г. Москва |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А40-98130/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б. Красновой
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное)
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-98130/19, принятое судьей О.Ю. Паршуковой, в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) (662162, Красноярский край, г. Ачинск, м-он 9, здание 2 Б)
к АО "Главному управлению жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922)
о взыскании 10 953,34 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", общество, страхователь, ответчик) о взыскании переплаты пенсии в размере 10 953,34 руб.
Решением суда от 15.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, судом не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, несвоевременное получение от страхователя сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года на работников Тимощук Ольгу Викторовну, Итименева Валентина Георгиевича, Золотореву Людмилу Васильевну, повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии в общей сумме 10 953,34 руб.
Требование заявителя о возврате излишне полученной суммы пенсии ответчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании Решения начальника УПФ РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) Пенсионный фонд произвел индексацию пенсий с февраля 2017 года, и начал выплачивать ее в проиндексированном размере в связи с тем, что сведения на пенсионеров: Тимощук Ольгу Викторовну, Итименева Валентина Георгиевича, Золотореву Людмилу Васильевну отсутствовали в отчетном периоде за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года - не позднее 10.12.2016 г. Ответчик в отношении застрахованного лица Тимощук Ольги Викторовны (СНИЛС 041-654-223 28) представил сведения по форме СЗВ-М 19.04.2017 года. Управлением установлен факт предоставления вышеуказанных сведений с нарушением законодательно установленного срока.
Срок предоставления сведений но форме СЗВ-М за февраль 2017 года - не позднее 15.03.2017 г. Ответчик в отношении застрахованного лица Тимощук Ольги Викторовны (СНИЛС 041-654-223 28) представил сведения по форме СЗВ-М 10.04.2017 года. Управлением установлен факт предоставления вышеуказанных сведений с нарушением законодательно установленного срока.
В результате предоставления сведений с нарушением срока образовалась переплата пенсии Тимощук Ольге Викторовне за период с 01.02.2017 по 31.03.2017. с 01.05.2017 по 31.05.2017 в размере 2 253,13 рублей.
Срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года - не позднее 10.12.2016 г. Ответчик в отношении застрахованного лица Итименева Валентина Георгиевича (СНИЛС 043-538-924 64) представил сведения по форме СЗВ-М 19.04.2017 года. Управлением установлен факт предоставления вышеуказанных сведений с нарушением законодательно установленного срока.
В результате предоставления сведений с нарушением срока образовалась переплата пенсии Итименева Валентина Георгиевича за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в размере 4794,04 рублей.
Срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года - не позднее 10.12.2016 г. Ответчик в отношении застрахованного лица Золотаревой Людмилы Васильевны (СНИЛС 043-541-143 20) представил сведения по форме СЗВ-М 19.04.2017 года. Управлением установлен факт предоставления вышеуказанных сведений с нарушением законодательно установленного срока.
Как указывает истец, в результате предоставления сведений с нарушением срока образовалась переплата пенсии Золотаревой Людмилы Васильевны за период с 01.02.2017 по 31.05.2017 в размере 3 906,17 рублей.
Общий размер переплаты составил 10 953,34 (десять тысяч девятьсот пятьдесят три рубля 34 копейки).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 20017 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренные частями 2,5-8 статьи 18 выше указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размере фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений части 1-3 указанной статьи производиться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пункт 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в заявленном Истцом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения предоставляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (в редакции Закона - N 27-ФЗ до 01.01.2017 - не позднее 10-го числа месяца), следующего за отчетным периодом месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 365-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выноситься в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В части 1 статьи 7 Федерального от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Информационный обмен сведениями между Государственным учреждением Управления пенсионного фонда Российской Федерации и Акционерным обществом "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" происходит в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В исковом заявление Пенсионный фонд утверждает, что произвел индексацию пенсий с февраля 2017 года, на основании Решения начальника УПФ РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) и начал выплачивать ее в проиндексированном размере в связи с тем, что сведения на пенсионеров: Тимощук Ольгу Викторовну, Итименева Валентина Георгиевича, Золотореву Людмилу Васильевну отсутствовали в отчетном периоде за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года.
Однако, судом установлено, что согласно выгрузки электронных документов - сведений о застрахованных лицах, произведенной группой по расчету и анализу АО "ГУ ЖКХ" с сайта по которому происходит электронный документооборот между страхователем и Пенсионным фондом (https://р.kontur.ru/ - телекоммуникационным каналам связи), отчет СЗВ-М за ноябрь 2016 года был направлен АО "ГУ ЖКХ" (страхователем) и получен представителем Пенсионным фондом Управлением N 3 Новиньковым P.Л. 12.12.2016 года в 13:33 (поскольку 10 декабря 2016 года выпало на субботу, следовательно датой направления отчета стал следующий рабочий день понедельник - 12.12.2016 г.); отчет СЗВ-М за февраль 2017 года был направлен АО "ГУ ЖКХ" (страхователем) и получен представителем Пенсионным фондом Управлением N 3 Новиньковым P.JI. 03.03.2017 года в 17:15.
Из выгруженной части отчета СЗВ-М от 05.12.2016 года за ноябрь 2016 года и 03.03.2017 года за февраль 2017 года сведений о застрахованных лицах на работника АО "ГУ ЖКХ" указанных в исковом заявление ГУ УПФ РФ усматривается, что они в том числе были поданы в отчете за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года, однако протоколы проверки пришли отрицательные.
УПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области в отношении АО "ГУ ЖКХ" были поданы заявления о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление отчета по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 г. и февраль 2017 года.
При этом из представленных в материалы дела документов следует, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 декабря 2018 г. по делу N А40- 94709/18-20-3125 и делу N А40-94636/18-20-3103 было установлено, что отчеты по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года были поданы своевременно АО "ГУ ЖКХ", однако в результате проверки они не были приняты ПФР, в связи с чем к обществу были применены санкции за несвоевременное предоставление вышеуказанных сведений.
Учитывая, что отчет за ноябрь 2016 г. и февраль 2017 г. сдан в ПФР в апреле 2017 г., решение о выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии должно было быть вынесено в мае 2017 года с учетом представленных обществом сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 г., январь 2017 г., март 2017 г. и т.д.
Несмотря на это фонд принял решение о выплате страховой пенсии, фиксированной выплате к страховой пенсии в феврале 2017 г. без учета сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 г., январь 2017 г. и т.д. в то время как уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период, который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производиться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального персонифицированного учета (п. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Как верно указал суд первой инстанции, из изложенного следует, что Пенсионный фонд, не сверив на соответствие сведения с предоставленными данными индивидуального (персонифицированного) учета, не имея правовых оснований, необоснованно принял решение о проведении индексации работающим пенсионерам (пункт 6 статьи 26.1 Федеральный закон от 28.12.2013 N 6 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), поскольку согласно пункта 4 статьи 26.1 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложена именно на Пенсионный фонд.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Возникновение у лица права требовать возмещения убытков обусловлено нарушением его прав и является мерой гражданско-правовой ответственности. В этой связи это лицо обязано доказать факт нарушения своего права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Таким образом, для удовлетворения требования о взыскании убытков необходимо установить наличие и совокупность следующих обстоятельств: наличие вреда, причинно-следственной связи между виновными действиями лица и понесенными убытками, вины лица, ответственного за убытки, документальное подтверждение убытков.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела истец должен доказать, что несвоевременное представление Обществом сведений в Фонд о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года находится в прямой причинно-следственной связи с возникшими у Фонда убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающим у страхователя пенсионерам.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав в совокупности имеющиеся доказательства по делу в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями АО "ГУ ЖКХ" (работодателем) и причинением ущерба Пенсионному фонду, то есть о недоказанности Фондом наличия совокупности всех квалифицирующих признаков, позволяющих установить убытки.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований является обоснованным.
Приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-98130/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98130/2019
Истец: ГУ управление пенсионного фонда рф в г ачинске красноярского края
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"