г. Хабаровск |
|
21 октября 2019 г. |
А73-9472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" (ОГРН 1022701405737, ИНН 2725006476): Кирюхина Ю.Д., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 01, Николайчук О.А., представитель по доверенности от 09.12.2018 N 49,
от общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское Страхование (ОГРН 1177746612581, ИНН 9723030797): Кичуткин А.Н., представитель по доверенности от 01.01.2019 N 091/19,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское Страхование
на решение от 29.08.2019
по делу N А73-9472/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Збарацкой Л.А.
по иску краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края"
к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское Страхование
о взыскании 434 933 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" (далее - КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское Страхование (далее - ООО ВТБ Медицинское Страхование, страховая компания, ответчик) с иском о взыскании основного долга за периоды июнь, августа, октябрь, декабрь 2018, январь 2019 в сумме 135 759,98 руб., неосновательного обогащения в виде штрафа, оплаченного платежными поручениями от 24.05.2018 N 565012, от 28.11.2018 N 186137, в сумме 275 253,80 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и отказа от иска в части взыскания неустойки).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.08.2019 исковые требования удовлетворены, производство в части требования о взыскании неустойки прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
ООО ВТБ Медицинское Страхование обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 29.08.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судебные акты, вынесенные по делу N 06АП-7588/2018, не имеют отношения к настоящему спору. Считает, что решения ХК ФОМ подтверждены результатами контрольных мероприятий, проведенных хабаровским филиалом ООО ВТБ Медицинское Страхование. Полагает, что финансовые санкции в отношении КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" применены законно. Ссылается на судебную практику по делам NN: А73-6657/2019, А73-6658/2019, А73-6748/2019, А73-2710/2019, А73-21164/2018, А73-7184/2018, А73-9291/2018, А73-7559/2018, А41-11641/2019, А41-12939/2019, А40-95758/2018, А60-24089/2019, А47-3789/2019.
В отзыве на апелляционную жалобу КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" просила оставить решение от 29.08.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом Страховая компания "Росно-МС" в лице Хабаровского филиала (правопредшественник ООО ВТБ Медицинское Страхование, страховая медицинская организация) и КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" (медицинская организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.12.2015 N 153115, согласно условиям которого медицинская организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную медицинской организацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 договора от 01.12.2015 N 153115).
22.06.2017 ОАО Страховая компания "Росно-МС" преобразовано в ООО ВТБ Медицинское Страхование.
Между ООО ВТБ Медицинское Страхование (страховая медицинская организация) и КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" (организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 29.12.2017 N 012118, в соответствии с которым, организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в раках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 1 договора от 29.12.2017 N 012118).
Пунктом 2.2 договора от 29.12.2017 N 012118 установлено право страховой медицинской организации при выявлении нарушений обязательств не оплачивать или не полностью оплачивать затраты организации на оказание медицинской помощи.
Пунктом 4.1 договора от 29.12.2017 N 012118 предусмотрено, что страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 28 числа каждого месяца включительно.
По результатам медико-экономической экспертизы, проведенной в периоды с 01.01.2017 по 30.06.2017, в актах N N 66453, 66459, 664604, 66472, 66561-66569 от 18.01.2018 в 13 случаях выявлены дефекты, связанные с несоответствием данных поданных в реестре счетов: несоответствие данных в первичной медицинской документации данным поданным в реестре счетов по приему (осмотру) врача-терапевта, включающий установление (уточнение) диагноза и проведения анкетирования, являющихся обязательными для принятия к оплате 1 этапа диспансеризации.
Результаты медико-экономической экспертизы, проведенной в период с 01.11.2017 по 31.12.2017, отражены в актах от 18.01.2018 N N 66503, 66516, согласно которым в 2 случаях выявлены дефекты, связанные с несоответствие данных первичной медицинской документации данным, внесенным в реестр счета и несоответствие диагнозов в первичной медицинской документации данным в реестра счетов.
Результаты медико-экономической экспертизы, проведенной в периоды с 01.02.2018 по 30.04.2018, отражены в актах от 13.06.2018 N N 77810, 77844, 77847-77873, согласно которым в 28 случаях выявлены дефекты, связанные с несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов.
По результатам медико-экономической экспертизы, отраженных в актах N N 68496, 68497, 68542, 68543 от 15.02.2018, NN 80064-80072 от 11.07.2018, NN 81167, 81172, 81174, 81176, 81180 от 10.08.2018, NN 82718, 82721, 82723, 82725, 82736, 82743 от 07.09.2018, N 80076 от 27.07.2018, N 77845, выявлены дефекты, связанные с повторным обращением по заболеванию, несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов.
ООО ВТБ Медицинское Страхование, ссылаясь на выявленные дефекты, отраженные в поименованных акта, применило к учреждению финансовые санкции в виде неоплаты затрат на оказание медицинской помощи в размере 100% стоимости случая оказания медицинской помощи на сумму 135 759,98 руб.
В свою очередь, КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края", оспаривая примененные санкции, направило в адрес страховой компании претензию от 12.03.2019 N 01.01-17-1086, содержащую требование в добровольном порядке перечислить на расчетный счет учреждения денежные средства в виде неоплаченной медицинской помощи.
В письме от 28.03.2019 N 2143-МС, направленном в адрес КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края", ООО ВТБ Медицинское Страхование отказало в удовлетворении названной претензии.
В отношении учреждения страховой компанией вынесены предписания об уплате штрафов за дефекты (нарушения), допущенные при оказании медицинской помощи.
КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" платежными поручениями от 24.05.2018 N 565012 на сумму 218 639,40 руб., от 28.11.2018 N 186137 на сумму 56 61,40 руб. КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" оплатило штрафные санкции на общую сумму 275 253,80 руб.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил следующие нормы материального права.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования.
В соответствии пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ) предусмотрено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ установлено, что застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
Статьей 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определено право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
На основании приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее -Правила ОМС).
В разделе VIII Правил ОМС приведен порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В пункте 122 Правил ОМС установлено, что страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи), заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой, а также средства для выплаты вознаграждения медицинской организации за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 126 Правил ОМС медицинская организация ежемесячно формирует и направляет в страховую медицинскую организацию:
1) заявку на авансирование медицинской помощи, с указанием периода авансирования и суммы;
2) счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов. Сведения, которые должны быть отражены в реестре счетов, приведены в этом же пункте правил. Информационное взаимодействие между участниками и субъектами ОМС осуществляется в порядке, установленном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - Порядок N 79), которым установлены единые требования и правила информационного взаимодействия, применяемые участниками и субъектами ОМС на территории Российской Федерации.
В рамках информационного взаимодействия, в том числе в целях создания условий для осуществления контроля за использованием средств ОМС, осуществляется персонифицированный учет, представляющий собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице (п. п. 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, включающий в себя персонифицированный учет оказанной медицинской помощи, соблюдать который обязался истец в соответствии с пунктом 5.8 договора от 29.12.2017 N 012118, утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.01.2011 N 29н (далее - Порядок N 29н), в соответствии с пунктами 32, 33 которого, медицинские организации обязаны первично предоставлять сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (реестры счетов) в территориальный фонд ОМС, который осуществляет автоматизированную обработку сведений персонифицированного учета медицинской помощи.
Аналогичное требование содержится в пункте 1 таблицы 24 Порядка N 79. ТФОМС в течение двух рабочих дней на основании регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет автоматизированную обработку полученных от медицинских организаций сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
Согласно пунктам 33, 34 Порядка N 29н, пункту 2 таблицы 24 Порядка N 79 на этапе автоматизированной обработки сведений персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в ТФОМС производится:
1) идентификация застрахованного лица по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц, определение страховой медицинской организации, ответственной за оплату счета;
2) выявление застрахованных лиц, которым оказана медицинская помощь вне территории страхования, и определение их территории страхования;
3) направление в электронном виде результатов, полученных в соответствии с подпунктами 1и 2 настоящего пункта, в медицинскую организацию, оказавшую медицинскую помощь застрахованным лицам.
Медицинская организация по результатам автоматизированной обработки сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, проведенной ТФОМС, в целях осуществления оплаты за оказанные медицинские услуги, представляет их в страховые медицинские организации (СМО) в объеме и сроки, установленные договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 35 Порядка N 29н, пункт 3 таблицы 24 Порядка NN 79) вместе с реестром счетов и счетами на оплату медицинской помощи, которые являются основанием для оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу.
На основании пункта 127 Правил ОМС с учетом представленных реестров счетов страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Статьей 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 127.1 Правил ОМС).
Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Приказом N 230 определен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты).
В соответствии с пунктом 5.1.4 приложения N 8 к Порядку N 230 предусмотрено, что в качестве основания для отказа в оплате (уменьшения оплаты) медицинской помощи предусмотрено нарушение, связанное с оформлением и предъявлением на оплату счетов и реестров счетов, в том числе, некорректное заполнение полей реестра счетов.
Размеры санкций установлены в Соглашении о тарифах от 28.12.2016 в виде перечня "Размер неоплаты или неполной затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов" (приложение N 30 к Соглашению о тарифах на 2017 год).
В случае выявления нарушений, связанных с оформлением и предъявлением на оплату счетов и реестров счетов в виде некорректного заполнения полей реестра счетов за оказанную медицинскую помощь, такая медицинская помощь не подлежит оплате в размере 100% от ее стоимости.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе: условиям договора от 29.12.2017 N 012118, претензии от 12.03.2019 N 01.01-17-1086, суд первой инстанции установил, что страховой компанией применены к учреждению финансовые санкции в виде отказа в оплате затрат на оказание медицинской помощи в размере 100% стоимости случая оказания медицинской помощи на сумму 135 759,98 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Исходя из анализа представленных в материалы дела актов N N 66453, 66459, 664604, 66472, 66561-66569 от 18.01.2018, от 18.01.2018 NN 66503, 66516, от 13.06.2018 NN 77810, 77844, 77847-77873, NN 68496, 68497, 68542, 68543 от 15.02.2018, NN 80064-80072 от 11.07.2018, NN 81167, 81172, 81174, 81176, 81180 от 10.08.2018, NN 82718, 82721, 82723, 82725, 82736, 82743 от 07.09.2018, N 80076 от 27.07.2018, N 77845, суд первой инстанции установил, что применение финансовых санкций осуществлено по причине некорректного заполнения учреждением полей реестров счетов (несоответствие даты оказания услуги, группы здоровья, кода диагноза).
Пунктом 12 Методических указаний по предоставлению информации в сфере ОМС (Письмо ФФОМС от 30.12.2011 N 9161/30-1и) предусмотрено, что в реестр счетов медицинской организации вносятся персонифицированные сведения о пролеченном больном и персонифицированные сведения об оказанной ему медицинской помощи на основе данных медицинской документации.
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), являющийся приложением 8 к Порядку, включает собственно перечень дефектов (нарушений), сгруппированных в разделы.
В разделе 5 Перечня перечислены нарушения, связанные исключительно с оформлением и предъявлением на оплату счетов и реестров счетов, выявляемые на этапе медико-экономического контроля.
В силу пункта 128 Правил ОСМ при наличии отклоненных от оплаты счетов на оплату медицинской помощи по результатам проведенного страховой медицинской организацией медико-экономического контроля медицинская организация вправе доработать и представить в страховую медицинскую организацию отклоненные ранее от оплаты счета на оплату медицинской помощи и реестры счетов не позднее 25 рабочих дней с даты получения акта от страховой медицинской организации, сформированного по результатам медико-экономического контроля первично представленного медицинской организацией счета на оплату медицинской помощи.
Доказательства того, что учреждению предоставлено право в установленный срок устранить выявленные в актах нарушения (доработать и представить в страховую медицинскую организацию отклоненные ранее от оплаты счета на оплату медицинской помощи и реестры счетов), ООО ВТБ Медицинское Страхование в материалы дела не представило, равно как и доказательства не оказание КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" медицинской помощи или предоставление в страховую компанию недостоверных документов.
Расчет недополученного финансирования в сумме 135 759,98 руб. осуществлен истцом, исходя из оказанных медицинских услуг за июнь 2018 на сумму 46 254,97 руб., август 2018 на сумму 10 771,60 руб., октябрь 2018 на сумму 37 437,96 руб., декабрь 2018 на сумму 28 203,64 руб., январь 2019 на сумму 13 091,81 руб., проверен судом, признан арифметически верным, с чем соглашается апелляционная коллегия.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности в сумме 135 759,98 руб.
Разрешая требование истца о взыскании неосновательного обогащения, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права.
Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, размер неосновательного обогащения.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе поименованные выше акты, предписания, суд первой инстанции установил, что страховой компанией начислены учреждению штрафы за дефекты (нарушения), допущенные при оказании медицинской помощи.
При этом, исходя из анализа имеющихся в деле платежных поручений от 24.05.2018 N 565012 на сумму 218 639,40 руб., от 28.11.2018 N 186137 на сумму 56 61,40 руб., судом принято во внимание, что КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" оплачены штрафные санкции на общую сумму 275 253,80 руб.
Вместе с тем, поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства обоснованности вынесенных предписаний и взыскания с учреждения штрафа в общей сумме 275 253,80 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в указанной сумме.
Доводы ответчика относительно того, что финансовые санкции в отношении КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края" применены законно, противоречащие материалам дела и документально не подтвержденные, не являются основанием для отмены принятого по данному делу судебного акта.
Подлежит отклонению апелляционным судом, как несостоятельный, основанный на не правильном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон в сфере обязательного медицинского страхования, довод жалобы относительно того, что судебные акты, вынесенные по делу N 06АП-7588/2018, не имеют отношения к настоящему спору. В апелляционной жалобе заявитель, приводя названный довод, фактически ссылается на абзацы обжалуемого судебного акта, содержащие нормы материального права, не правильного применения которых не установлено апелляционным судом при повторной оценке приобщенных в материалы дела доказательств.
Отклоняется апелляционной коллегией ссылка ответчика на результаты контрольных мероприятий, проведенных в отношении КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10 министерства здравоохранения Хабаровского края", поскольку сами по себе акты проверок не являются основанием для отказа в оплате оказанной учреждением медицинской помощи. Доказательства предоставления учреждению возможности в соответствии с пунктом 128 Правил ОМС устранить выявленные недостатки ответчик в материалы дела не представил.
Ссылки ООО ВТБ Медицинское Страхование на судебную практику подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для разрешения вопроса о возмещении судебных расходов в рамках настоящего дела (статья 69 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств.
Не правильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Исходя из изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.08.2019 по делу N А73-9472/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9472/2019
Истец: МБУЗ "Городская клиническая больница N 10" управления здравоохранения администрации г.Хабаровска
Ответчик: ООО ВТБ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ, ООО Хабаровский филиал ВТБ Медицинское Страхование