г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А56-33010/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Пестерникова Е.А. по доверенности от 25.10.2017
от заинтересованного лица: Суров Н.П. по доверенности от 15.05.2019
от 3-го лица: Мороз И.А. - директор ООО "Центр культурных традиций"; Митрофанова Т.В. по доверенности от 11.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25622/2019) общества с ограниченной ответственностью "Центр культурных традиций" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2019 по делу N А56-33010/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центр культурных традиций"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 05.03.2019 по делу N 44-1336/19 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр культурных традиций" (далее - Общество).
Решением суда от 11.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение и предписание Управления являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В судебном заявлении представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления также просил удовлетворить апелляционную жалобу, представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0172200010218000013 о проведении конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению Санкт-Петербургского фестиваля национальных кухонь.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 08.02.2019 победителем признано ООО "Перфект", заявке ООО "Центр культурных наследий" присвоен второй номер.
ООО "Центр культурных наследий" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. N 5607/19 от 26.02.2019) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению Санкт-Петербургского фестиваля национальных кухонь (извещение N 0172200010218000013), в которой Общество ссылалось на нарушение конкурсной комиссией установленного порядка оценки и сопоставления заявок участников конкурса и определения победителя. По мнению Общества, оценка по показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт", "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб.", "Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, благодарственных писем, благодарностей органов государственной власти и местного самоуправления, полученных за оказание услуг сопоставимого характера" произведена неверно.
По результатам рассмотрения жалобы Общества Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 05.03.2019 по делу N 44-1336/19, в соответствии с которым жалоба Общества была признана обоснованной в части доводов о нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке конкурсных заявок в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня"; в действиях конкурсной комиссии Заказчика признано нарушение части 5 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 05.03.2019 по делу N 44-1336/19 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в соответствии с которым Заказчику - Комитету по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге - и его конкурсной комиссии предписано устранить нарушения части 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ и с этой целью - отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, составленный в ходе проведения конкурса N 0172200010218000013; обеспечить возможность участнику закупки повторно внести обеспечение заявки на участие в конкурсе; повторно рассмотреть конкурсные заявки с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания; провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0172200010218000013) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Комитет оспорил их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4);
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Согласно пункту 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Конкурсной документации в качестве показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
- Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт. (значимость показателя 30%)
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб. (значимость показателя 30%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по спорному показателю:
1. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт. |
Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником о количестве контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных участником закупки за период с 01.01.2015 г. по настоящее время
Где: Z1 - значимость показателя, Ni - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, представленная i-ым участником, (шт.) Nmax - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема - максимальное значение из всех представленных участниками закупки, (шт.) За услуги сопоставимого характера и объема принимаются услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений" / культурно-массовых мероприятий этнической направленности в том числе, народных гуляний, карнавалов, фестивалей, конференций, форумов, профессиональных праздников, концертов, за период с 01.12.2015 по настоящее время стоимостью оказанных услуг не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса. Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров без претензий и штрафных санкций. |
2. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб. |
Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником об общей сумме контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных участником закупки за период с 01.01.2015 г. по настоящее время
Где: Z2 - значимость показателя, Ni - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема, (руб.) Nmax - информация о количестве заключенных и исполненных контрактов и договоров сопоставимого характера и объема - максимальное значение из всех представленных участниками закупки, (руб.)
За услуги сопоставимого характера и объема принимаются услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий по тематике "гармонизация межнациональных отношений" / культурно-массовых мероприятий этнической направленности в том числе, народных гуляний, карнавалов, фестивалей, конференций, форумов, профессиональных праздников, концертов, за период с 01.12.2015 по настоящее время стоимостью оказанных услуг не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса.
Подтверждением опыта участника закупки будут являться: копии государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии), копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров без претензий и штрафных санкций. |
В соответствии с частью 5 и частью 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (часть 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 08.02.2019 для закупки N 0172200010218000013 заявке ООО "Центр культурных традиций" по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня Значимость критерия оценки: 20.00%" присвоено 7.40 балла.
Показатели критерия оценки:
2.1 Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт. Значимость показателя: 30.00%. Порядок оценки по критерию: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя) Предложение участника: 8 шт. Оценка заявки по показателю: 10.71
2.2 Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб. Значимость показателя: 30.00%. Порядок оценки по критерию: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя). Предложение участника: 88 588 800.00 руб. Оценка заявки по показателю: 12.74
Как указано в решении Санкт-Петербургского УФАС от 05.03.2019 по делу N 44-1336/19, анализ конкурсной заявки Общества показал, что для оценки им предложены, в том числе, следующие контракты:
- контракт N 7 от 22.03.2016 на оказание услуг по организации и проведению выставки этнопарка, оформленного в соответствии с архитектурными и культурными традициями этносов, населяющих Российскую Федерацию;
- контракт N 8 от 30.12.2016 на оказание услуг по организации и проведению выставки этнопарка, оформленного в соответствии с архитектурными и культурными традициями этносов, населяющих Российскую Федерацию;
- договор N 04/14-ГЭ от 05.04.2016 на оказание услуги по организации мероприятия церемонии награждения премией "Глобальная Энергия" лауреатов, проводимой в рамках ПМЭФ.
Согласно конкурсной документации к оценке предоставляются контракты и договоры (заключенные и исполненные участником закупки за период с 01.01.2015 по настоящее время), на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий этнической направленности, при этом формулировка "в том числе" отражает, что перечень возможных мероприятий не является закрытым.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что конкурсная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа в принятии к оценке контрактов от 22.03.2016 N 7 и от 30.12.2016 N 8, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение части 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 106 Закона N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ООО "Центр культурных наследий" в жалобе в Санкт-Петербургское УФАС (вх. N 5607/19 от 26.02.2019) ссылалось на неверную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявки Общества по показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по количеству контрактов/договоров), шт", "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (по общей сумме контрактов/договоров), руб.", "Деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии грамот, благодарственных писем, благодарностей органов государственной власти и местного самоуправления, полученных за оказание услуг сопоставимого характера".
Между тем, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае в оспариваемом решении от 05.03.2019 по делу N 44-1336/19 Управление, сделав вывод об отсутствии оснований у конкурсной комиссии Заказчика для отказа в принятии к оценке контрактов от 22.03.2016 N 7 и от 30.12.2016 N 8, по сути, сделало выводы в отношении результатов оценки заявки Общества.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что рассмотрев по существу жалобу Общества в отношении результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня", Санкт-Петербургское УФАС вышло за рамки своей компетенции, пределы которой обозначены в части 6 статьи 106 Закона N 44-ФЗ. Результаты оценки заявки Общества могут быть оспорены только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемые решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС недействительными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2019 года по делу N А56-33010/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр культурных традиций" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33010/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Центр культурных традиций"
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2161/20
02.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25622/19
21.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25622/19
25.09.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25619/19
11.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33010/19
26.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33010/19