21 октября 2024 г. |
Дело N А83-15884/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 октября 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Логуновым К.В.
при участи в заседании от:
Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ульянкиной Юлии Викторовны, представителя по доверенности от 29.05.2024 N РМ-Д/23;
иные лица явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Крымэкоресурсы" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июля 2024 года по делу N А83-15884/2023
по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к акционерному обществу "Крымэкоресурсы"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Крымэкоресурсы" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4906671,39 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 июля 2024 года по делу N А83-15884/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2024 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Акционерным обществом "Крымэкоресурсы" и Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ответчика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Государственное унитарное предприятию Республики Крым "Крымэкоресурсы" преобразовано в акционерное общество "Крымэкоресурсы", что подтверждается листом записи Единого государственного реестра юридических лиц от 14.08.2024, а также Свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения.
Поскольку суду предоставлены доказательства, подтверждающие выбытие Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" из спорного правоотношения, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 06.09.2024 заявления акционерного общества "Крымэкоресурсы" и Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о процессуальном правопреемстве ответчика удовлетворены, произведена замена Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" на правопреемника - акционерное общество "Крымэкоресурсы" (далее - Общество, ответчик).
Определением от 07.10.2024 произведена замена судьи Горбуновой Н.Ю. на судью Баукину Е.А.
07.10.2024 в судебном заседании коллегия удовлетворила ходатайство АО "Крымэкоресурсы" о рассмотрении дела в его отсутствие и определила возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в судебном заседании при данной явке.
Учитывая то, что неявка в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч.3, ч.5 ст.156 АПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МУП МОГОК РК "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ".
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Росприроднадзором в рамках проведения проверки рассмотрена Декларация ГУП "Крымэкоресурсы" о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, а также своевременность внесения в бюджет бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе рассмотрения которой выявлены несоответствия в задекларированных сведениях, повлекшие за собой занижение исчисленной суммы платы. Согласно Акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 10-15/22/22 от 22.12.2022, в рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду выявлены следующие нарушения: в разделе 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" Декларации, не отражены сведения о твердых коммунальных отходах (далее - ТКО), завезенных на полигон ТКО г. Керчь (далее - Полигон) в период с 01.02.2020 по 31.12.2020 и не произведен расчет суммы платы за их размещение.
В добровольном порядке ответчик начисление и оплату не произвел, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ): внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Вышеизложенное, также отражено в разъяснительном письме Центрального аппарата Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с Соглашением, заключённым между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымэкоресурсы" от 12 июля 2018 года "Об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым N 1, N 3, N 4, N 5 и N 6", ГУП РК "Крымэкоресурсы" определено единым поставщиком услуг - Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах их накопления с обязанностью заключать договора с физическими и юридическими лицами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым N 1, N 3, N 4, N 5 и N 6 (за исключением территорий города федерального значения Севастополь и муниципальных образований городской округ Ялта, городской округ Алушта).
Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств по обращению с ТКО с 1 января 2019 года с наделением указанного статуса на срок до 30 апреля 2028 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью её исчисления, полнотой и своевременностью её внесения.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемым Росприроднадзором в рамках осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 N 8, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В рамках проведения проверки, истцом была рассмотрена Декларация ответчика о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, а также своевременность внесения в бюджет бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие, выявлены несоответствия в задекларированных сведениях, повлекшие за собой занижение исчисленной суммы платы, а именно: в разделе 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" Декларации, не отражены сведения о твердых коммунальных отходах (далее - ТКО), завезенных на полигон ТКО г. Керчь (далее - Полигон) в период с 01.02.2020 по 31.12.2020 и не произведен расчет суммы платы за их размещение. По факту выявленных нарушений составлен Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.12.2022 N .10- 15/22/22.
Установлено, что между АО "Крымэкоресурсы" и МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" был заключен договор N 33/П-33/20 от 08.05.2020 на оказание услуг по приему и накоплению ТКО на полигоне ТКО г. Керчь.
На территорию Полигона были переданы отходы ТКО общей массой в количестве 61016,6 т. (за вычетом массы отходов ТКО, размещенных в период с 01.01.2020 по 31.01.2020 в количестве - 9161,5 т.), что подтверждается письмом МУП МОГОК РК "ККБ" от 12.10.2020 исх. N 2349/01-10.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, Республики Крым, утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 N 1, а также в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июля 2015 года N 431 "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории Республики Крым" выводу из эксплуатации и рекультивации в 2017 году подлежит полигон ТКО в г. Керчи.
В соответствии с постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 10.05.2017 N 1281/1 -п "О закрытии полигона твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым" Полигон с 01 июня 2017 года закрыт для приёма отходов ТКО с целью размещения.
Пунктом 2.1, указанного постановления, разрешен ввоз ТКО IV - V классов опасности на полигон с целью сортировки, уплотнения и перегрузки в специализированные автомобили большей вместимости для дальнейшей транспортировки на полигон ТКО.
Пунктом 2.3, указанного постановления, разрешено накопление грунта, ТКО IV - V классов опасности для дальнейшего использования при проведении рекультивации полигона ТКО.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 07.07.2017 N 1936/1п "О внесении изменений в постановление Администрации города Керчи Республики Крым от 10.05.2017N 1281/1-п "О закрытии полигона твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым", внесен дополнительно пункт 2.4 следующего содержания разрешено "накопление прочих малоопасных минеральных и строительных отходов (использующихся в качестве изолирующегося материала) IV - V классов опасности.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Отходы ТКО, принятые от АО "Крымэкоресурсы" на Полигон с 01.02.2020 по состоянию на 31.12.2021 вывезены не были.
Сведений, подтверждающие передачу отходов ТКО с закрытого полигона в г. Керчи на другой полигон обществом не представлены.
Указанное свидетельствует, что отходы ТКО переданные АО "Крымэкоресурсы" на Полигон в период с 01.02.2020 по 31.12.2020 и не вывезенные с Полигона по истечении 11 месяцев со дня завоза последней партии, по состоянию на конец отчетного периода 2021 года считаются фактически размещенными в 2021 году и сумма доначисления фактически является платой за размещение ТКО.
Принимая во внимание вышеизложенное, довод АО "Крымэкоресурсы" о том, что оно не ведет деятельность по размещению отходов, не является субъектом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и что законодательством не предусмотрено взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду за превышение срока накопления ТКО, судебная коллегия находит несостоятельным и отклоняет.
Довод АО "Крымэкоресурсы" о том, что фактически были переданы на полигон для накопления ТКО общей массой 23963,82 т. согласно Акта N 123 от 31.03.2020; N 231 от 08.05.2020; N 915 от 30.06.2020; N 916 от 30.06.2020; N 1220 от 31.07.2020; N 1446 от 31.08.2020, а не 61016,6 т., как указал в своих расчетах истец, отклоняется судебной коллегией, как несостоятельный, так как объем ТКО общей массой 61016,6 т. соответствует сведениям, отраженным в данных учета в области обращения с отходами ГУП РК "Крымэкоресурсы" за 2020 год.
Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627 (ред. от 13.11.2020) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" (далее - Форма N 2-ТП (отходы)).
Указанную форму заполняют:
юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления; региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отчетность по Форме N 2-ТП (отходы) за 2020 год ответчику необходимо было сдать в Управление в срок до 1 февраля 2021 года. Форма 2-ТП (отходы) включает в себя сведения об образовании, применении, обезвреживании, транспортировке и хранении отходов производства и потребления.
В указанной отчетности перечислен каждый вид отхода (колонка Б), который был передан обществом на соответствующий полигон (колонка М) для захоронения в тоннах (колонка 5) со ссылкой на договор на передачу отходов (колонка Н).
Управлением отчет представлен в судебном заседании для обозрения судебной коллегии в оригинале. Отчет составлен ответственным исполнителем Юровой С.А. и заверен заместителем директора по производству и хозяйственной деятельности С.Н. Шестопаловым и сдан в Управление АО "Крымэкоресурсы" своевременно - 10.01.2021.
У судебной коллегии не возникает сомнений в достоверности отчетности по форме 2-ТП (отходы), поскольку в материалах дела отсутствуют должные доказательства, представленные АО "Крымэкоресурсы", свидетельствующие о недостоверности данного отчета.
Управлением в расчет не включались отходы ТКО общей массой 9161,5 т., которые были завезены на полигон в течение 2020 года, на отчетный 2021 год не были вывезены, однако не прошло 11 месяцев, чтобы считать их размещенными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции относительно правильности расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, считает его выполненным арифметически и методически верно. Контррасчет АО "Крымэкоресурсы" представлен не был, расчет истца не опровергнут.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, довод, изложенный в апелляционной жалобе, направлен на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Проверка обжалуемого решения суда первой инстанции осуществляется судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и положений части 4 статьи 270 АПК РФ, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2024 года.
Учитывая изложенное, основания для изменения или отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют, нарушений или неправильного применения норм процессуального или материального права, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июля 2024 года по делу N А83-15884/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Крымэкоресурсы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15884/2023
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭКОРЕСУРСЫ"
Третье лицо: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КЕРЧЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ"