г. Москва |
|
26 марта 2024 г. |
Дело N А40-221389/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года по делу N А40-221389/23, принятое в порядке упрощенного производства, по иску Министерства обороны Российской Федерации к АО "Военторг" о взыскании штрафа по государственному контракту,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Военторг" о взыскании по государственному контракту на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2024 годах от 27.12.2021 N 271221/ВП штрафа, в связи с ненадлежащим оказанием услуг в сумме 61 602 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 27 декабря 2021 года N 271221/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2024 годах.
Согласно пункту 2.1 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказывать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта Исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом оказать Услуги в соответствии с условиями Контракта (подпункт 3.2.1 Контракта); обеспечивать соответствие оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика и Контрактом (подпункт 3.2.2 Контракта); ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до Исполнителя Получателем (подпункт 3.2.3 Контракта).
Согласно пункту 8.3 Контракта Исполнитель уплачивает Заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательства, в размерах, определяемых в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, рассчитываемый как процент от цены этапа оказания Услуг по Контракту по каждому установленному факту нарушения.
Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по Контракту по каждому установленному факту нарушений.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт по форме, установленной Приложением N 7 к Контракту.
Учитывая изложенное, размер штрафа складывается из следующих показателей: цена этапа оказания услуг х количество фактов нарушения х размер процента, определяемого в соответствии с пунктом 3 Правил.
Согласно подпункту 3.1.2 Контракта Исполнитель вправе привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц).
В нарушение подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Контракта Исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным Контрактом, а именно соисполнителем услуг ООО "Альфа и Омега Групп" по договору от 5 августа 2022 г. N ОП-22-89, заключенному с Исполнителем, допущены следующие нарушения при организации питания.
Актом о выявленных недостатках при организации питания от 4 октября 2022 г., утвержденным начальником ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище" Г.Барковским 4 октября 2022 г., при проведении 4 октября 2022 г. проверки организации питания воспитанников Краснодарского ПКУ, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, предусмотренных подпунктом. 8.3.4 Контракта (невыполнение и (или) нарушение Исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи), а именно:
-соисполнителем Услуг ежедневная влажная уборка помещений столовой с применением моющих и дезинфицирующих средств своевременно не проводится (на полу в обеденном зале - остатки пищи, оставшиеся после предыдущего приема пищи (прошедшего дня)) - первый факт нарушения;
-соисполнителем Услуг на линию раздачи выставлена мокрая столовая посуда с жировыми подтеками и остатками пищи - второй факт нарушения.
Согласно расчету истца размер неустойки (пени) составляет 61 602 руб.
Направленная ответчику претензия от 14 июля 2023 г. N 207/8/пр-1266. оставлена последним без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьями 330, 331 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства; соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.
Согласно п. 9.1. ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом") вводит следующие условия списания неустойки: -списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. -списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
Пункт 3 Правил прямо регулирует списание неустойки именно таких исключений из пункта 2 Правил, поскольку предусматривает списание неустойки, которая не превышает 5% от цены контракта, которая начислена вследствие неисполнения поставщиком обязательств в связи с распространением коронавирусной инфекции, вследствие увеличения цен на строительные ресурсы, вследствие возникновения независящих от воли поставщика обстоятельств.
Таким образом, регулятор предусмотрел следующие возможности для списания неустойки:
- списание по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме,
- списание по контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме по следующим обстоятельствам:
- в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, цене контракта; в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции; в 2020 и 2021 годах в связи с ростом цен на строительные ресурсы; в связи с введением политических или экономических санкций.
Нормами статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Обязательства, предусмотренные Контрактом, исполнены ответчиком АО "Военторг" в полном объеме и исполнение соответствующих обязательств завершено исполнением по фактическим потребностям, о чем между Минобороны России и АО "Военторг" подписан Единый сводный акт, поступивший 22.08.2023 вх. N 10438/23дсп.
Исполнение контракта также подтверждается копией выписки из Акта сверки по госконтракту N 271221/ВП от 27.12.2021 (с сопроводительным письмом), которая также подтверждает факт досрочного исполнения в полном объеме условий Контракта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик исполнил обязательства по Контракту в полном объеме, общая сумма начисленных пеней не превышает 5% цены контракта, и ответчик в запросами сверки N 4890/23 от 28.04.2023, N 5968/23 от 19.10.2023 подтвердил сумму начисленной пени и просил ее списать, следовательно, истец обязан в соответствии с пп. "а" п. 3 Постановления N 783 списать начисленную и неуплаченную пени, в связи с чем, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что обязательства, предусмотренные Контрактом, исполнены ответчиком АО "Военторг" (Исполнителем) в полном объеме и исполнение соответствующих обязательств завершено исполнением по фактическим потребностям, о чем между Государственным заказчиком (Минобороны России) и Головным исполнителем (АО "Военторг") подписан Единый сводный акт, поступивший 22.08.2023 вх. N 10438/23дсп.
Согласно единому сводному акту между сторонами - Акту сверки по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021 за весь период фактического исполнения Контракта, начиная с 15.12.2021 по 31.07.2023 оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объеме (о чем указано во всей совокупности строк "продажи", содержащих нумерацию и датирование промежуточных сводных актов поэтапной приемки услуг), а именно на общую сумму оборотов за весь период в размере 186.081.374.482,93 рублей (итоговая строка "обороты за период").
Согласно предусмотренным Контрактом Акту сверки (п. 7.6, приложение N 3 Контракта) и решению Государственного заказчика об объеме распределения (п. 7.3, приложение N 10 Контракта) фактический объем услуг питания и общая сумма оплаты в размере 186 081 374 482, 93 руб., на которую ответчиком (АО "Военторг") оказаны услуги по Контракту досрочно - в соответствии фактическим потребностям Получателей услуг Минобороны России (истца), до истечения планируемого срока исполнения настоящего Контракта 31.10.2024, а именно 31.07.2023 как указано в строках акта.
При этом, в соответствии с п. 3.2.3 Контракта Услуги оказываются по фактическим потребностям Заказчика, а именно "ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до Исполнителя Получателем", оплата за которые, как указано в п. 7.3 Контракта осуществляется по фактическим данным всей совокупности сводных актов сдачи-приемки в пределах цены Контракта, то есть суммы, установленной в п.п. 4.1, а именно 186 884 306 485, 70 руб.
Обязательства поставщиком (исполнителем) должны быть исполнены в полном объеме. Досрочное исполнение Контракта подтверждается следующими документами:
-Копией уведомления (решения) об объеме распределения финансовых средств в пределах цены государственного контракта, предназначенный для выплаты Заказчиком Поставщику от 08.06.2023, который, в совокупности с Актом сверки по госконтракту N 271221/ВП от 27.12.2021 подтверждает, что после 31.07.2023 какие-либо финансовые распределения отсутствуют, тем самым установлен факт досрочного исполнения Контракта в полном объеме и исполнение соответствующих обязательств по фактическим потребностям Заказчика.
-06.07.2023 заключен новый Контракт N 60723/ВП между Министерством обороны РФ и Акционерного общества "Военторг" на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны РФ в 2023-2025 годах, что также подтверждает досрочное исполнение Контракта N 271221/ВП от 27.12.2021.
-Копией выписки из Акта сверки по госконтракту N 271221/ВП от 27.12.2021 (с сопроводительным письмом), которая также подтверждает факт досрочного исполнения в полном объеме условий Контракта.
Сумма начисленной и неуплаченной неустойки не должна превышать 5 % от цены контракта.
Начисленная истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта, составляет ~ 0,0000004 % от цены Контракта (= 83003,74 руб. * 100 % / 186 884 306 485, 70 руб.).
Также обращаем внимание суда на тот факт, что если сложить все суммы неустоек (штрафов) по исковым заявлениям Минобороны России по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021, находящимся на рассмотрении в данный момент во всех арбитражных судах Российской Федерации, все равно не будет превышать 5 % от цены контракта (186.884.306.485,70 руб. * 5 % = 9 344 215 324,28 руб.).
Поставщиком (исполнителем) подтверждается наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки (запросами о сверке).
Вышеуказанный факт подтверждается запросами сверки N 4890/23 от 28.04.2023, в которых ответчик обратился к Истцу с просьбой о списании суммы начисленной неустойки.
Однако, истцом действия по обеспечению сверки задолженности, предусмотренные пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, не осуществляются, положения данного правового акта не исполняются.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2023 года по делу N А40-221389/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221389/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"