г. Саратов |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А06-5913/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 августа 2019 года по делу N А06-5913/2019,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002)
к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660)
о взыскании 601 992 руб. 73 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (далее - истец, ООО "ЭкоЦентр") обратилось в суд к Администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности 601 992 руб. 73 коп., госпошлины в размере 15 040 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2018 года с Администрации муниципального образования "Приволжский район" за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "ЭкоЦентр") взыскана сумма в размере 601 992 руб. 73 коп., а также 15 040 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоЦентр" в соответствии с заключенным с Министерством ЖКХ Астраханской области соглашением от 07.02.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории города Астрахани и Астраханской области, за исключением муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
Региональным оператором 16.01.2018 выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: 2,5 км северо-западней от с. Водяновка Приволжского района Астраханской области, о чем составлен акт обследования земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 15.01.2018. В акте указана площадь, на которой размещены отходы, на момент обследования 1,5 га, объем отходов 180 куб.м.
Истец 16.01.2018 направил в адрес ответчика письмо "Об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов" с предложением Администрации МО "Приволжский район Астраханской области" самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
При повторном обследовании земельного участка было установлено, что по указанному выше адресу на земельном участке находятся твердые коммунальных отходы предположительно объемом 200 куб. м. на площади 1,5 га, о чем составлен акт от 20.02.2018.
Впоследствии, истец ликвидировал собственными силами по указанному выше адресу несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), что подтверждается актом выполненных работ от 10.04.2018 по ликвидации несанкционированной свалки и маршрутными листами от 01.04.2018, 03.04.2018, 04.04.2018, 05.04.2018, 04.04.2018, 08.04.2018 транспортных средств В384 СС134 (ломовоз), В332 ХС134 (ломовоз), В334ХС134 (ломовоз), В380ОУ134 (МАЗ), В 296РМ134 (МАЗ), Н764МК30 (МАЗ), 6467 ВН 34 (погрузчик) с указанием объема ликвидированного несанкционированного размещения ТКО, времени работы техники затраченного на ликвидацию.
Истец 03.05.2018 направил в адрес Администрации МО "Приволжский район Астраханской области" претензию о возмещении своих расходов по ликвидации несанкционированной свалки в сумме 550 167 руб.
Поскольку Администрация МО "Приволжский район" Астраханской области в добровольном порядке не компенсировала истцу расходы по ликвидации несанкционированной свалки, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно статьей 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу пункта 1 статьи 7 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 16.01.2018 региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу: 2,5 км северо-западней от с.Водяновка Приволжского района Астраханской области.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Истец, в соответствии с требованиями указанного постановления 21.11.2017 направил уведомление в адрес МО "Приволжский район".
В соответствии с пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования "Приволжский район" работы по ликвидации свалки не проведены, региональный оператор, согласно пункту 17 Постановления N 1156 произвел выезд по адресу 2,5 км северо-западней от с.Водяновка Приволжского района Астраханской области и установил наличие неликвидированной свалки по указанному адресу (акт повторного обследование земельного участка, на котором установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 20.02.2018.
Материалами дела подтверждается, что истцом проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: 2,5 км северо-западней от с.Водяновка Приволжского района Астраханской области.
Объем ликвидированного несанкционированного размещения ТКО составляет 408 куб. м.
Доказательства меньшего объема твердых коммунальных отходов ответчиками не представлены.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В соответствии с утвержденной ООО "ЭкоЦентр" методикой расчета затрат (составление калькуляции) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (приказ от 03.07.2017 N 37), ООО "ЭкоЦентр" рассчитаны понесенные затраты на ликвидацию несанкционированное размещение ТКО по адресу: 2,5 км северо-западней от с.Водяновка Приволжского района Астраханской области, включающие в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и отражающие фактическую себестоимость выполненных работ.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 550 167 руб.
Представленный расчет проверен судом первой инстанции и признан верным, ответчиком не опровергнут.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила), собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным.оператором.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости государственная собственность на земельный участок по адресному ориентиру: 2,5 км северо-западней от с.Водяновка Приволжского района Астраханской области, не разграничена.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
При этом, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В статье 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено разграничение государственной собственности на землю (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов).
Определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена в пункте 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Учитывая соответствующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделены в том, что числе и органы местного самоуправления муниципальных районов. Однако с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом, которые необходимо исполнять.
Поскольку несанкционированное размещение ТКО произошло на землях государственная собственность которых не разграничена в границах Муниципального образования "Приволжского района" Астраханской области, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности истцом тех обязательных условий, с которыми законодатель применительно к рассматриваемому спору связывает наступление у ответчика обязательств из неосновательного обогащения.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.05.2018 по 03.06.2019 в размере 51 825,73 руб.
В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Кодекса) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Представленный истцом расчет процентов проверен судами, признан правильным, ответчик расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не опроверг.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции об удовлетворении искового требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 51 825,73 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2019 года по делу N А06-5913/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5913/2019
Истец: ООО "ЭкоЦентр"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области
Третье лицо: Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области