город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2024 г. |
дело N А53-32977/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Топэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31.01.2024 по делу N А53-32977/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Топэнерго" (ИНН 6154561448, ОГРН 1096154002834)
к заместителю прокурора города Таганрога
заинтересованное лицо: Прокуратура Ростовской области
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Топэнерго" (далее - заявитель, ООО УО "Топэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к заместителю прокурора г. Таганрога (далее - прокурор) о признании недействительным представления от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УО "Топэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество, исходя из правоприменительной практики, ссылается на то, что управляющая многоквартирным домом организация не относится к числу водоснабжающих организаций и организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоснабжения, а является лицом, отвечающим за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей, у которого отсутствует нормативно установленная обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой или горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения. Также указывает, что судом первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения, не приняты во внимание ссылки общества на разъяснения Минстроя РФ, содержащиеся в письмах от 06.07.2023 N 18379-01700, от 05.03.2022 N 8900-ОЛ/04 и заключение Минэкономразвития на проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" размещенному в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-22/00129326). Действующим законодательством обязанность по разработке программы производственного контроля качества и безопасности воды, выполнению мероприятий по производственному контролю качества воды возложена только на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение. В соответствии с содержащимися в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) понятиями, единственным критерием для отнесения субъекта к организации, осуществляющей водоснабжение, является эксплуатация им централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения или отдельных объектов таких систем. Внутридомовые инженерные системы водоснабжения не являются централизованными системами или отдельными объектами централизованных систем водоснабжения, а являются самостоятельным объектом - неотъемлемой частью объекта капитального строительства, общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Вывод суда первой инстанции о том, что общество является исполнителем коммунальных услуг не соответствует обстоятельствам дела. Управляющая организация не оказывает коммунальные услуги потребителям и поэтому не является исполнителем услуг по водоснабжению. В то же время, в данном случае наличие или отсутствие статуса исполнителя коммунальных услуг не имеет правового значения, так как мероприятия по производственному контролю качества воды обязана в любом случае выполнять ресурсоснабжающая организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности. Применение положений Закона N 416-ФЗ и Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N10 ( далее - Правила N10) по аналогии к хозяйствующим субъектам, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами, недопустимо. Заявитель также несогласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при проведении проверки и внесении акта прокурорского реагирования, поскольку проведение проверки на основании поручения вышестоящей прокуратуры само по себе не освобождает от соблюдения императивных требований закона.
Прокуратура Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Таганрога во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 10.08.2023 N Вн 07/1-21405-23 проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения хозяйствующими субъектами, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории г. Таганрога.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах направлен запрос от 22.08.2022 с целью установления информации об управляющих организациях на территории г. Таганрога, которыми приняты меры по разработке и согласованию программ производственного контроля качества воды. Согласно ответу от 24.08.2023, данные программы имеются лишь у 5 (пяти) организаций: ООО "Регул", ООО "Алые Паруса", ООО "УО "Комфорт-Люкс", ООО "Коммунальщик Таганрога", ООО "Дом Плюс".
С учетом указанной информации и учитывая список организаций, направленный прокуратурой Ростовской области в качестве приложения к поручению от 10.08.2023 N Вн 07/1-21405-23, в ввиду отсутствия программ производственного контроля в нарушение статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 77 СанПин 2.1.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пункта 1.5, пункта 2.1, пункта 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в адрес управляющих организаций, в том числе ООО УО "Топэнерго" внесены представления.
Согласно вынесенному, в соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре РФ", заместителем прокурора г. Таганрога младшим советником юстиции Г.М. Татояном в отношении ООО УО "Топэнерго", представлению от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологического благополучии населения, "УО "Топэнерго" необходимо:
1. Рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города.
2. Принять конкретные меры по устранению указанных нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих.
3. Рассмотреть вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения законов.
4. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах к устранению нарушений, недопущению их впредь и привлечению к ответственности виновных в их совершении лип сообщить в прокуратуру города в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Не согласившись с представлением заместителя прокурора г. Таганрога от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046, ссылаясь на несоответствие представления Закону N 52-ФЗ, Закону N 416-ФЗ, Правилам N10 и нарушающим законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 АПК РФ, ООО УО "Топэнерго" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявитель указывает, что оспариваемое представление незаконно возлагает на ООО УО "Топэнерго" обязанности, не предусмотренные законодательством, а именно незаконно возлагает на заявителя обязанности по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, установлено судами и признано лицами, участвующими в деле, что ООО УО "Топэнерго" осуществляет управление МКД, подключенного к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290).
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Законом N 416-ФЗ также предусмотрено, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, пунктом 5 которых предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами N 10 и приложениями N 2 - 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 79 СанПиН 2.1.3684-21 перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям пункта 4 Правил N 10, приведенным в приложении N 2 к Санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 80 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания (статья 11 Закона N 52-ФЗ).
В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Исходя из положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Внутридомовые инженерные системы определены пунктом 2 Правил N 354 как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
ООО "УО "Топэнерго" в силу положений частей 1.1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ отвечает за надлежащее содержание внутридомовых систем МКД.
Надлежащее содержание общего имущества МКД означает постоянную готовность инженерных коммуникаций к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и их функционирование без снижения уровня качества поставляемых ресурсов (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ). Выполнение указанной обязанности обеспечивается совокупностью мероприятий, стандарты которых установлены Правилами N 290.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Таким образом, ООО "УО "Топэнерго" осуществляет эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения, в связи с чем, в силу пунктов 77, 79, 80 СанПиН 2.1.3684-21 на управляющую компанию возлагается обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой и горячей воды в эксплуатируемых им внутридомовых инженерных сетях водоснабжения (от границы своей эксплуатационной ответственности).
Факт нарушения приведенных требований СанПиН 2.1.3684-21 и отсутствие у общества программы производственного контроля качества воды установлен прокуратурой в ходе проверки и обществом не оспаривается.
По мнению апелляционного суда, оспариваемое обществом предписание от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных прокуратурой нарушений положений Закона N 52-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21 со стороны общества.
Несогласие заявителя с представлением прокурора само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании его незаконным.
В соответствии статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации " (далее - Закон N 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
В силу статьи 27 Закона N 2202-1 установлено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона N 2202-1 принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.
На основании статьи 27 Закона N 2202-1 органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений и проведения проверок, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя или проверяемой организации представляется правильным.
Доводы ООО "УО Топэнерго" о нарушении порядка проведения проверки являются несостоятельными.
Проверка была организована и проведена по поручению прокуратуры Ростовской области от 10.08.2023 N Вн 07/1-21405-23. В поручение указано, что согласование проверок в отношении данных организаций в соответствии с требованиями распоряжения прокуратуры области от 22.04.2022 N 91/7р "О дополнительных мерах по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и порядке согласования надзорных мероприятий, инициированных городскими, районными и приравненными к ним прокурорами в отношении предпринимателей" не требуется.
Со стороны должностных лиц прокуратуры г. Таганрога не было допущено нарушений прав и законных интересов ООО "УО "Топэнерго".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание прокуратуры от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции от 31.01.2024, которым отказано в удовлетворении заявленных ООО "УО "Топэнерго" требований, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 по делу N А53-32977/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32977/2023
Истец: ООО "Управляющая организация "Топэнэрго", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТОПЭНЕРГО"
Ответчик: Заместитель прокурора г.Таганрога младщий советник юстиции Г.М. ТАТОЯН
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области, Прокуратура РО