город Москва |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А40-120067/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бондарева А.В., судей Савенкова О.В., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Бусова Сергея Васильевича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2019 года
по делу N А40-120067/19, принятое судьей Скачковой Ю.А.,
по иску ИП Бусова Сергея Васильевича (ОГРНИП 304770000282899)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендой платы по договору аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бусов С.В. - лично, паспорт РФ; Ушаков Р.Н. по доверенности от 19.02.2019 г., диплом ДВС 0820551 р/н 1163;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бусов Сергей Васильевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании за права на применение льготной ставки арендой платы по договору аренды от 16.04.2002 N 05-00148/02 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г., в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г.
Решением суда от 12.08.2019 г. в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2002 между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды N 05-00148/02 в отношении нежилого помещения площадью 32,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Люблинская, д.129/2 квартал 2103.
Срок действия договора установлен с 01.04.2002 г. по 31.03.2005 г.
Дополнительным соглашением от 08.09.2009 г. срок действия договора продлен до 08.09.2014 г.
По истечении указанного срока договор возобновлен на неопределенный срок.
Согласно п. 3.1 договора, арендатор обязан оплачивать арендную плату ежеквартально не позднее 5-го числа первого месяца текущего квартала.
По условиям п. 2 дополнительного соглашения к договору аренды, Арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять ставки арендной платы в размере и порядке, предусмотренными нормативными актами Правительства Москвы не реже 1 раза в год.
Согласно п.5.1. договора арендатор обязан ежеквартально не позднее 5-го числа первого месяца текущего квартала вносить в бюджет г.Москвы арендную плату.
По условию дополнительного соглашения от 08.09.2009 г. арендодатель вправе ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы. Арендодатель сообщает арендатору об изменении величины арендной платы путем направления соответствующего уведомления с указанием размера и сроков платежа.
Арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды в порядке и в сроки, установленные настоящим соглашением. При получении уведомления об изменении арендной платы арендатор обязан производить оплату за арендованный объект в размере и сроки, указанные в уведомлении.
Судом установлено, что дополнительным соглашением от 29.07.2014 г. договор продлен по 28.07.2019 г. с установлением с 09.09.2014 г. рыночной ставки арендной платы в размере 7 385 руб. за 1 кв.м. в год.
Согласно Уведомлению от 03.05.2018 N 33-6-94165/18-(0)-0 Департамент сообщил Истцу о том, что с 01.01.2017 г. по Договору действует ставка арендной платы в размере 9 829 руб. 44 коп. за 1 кв.м. в год.
Уведомлениями от 28.12.2018 N 33-6-292018/18-(0)-1 и 33-6-292018/18-(0)-2 Ответчик сообщил Истцу о том, что с 01.01.2019 г. по Договору действует ставка арендной платы в размере 10 320 руб. 91 коп. за 1 кв.м. в год.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства г. Москвы от 25.12.2018 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", пришел к выводу, что ставка арендной платы (п. 1) устанавливается субъектам малого предпринимательства (пп. 1.2 и 1.3) при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы.
При исследовании обстоятельств дела было установлено, что истец обратился в Межведомственную комиссию только в 2018 году, что подтверждается письмом от 26.03.2018 г.
Письмом от 25.04.2018 N ДГИ-59677/18-(0)-1 Департамент сообщил Истцу, что вопрос о предоставлении имущественной поддержки будет рассмотрен Комиссией после получения заключений отраслевых органов о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.
Письмом от 21.06.2018 N ДГИ-1-41404/18-1 Департамент сообщил Истцу, что Комиссией принято решение об отказе в предоставлении имущественной поддержки на 2018 год.
Основанием для отказа явилось заключение профильного департамента об отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки, а также наличие задолженности по арендной плате.
Согласно ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства".
Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП дополнен, текстом следующего содержания: "В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления".
Нормы, устанавливающие обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию с января 2017 г. закреплены в п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в редакции от 02.12.2016 г.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 и от 02.12.2016 г.) ставка арендной платы, указанная в п. 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Из содержания п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП следует, что ставка арендной платы, указанная в п. 1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию и принятии Комиссией положительного решения.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (от 20.10.2015 г. и от 02.12.2016 г.) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии независимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды.
Действующая до 20.10.2015 г. редакция Постановления N 800-ПП устанавливала для субъектов малого предпринимательства, арендующих нежилые помещения площадью менее 300 кв. м, возможность получения имущественной поддержки без предоставления в Комиссию заключения профильного Департамента. При этом соблюдение остальных условий, установленных указанным Постановлением (отсутствие задолженности по арендной плате, использование помещений в соответствии с договором и др.), являлось обязательным.
В отсутствие обращения арендатора, Комиссия не вправе самостоятельно установить льготную ставку арендной платы, следовательно, начисление арендных платежей происходит исходя из условий договорно-обязательственных отношений, связывающих Департамент и арендатора (то есть по ставке, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением).
Из представленных в дело доказательств следует, что истец не обращался с заявлением о предоставлении имущественной поддержки в 2016 г.
Как указано выше, Комиссией принято решение об отказе истцу в предоставлении имущественной поддержки. Данное решение в установленном порядке истец не обжаловал.
Уведомлениями от 03.05.2018 N 33-6-94165/08-(0)-0, от 28.12.2018 N 33-6-292018/18-(0)-1, 33-6-292018-(0)-2 Департамент сообщил, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП за арендуемые помещения действует ставка арендной платы в размере 9 829 руб. 44 коп. за кв. м с учетом коэффициента-дефлятора.
Данное решение в установленном порядке истец также не обжаловал.
Поскольку истцом не соблюден нормативно-установленный обязательный порядок для всех арендаторов в получении льготной ставки от государства, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 01.01.2014 г. по 31.12.2016 г. и в размере 4 500 руб. за 1 кв. м. арендуемой площади в год на период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2019 года по делу N А40-120067/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Савенков О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120067/2019
Истец: Бусов Сергей Васильевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ