г. Ессентуки |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А63-19096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Цигельникова И.А. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Красса Л.П., при участии представителя от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Пятигорский межрайонный родильный дом" - Фоминой И.Л. (доверенность от 19.03.2024), в отсутствие иных участников дела, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2023 по делу N А63-19096/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Пятигорский межрайонный родильный дом" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ СК "Пятигорский роддом", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконными решения и требование Филиала N 9 государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, фонд, страховщик) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 04.08.2022 N 260922400000304 и от 23.08.2022 N 260922700000201 соответственно.
Решением от 11.07.2023 заявленные требования удовлетворены. Судом сделан вывод о том, что у фонда отсутствовали правовые основания для принятия спорного решения и выставления требования о возмещении страхователем понесенных расходов.
Не согласившись с решением, страховщик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил принятый судебный акт отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вина учреждения представляется доказанной, поскольку страхователем 16.09.2020 некорректно передан реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, который расценен фондом как первичный расчет, что повлекло необоснованное произведение выплаты пособия по уходу за ребенком в адрес Карапетян Р.А. на общую сумму 110 780 рублей 64 копейки, подлежащей возмещению в силу положений статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило решение суда оставить без изменения.
Представитель учреждения, принимавший участие в судебном заседании поддержал свои доводы и возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции, 02.09.2020 учреждение представило в фонд в электронном виде сведения (реестр и заявление), содержащие данные для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Карапетян Р.А. (застрахованное лицо) в течение периода 19.08.2020 - 29.10.2021.
Переданные сведения содержали СНИЛС работника - 149-335-954 97.
Фонд назначил и производил указанному лицу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период 19.08.2020 - 29.10.2021.
При принятии и рассмотрении переданных 02.09.2020 сведений фондом установлена неактуальность указанного СНИЛС работника.
Учреждению предложено в кратчайшие сроки выяснить данные СНИЛС Карапетян Р.А. и внести соответствующие изменения в документы, направленные в Фонд 02.09.2020.
Учреждение 16.09.2020 сформировало и направило в фонд в виде электронного файла реестр сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, с приложением сведений о застрахованном лице, содержащий измененный СНИЛС работника - 210-780-451 30, с отметкой "Пересчитать ранее назначенное пособие".
Переданные 16.09.2020 документы в электронном виде прошли контроль фонда и были приняты им как первичные расчеты выплаты пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Карапетян Р.А., имеющему другой СНИЛС - 210-780-451 30.
Страховщиком повторно произведена выплата ежемесячного пособия Карапетян Р.А., в том числе за период 01.01.2021 - 30.09.2021 на общую сумму 110 780,64 руб.
Начальником отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных страхователем сведений и документов, в результате которой установлен факт излишнего несения страховщиком расходов на указанную сумму в связи с наличием у застрахованного лица двух СНИЛС (149-335- 954 97 и 210-780-451 30).
Результаты проверки отражены в акте от 13.07.2022 N 260922400000302.
Филиалом фонда вынесено решение от 04.08.2022 N 260922400000304, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 110 780,64 рубля.
Также фондом направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 23.08.2022 N 260922700000201 на сумму 110 780 рублей.
Не согласившись с указанным решением и выставленным требованием учреждение обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Федеральным законом N 165-ФЗ страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
В соответствии со статьей 11.1. Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1).
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В рассматриваемом случае Карапетян Р.А. является сотрудником учреждения на основании заключенного трудового договора, в отношении нее наступил страховой случай с предоставлением отпуска по уходу за ребенком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (в редакции 13.11.2019) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012- 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения N 294).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым пункта 6 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя (пункт 8 Положения N 294).
Пунктом 16 Положения N 294 установлено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 6, 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2021 все субъекты Российской Федерации перешли на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (выплаты производятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам).
Особенности назначения и выплаты в 2021 году отдельных видов страхового обеспечения установлены в "Положении об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375).
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 19 Положения N 2375).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, аналогичные положения закреплены в пункте 16 Положения N 294.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения (часть 1).
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными фондом.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Применительно к указанным положением гражданского законодательства и требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ подлежит доказыванию заинтересованным лицом в рассматриваемом случае наличие причинно-следственной связи между вменяемым учреждению оспариваемым решением нарушением и возникшими убытками фонда.
Фонд также не представил должные пояснения, почему 16.09.2020 системой контроля передачи данных не выявлено дублирование документов по серии и номеру свидетельства о рождении, дате рождения и ФИО ребенка, корректность которых Фондом не оспаривается.
Судом первой инстанции правильно сделан вывод, что учреждение при направлении документов в адрес фонда 16.09.2020 в связи с необходимостью внесения изменений данных СНИЛС застрахованного лица Карапетян Р.А. не допустило каких-либо действий, повлекших излишнюю выплату фондом пособия по уходу за ребенком. Причинно-следственная связь между вменяемым учреждению нарушением и возникшими убытками фонда в рассматриваемом случае отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о том, что при изменении сведений о застрахованном лице страхователю необходимо направить эти изменения в территориальный орган фонда в виде информационного письма о соответствующих изменениях или представить новые сведения о застрахованном лице, по форме утвержденной Фондам (Приложение N 2 к приказу ФСС РФ от 04.02.2021 N 26) подлежит отклонению, поскольку указанный приказ ФСС РФ N 26 издан лишь 04.02.2021 и вступил в силу со 02.05.2021.
Доводы апелляционной жалобы о некорректности поданных учреждением данных подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
При подаче спорных данных фактически дублировались основные записи, которые являются основанием страхового случая на приобретение права работником на получение пособия по уходу за ребенком, такие как данные серии и номера свидетельства о рождении, дате рождения и ФИО ребенка. Данное обстоятельство должно было стать основанием для тщательной проверки Фондом представленных данных и внесения соответствующих изменений в данные СНИЛС уже состоявшего на учете застрахованного лица.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2023 по делу N А63-19096/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Судьи И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19096/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ПЯТИГОРСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ"
Ответчик: ГУ Филиал N 9 Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ