город Москва |
|
24 октября 2019 г. |
дело N А40-97470/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Промтурбогаз" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2019
по делу N А40-97470/2019, принятое судьей Гилаевым Д.А
по заявлению ООО "Промтурбогаз" (ОГРН: 1067760698741, ИНН: 7720570889)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
третьи лица: 1. УФНС по г. Москве, 2. ИФНС N 10 по г. Москве
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от заявителя - Лебедев Д.Н. по доверенности от 01.04.2019;
от заинтересованного лица - Болотина И.А. по доверенности от 14.01.2019;
от третьих лиц - 1. Помогаева О.В. по доверенности от 26.12.2018, 2. не явился, извещен;
установил: ООО "Промтурбогаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным действия, выразившееся в отказе от исправления реестровой ошибки, а именно: отказ во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о применявшейся с 01.01.2017 кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002019:1032, расположенного по адресу: Москва, Озерковская набережная, дом 12, в размере 122.871.186 руб.; обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о применявшейся с 01.01.2017 кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002019:1032, расположенного по адресу: Москва, Озерковская набережная, дом 12 в размере 122.871.186 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФНС по г. Москве, ИФНС N 10 по г. Москве.
Протокольным определением от 23.07.2019 третье лицо ИФНС N 10 по г. Москве исключено из участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2019 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя, заинтересованного лица и третьего лица УФНС по г. Москве в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Промтурбогаз" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002019:1032, расположенного по адресу: Москва, Озерковская наб., д. 12.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр
недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с 01.01.2017 составляла 144.988.000 руб.
Указанная кадастровая стоимость определена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09.11.2017 N 51-26775/2017 на основании сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, содержащихся в отчете об оценке N 17К/76-03/2 от 02.10.2017.
Как следует из дополнительных пояснений к отчету об оценке (письмо исх. N б/н от 29.10.2018), рыночная стоимость объекта недвижимости, отраженная в нем, включает в том числе величину суммы налога на добавленную стоимость в размере 22.116.814 руб.
30.11.2018 в Управление поступило обращение ООО "Промтурбогаз" по вопросу кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая спорный объект, а также по вопросам налогообложения.
Указанное обращение рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем имеется указание в письме Управления от 04.12.2018 N 51-23383/18.
В адрес заявителя направлен ответ с разъяснением того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, указанных в обращении компании, установлена решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09.11.2017 N 51-26775/2017. Также даны разъяснения о рыночной стоимости с учетом положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По мнению заявителя, указанное решение, выраженное в письме от 04.12.2018 N 51-23383/18, нарушает права общества, поскольку неисправленная реестровая ошибка создаёт налогоплательщику препятствие в реализации его права на возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций, поскольку недостоверные сведения о кадастровой стоимости существенно завышают налоговую базу при исчислении налога на имущество, ставка которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости помещений.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по г. Москве внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объектов недвижимости без учета налога на добавленную стоимость, не соответствует положениям законодательства, и нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Управление Росреестра по г. Москве осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ внесение изменений в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости может быть осуществлено в том числе в уведомительном порядке - при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что отсутствуют ошибки при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об этих нежилых помещениях, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.
Решением Комиссии от 09.11.2017 N 51-26775/2017 на основании заявления ООО "Промтурбогаз" и представленного отчета об оценке в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002019:1032 установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере рыночной, указанной в отчете, а именно в размере 144.988.000 руб. Указанная кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2017.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании решения Комиссии от 09.11.2017 N 51-26775/2017 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002019:1032 в размере 144.988.000 руб.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002019:1032.
Доказательств наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в материалы дела не представлены.
Решение Комиссии от 09.11.2017 N 51-26775/2017 заявителем в судебном порядке оспорено.
Действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет органы Росреестра, налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссий или решений суда, а также вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости.
Таким образом, при поступлении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, органы Росреестра не вправе определять достоверность установленной кадастровой стоимости, а также вносить отличную кадастровую стоимость от той, которая установлена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, решениями Комиссий или решениями судов.
В связи с чем, органы Росреестра не имеют полномочий по исключению суммы НДС из рыночной стоимости, установленной судом в качестве кадастровой стоимости.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 17.04.2018 года N Д23и-1986 "О применении кадастровой стоимости для целей налогообложения", порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В случаях, когда Налоговым кодексом Российской Федерации для целей налогообложения на имущество организаций предусматривается использование сведений о кадастровой стоимости такого имущества, порядок расчета налоговой базы не предусматривает каких-либо корректировок (поправочных коэффициентов, вычетов и т.д.) к величине кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2019 по делу N А40-196670/17 и от 15.02.2019 по делу N А40-222618/17)
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Заявитель фактически не согласен с итоговым размером кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ споры по результатам определения кадастровой стоимости относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2019 по делу N А40-97470/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97470/2019
Истец: ООО "ПРОМТУРБОГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ИФНС N 10 по г. Москве, УФНС России по гМоскве