д.А. Алешина.
21.12.2018 из ООО "Домгазстрой" в адрес ГБУ РО "Ростоблгазификация" поступили протоколы прохождения аттестаций по категориям: А N 41-17-0778 от 30.03.2017, 8.23 N 07-18-2460 от 13.12.2018 на Носачева Д.В., 2.8 N 07-18-2459 от 13.12.2018 на Хухлаева М.М.
В установленный срок, протокол, подтверждающий прохождение аттестации по категории А генеральным директором ООО "Домгазстрой" ДА. Алешиным, в адрес ГБУ РО "Ростоблгазификация" не поступил.
Рассмотрев вышеприведенные основания для отказа от исполнения договоров, суд первой инстанции признал их необоснованными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 9 Закона 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно пунктам 3, 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Правила организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N263 устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее -Правила).
В соответствии с п. 5, 7 Правил, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, способствовавших возникновению аварии, инцидента и т.д. Руководитель (или лицо, его замещающее) организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, несет ответственность за невыполнение мероприятий, изложенных в пункте 6 настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации. В случае изменения учредительных документов и/или штатного расписания организации ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились, первичной аттестации не подлежат.
В силу пункта 4 Правил N 263 производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Согласно пункту 7 Правил N 263 производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек (пункт 8 Правил N 263).
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности (пункт 9 Правил N 263).
В пункте 11 Правил N 263 перечислены обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля.
Из материалов дела следует, что общество по условиям договоров, должно было эксплуатировать опасные производственные объекты.
Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, N ВХ- 29-004855 от 24.07.2014.
Согласно действующему законодательству руководитель эксплуатирующей организации обязан обеспечивать опасный производственный объект необходимым штатом работников.
В обществе руководителем работ, согласно приказу и прошедшего аттестацию по категории А, назначен главный инженер Носачев Д.В., обязательное прохождение аттестации генеральным директором предприятия в 2018 г. законом не предусмотрено.
В оспариваемых решениях, ответчик указал о нарушении истцом п.п. 2.1.4 п. договора (Эксп/Тал-2019), п.п. 2.1.7 п. 2.1. договора (Эксп/Лев-2019, Эксп/Южн-2019), а именно ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 8. постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 11 и 111 классов опасности", поскольку истцом не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в части внесения нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
17.12.2018 в адрес истца ответчиком направлены письма N 777, 778, 779, повторно 28.12.2018 исх. N 820) о предоставлении сведений о внесении изменений в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в части внесения нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Однако, истцом такие изменения не внесены.
Согласно п.п. 2.1.12. (Эксп/Тал2019) п.п.2.1.11 (Эксп/Лев-2019.). п.п.2.1.10 (Эксп/Южн- 2019 г.) п. 2.1. Раздела 2 договоров, подрядчик обязан в течение 10 (десяти) дней со дня заключения договора, за счет собственных средств заключить следующие договоры:
- с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов - на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужды (снабженческо - сбытовые услуги);
- с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание в соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в адрес истца, ответчиком направлены письма N N 774, 775, 776 от 17.12.2018 и N 820 от 28.12.2018 о предоставлении в срок до 27.12.2918 подтверждения заключения договоров с ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов -на - Дону" Договор поставки газа на собственные нужды (снабженческо-сбытовые услуги) и с профессиональными аварийно -спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание.
27.12.2018 истцом представлено ответчику письмо N 27.12/1 с заявлениями о заключении договоров, однако сами договоры, заключенные в установленном порядке не представлены.
Доводы истца о достаточности предоставления ответчику заявлений о заключении договоров в подтверждение исполнения вышеуказанных обязательств, являются необоснованными, поскольку договоры в установленном порядке не заключены, тогда как договорами предусмотрена обязанность подрядчика в 10-дневный срок заключить договоры. Более того, в материалы дела представлено письмо N 06-01-04/42 от 10.01.2019 из ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов - на - Дону", в котором предложено истцу представить документы на заключение поставки газа, согласно установленному перечню.
Таким образом, довод истца о заключенности договоров материалами дела опровергается.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В данном конкретном случае, неисполнение в полном объеме обязательств по договорам до начала выполнения работ подрядчиком, с учетом специфики газораспределительных объектов и их высокой степени опасности, послужили основанием для принятия заказчиком обоснованных решений об одностороннем отказе от исполнения договоров.
При этом, требование ответчика об обязании не чинить препятствий в допуске к объектам: газораспределительная станция, необоснованны, поскольку ответчик, действуя в пределах своих полномочий, как учреждение, осуществляющее оперативное управление объектами, а также как заказчик по договорам, вправе до начала производства работ истребовать необходимый объем документации для допуска подрядчика на объект.
С учетом изложенного в удовлетворении иска отказано правомерно.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 23 февраля 1999 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко" подчеркнул, что исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне. Этот подход был воспринят высшими судебными инстанциями и в целом правоприменительной практикой.
Контракт подписан истцом без протокола разногласий.
Из переписки сторон, имеющейся в материалах дела, не следует, что ответчик отказался оказать содействие истцу, отказался предоставить документацию.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2019 по делу N А53-364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.