г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А56-44411/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Панишев Л.В. по доверенности от 07.04.2023
от заинтересованного лица: Иванова Ю.С. по доверенности от 27.12.2023, Минаева А.А. по доверенности от 16.01.2024, Андреев К.А. по доверенности от 16.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Северозападной оперативной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2023 по делу N А56-44411/2023, принятое
по заявлению ООО "Оборудование рыбопромысловых судов"
к Северо-западной оперативной таможне
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оборудование рыбопромысловых судов" (далее - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-западной оперативной таможни (далее - Таможня, СЗОТ) от 07.04.2023 по делу об административном правонарушении N 10212000-113/2023 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 07.07.2023 оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции, указывает, что в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении СЗОТ установлено, что лицом заявлены недостоверные сведения о типе конвейера, что явилось основанием для изменения классификационного кода в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, послужившее основанием для занижения размера таможенных платежей, что образует событие административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП России.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2023 постановление апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 АПК РФ рассмотрение жалобы начато сначала.
В силу положений пунктов 5, 6, 7 статьи 210, пункта 1 статьи 266 АПК РФ апелляционный суд приобщает к материалам дела представленные таможенным органом доказательства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.07.2021 на Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни (191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1) генеральным директором ООО "ОБОРУДОВАНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ" Андреевым В.Е., действующим на основании приказа от 05.12.2017 N 01 (до 05.12.2022), в рамках внешнеэкономического контракта от 21.03.2018 N 03/2018, заключенного с CARSO A/S, 9220, AALBORG, MINERALVEJ 6-8 (Дания)/Карсо А/С, Аалборг, Минералвеж 6-8 (Дания), подана электронная декларация на товары (далее - ДТ) N 10228010/130721/0313514 для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в том числе товара под N 2 ""КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ЧАСТИ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: 3.19.2 ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ИКРЫ И МОЛОК - ROE CONVEYOR FROM ВА Р18435, 3.20.1- КОНВЕЙЕРНАЯ ЛИНИЯ ИЗ ОДНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО И ДВУХ БОКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ ДЛЯ СОРТИРОВКИ ИКРЫ И МОЛОК С ЖЕЛОБОМ Р18667, 3.21.7 - КОНВЕЙЕР PVC ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПОЛНЫХ ЛОТКОВ 7.5 КГ В МОРОЗИЛЬНИКИ Р18453, 3.23 - МОЩНЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБЫ НА ЛИНИЮ ПРОВЕРКИ И СОРТИРОВКИ С ДВУМЯ РАЗДЕЛИТЕЛЯМИ Р18673. ПОСТАВЛЯЕТСЯ В ЧАСТИЧНО РАЗОБРАННОМ ВИДЕ ДЛЯ УДОБСТВА ТРАНСПОРТИРОВКИ, 5.28.1 - ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ЛИНИИ MARKEM - МАРКИРОВКИ ЭТИКЕТОК Р18555, 5.44 - МОЩНЫЙ PVC КОНВЕЙЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПОЛНЫХ КОРОБОВ В ТРЮМ Р18593".
Согласно сведениям, указанным в ДТ и документам к ней, отправитель товара - CARSO A/S, 9220, AALBORG, MINERALVEJ 6-8 (Дания). Получатель/декларант -ООО "ОБОРУДОВАНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ", заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8428 33 000 0. Ставка таможенной пошлины - 0%, НДС - 20%. Таможенная стоимость товара N 2 - 10429167,35 руб.
13.07.2021 товар выпущен по ДТ N 10228010/130721/0313514 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В ходе камеральной таможенной проверки от ООО "ОРС" письмом от 29.09.2022 N 45-2022 получена техническая документация на проверяемые товары "3.19.2 Ленточный конвейер для транспортировки икры и молок - ROE CONVEYOR FROM ВА PI 8435", который задекларирован по ДТ N 10228010/130721/0313514.
Согласно данной технической документации установлено, что при работе данного товара (конвейера) тяговым элементом является модульная лента "Scanbelt S.50-805" состоящая из подвижных звеньев, а грузонесущими элементами являются скребки, прикрепленные к тяговому элементу.
В соответствии с положениями действующего ГОСТ 18501-73 (СТ СЭВ 3512-81) "Оборудование подъемно-транспортное. Конвейеры, тали, погрузчики и штабелеры" (далее -ГОСТ 18501-73) закреплены следующие термины:
- конвейер - машина для непрерывного транспортирования грузов;
- ленточный конвейер - конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента;
- скребковый конвейер - конвейер, в котором груз транспортируется по желобу или другому направляющему устройству движущимися скребками, прикрепленными к тяговому элементу;
Грузонесущий элемент является частью конструкции конвейера, на которой непосредственно располагается груз. К тяговому элементу конвейера прикладывается усилие привода. Так, тип конвейера определяется конструктивными особенностями и принципом действия его транспортирующей части.
СЗОТ сделан вывод, что данный товар "3,19.2 Ленточный конвейер для транспортировки икры и молок - ROE CONVEYOR FROM ВА Р18435", задекларированный по ДТ N 10228010/130721/0313514 (часть товара N 2), является скребковым и указание вида конвейера в описании перемещаемого товара при его декларировании имеет важное значение при его классификации.
Указанный товар для целей классификации по ТН ВЭД ЕАЭС не является ни ленточным конвейером, ни оборудованием для разделки рыбы, моллюсков и т.п. или частями машин товарной позиции 8438 ТН ВЭД ЕАЭС и не включается в субпозиции 8428 33 000 0 и 84 3890 000 0 ТНВЭД ЕАЭС, в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит классификации в подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %).
Таким образом, по результатам проведения камеральной таможенной проверки установлено, что задекларированный по ДТ N 10228010/130721/0313514 товар "3.19.2 Ленточный конвейер для транспортировки икры и молок - ROE CONVEYOR FROM ВА PI 8435" (товар N 2) представляет собой не ленточный, а скребковым конвейером, грузонесущим элементом которого являются скребки и данный товар подлежит классификации в подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (заявленный код ЕТН ВЭД ЕАЭС при декларировании - 8428 33 000 0).
СЗОТ по результатам данной проверки принято Решение о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 20.01.2023 ЖN РКТ-10200000-23/000039 (далее -РКТ) в субпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В пункте 7 РКТ указаны следующие сведения, необходимые для классификации товара, а именно "Товар представляет собой скребковый конвейер, грузонесущим элементом которого являются скребки, прикреплённые к тяговому элементу".
Исходя из анализа сведений, заявленных в графе 31 ДТ N 10228010/130721/0313514 в отношении товара N 2, установлено, что в графе 31 ДТ содержится недостоверная информация о типе конвейера. 20.01.2023 СЗТУ принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (графы 31, 33, 47) в указанную ДТ.
Согласно произведенной корректировке ДТ N 10228010/130721/0313514/01 проверяемый товар необходимо декларировать как:
- Товар N 5. "Комплектующие части для оборудования по производству пищевых продуктов рыбной промышленности, предназначенное для установки на рыбоморозильном траулере ST-192 RFC, новые, не двойного применения, не военного назначения; 3.19.2-Скребковый конвейер для транспортировки икры и молок - ROE CONVEYOR FROM ВА Р18435", код ТН ВЭД ЕАЭС 8428 39 900 9.
В соответствии с уведомлением Санкт-Петербургской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 24.01.2023 N 10210000/У2023/0000352заявление декларантом недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС повлекло за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 327 014,71 рублей.
Таким образом, СЗОТ по результатам проведения камеральной таможенной проверки выявлен факт заявления недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС товара N 2 ("конвейер"), заявленного Обществом по ДТ N 10228010/130721/0313514, сопряженным с указанием недостоверных сведений об описании данного товара.
Установив данные обстоятельства, таможенный орган 28.03.2023 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10212000-113/2023, квалифицировав действия заявителя по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 07.04.2023 по делу об административном правонарушении N 10212000-113/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 165 523 руб. 86 коп.
Не согласившись с указанным постановлением Таможни, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В части 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Вывод о наличии в действиях декларанта (таможенного представителя) объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, может быть признан обоснованным, если определены качественные характеристики товара, имеющие значение для его правильной классификации, и установлено, что сведения о таких качественных характеристиках товара заявлены недостоверно либо неполно, что привело к занижению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.
Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС плательщиком исчисляются таможенные пошлины, налоги, сведения о которых указываются в декларации.
Согласно пункту 1 статьи 54 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает, в том числе в соответствии со статьей 136 ТК ЕАЭС.
Таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подпункт 32 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 4 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются виды таможенной декларации, в том числе: декларация на товары. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, в частности, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств - членов ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС; код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; выполнять иные требования, предусмотренные ТКЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ДТ Обществом заявлены достоверные, полные сведения о характеристиках товара, влияющих на их классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а так же что Обществом представлена техническая документация на товар, которая свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение (таможенном декларировании товара).
Апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной таможенной проверки (акт проверки от 29.11.2022 N 10200000/210/291122/А000021/000) установлено, что ООО "ОРС" в графе 31 ДТ заявлены недостоверные сведения об описании товаров (а именно о типе конвейера), что позволило лицу классифицировать ввозимый товар кодом 8438 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Данные обстоятельства явились основанием для принятия Решения о классификации товара от 20.01.2023 N РКТ-10200000-23/000039, а также направления Уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 24.01.2023 N 10210000/У2023/0000352.
В частности, согласно пункту 7 Решения о классификации товара от 20.01.2023 N РКТ-10200000-23/000039 установлены следующие сведения, необходимые для классификации товара, а именно: "Товар представляет собой скребковый конвейер, грузонесущим элементом которого являются скребки, прикрепленные к тяговому элементу" (указанные сведения также отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении).
Таким образом, Таможней обоснованно установлено, что Обществом заявлены недостоверные сведения о типе конвейера, что явилось основанием для изменения классификационного кода в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, послужившее основанием для занижения размера таможенных платежей.
При этом в случае заявления лицом достоверных сведений об описании товара, а именно о виде конвейера "скребковый", основания для отнесения товара к коду 8438 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС у Общества отсутствовали в связи с несоответствием товара тексту субпозиции:
-для ленточных конвейеров предусмотрен код ТН ВЭД ЕАЭС 8438 90 000 0;
- для иных конвейеров предусмотрен код TН ВЭД ЕАЭС 8428 39 900 9.
Из материалов дела следует, что классификационный код и описание товара определены не только на основании технической документации, а также с учетом исследования выводов таможенного эксперта, изложенных в заключении от 15.12.2021 N 12402004/0034494, а также документах, полученных от конечного получателя и пользователя товара - АО "Адмиралтейские верфи".
Таким образом, техническая документация, представления при таможенном декларировании товара не явилась исчерпывающим источником сведений для принятия решения о классификации товаров и выводов КТП.
Вместе с тем, по результатам изучения полученной в рамках КТП технической документации, в соответствии с выводами таможенных экспертов от 15.12.2021 N 12402004/0034494, от 04.08.2021 N 12402004/0019823, от 09.12.2021 N 12402004/0033856 установлено, что при работе спорного товара (конвейера) тяговым элементом является модульная лента "Scanbelt S.50-805" состоящая из подвижных звеньев, а грузонесущими элементами являются скребки, прикрепленные к тяговому элементу.
В соответствии с текстом заявленной декларантом субпозиции 8428 33 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в данную субпозицию включаются "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие: - элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов прочие: - ленточные прочие".
Классификационным признаком для отнесения конвейера к заявленной лицом субпозиции 8428 33 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС является тип конвейера - ленточный.
Конвейеры, отличные от ленточных, и иные, прямо поименованные в товарной позиции 8428 ТЫ ВЭД ЕАЭС, классифицируются в подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие: -элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов прочие: -- прочие: ---- прочие: ---- прочие".
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 8428 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются "Конвейеры, перемещающие грузы непрерывно движущимися несущими или толкающими элементами, например, ковшовые, лотковые, пластинчатые конвейеры; скребковые или шнековые конвейеры (в которых материалы подаются по желобу, соответственно, толкающей пластиной или червяком); ленточные, пластинчатые, цепные и другие конвейеры".
Таким образом, ТН ВЭД ЕАЭС установлены виды иных конвейеров, по не раскрыты их характеристики, идентификационные (классификационные) признаки.
В соответствии с ГОСТ 18501-73 (СТ СЭВ 3512-81) "Оборудование подъемно-транспортное. Конвейеры, тали, погрузчики и штабелеры" (далее -ГОСТ 18501-73), в котором закреплены следующие термины:
- конвейер - машина для непрерывного транспортирования грузов;
- ленточный конвейер - конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента;
- скребковый конвейер - конвейер, в котором груз транспортируется по желобу или другому направляющему устройству движущимися скребками, прикрепленными к тяговому элементу.
Грузонесущий элемент является частью конструкции конвейера, на которой непосредственно располагается груз. К тяговому элементу конвейера прикладывается усилие привода. Так, тип конвейера определяется конструктивными особенностями и принципом действия его транспортирующей части.
В указанных обстоятельствах СЗОТ правомерно сделан вывод, что проверяемый товар представляет собой не ленточный конвейер, а скребковый.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае решение о классификации товаров принято, а классификационный код и описание товара определены не только на основании технической документации, а также с учетом исследования выводов таможенного эксперта, изложенных в заключении от 15.12.2021 N 12402004/0034494, и документах, полученных от конечного получателя и пользователя товара - АО "Адмиралтейские верфи".
Таким образом, техническая документация, представленная при таможенном декларировании товара, не явилась исчерпывающим источником сведений для принятия решения о классификации товаров и выводов проверки.
На этапе таможенного декларирования ранее ввезенных ООО "ОРС" товаров по ДТ N 10228010/111121/0543573, на основании решения о назначении таможенной экспертизы, принятого Северо-Западной электронной таможней, проведена таможенная экспертиза товаров и с учетом исследованных конструкционных особенностей принято решение о классификации товара:
"3.19.2 - ленточный конвейер для транспортировки икры и молок -ROE CONVEYOR FROM ВА Р18436, производитель CARSOE A/S, тов.знак CARSOE, торг. знак, марка CARSOE, модель отсутствует, артикул отсутствует кол-во 1.00 шт.".
По результатам таможенной экспертизы вышеуказанный товар идентифицирован как скребковый конвейер непрерывного действия, в связи с тем, что тяговым элементом является модульная лента, состоящая из подвижных звеньев, а грузонесущими элементами являются скребки, прикрепленные к тяговому элементу.
Поскольку оборудование является скребковым конвейером непрерывного действия, то и принцип действия заключается в том, что модульная лента, состоящая из подвижных звеньев, создает тягу, по всей его длине на равном расстоянии друг от друга, размещены скребки. Они заталкивают груз на модульную ленту, состоящую из подвижных звеньев, и выталкивают к месту выгрузки материала. Крутящий момент на исполнительные механизмы подается за счет модульной ленты, состоящей из подвижных звеньев, приводимых во вращение гидродвигателем.
В рамках проведенной камеральной таможенной проверки технической документацией установлено, что при работе спорного товара "конвейер" с позицией 3.19.2, заявленного в ДТ 10228010/130721/0313514, тяговым элементом является модульная лента "Scanbelt S.50-805", состоящая из подвижных звеньев, а грузонесущими элементами являются скребки, прикрепленные к тяговому элементу, при этом документальных доказательств того, что заявленный Обществом в ДТ N 10228010/130721/0313514 товар N 2 является ленточным конвейером ни таможенному органу, ни в арбитражный суд (по рассматриваемому делу) ООО "ОРС" не представлено.
Достоверное указание типа конвейера в описании перемещаемого товара при его таможенном декларировании имеет определяющее значение при его классификации.
Общие положения к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС (II) ЧАСТИ примечание 2, предписывают классифицировать части, образующие изделия, охваченные товарной позицией 8428 ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и устройства для подъема и перемещения), в данной товарной позиции.
Применяя ОПИ 1 проверяемый товар относится к товарной позиции 8428 в связи с тем, что в ее тексте он прямо указан, а именно: 8428 "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие".
Дальнейшая кодировка товаров, отнесенных к товарной позиции 8428 ГН ВЭД ЕАЭС, предполагает разграничение по основополагающему классификационному критерию (признаку): вид конвейера.
В 8428 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются следующие конвейеры: ковшовые (8428 32), ленточные (8428 33), роликовые (8428 39 2) и иные, не поименованные в текстах субпозиций 8428, для которых ТН ВЭД ЕАЭС установлена только одна допустимая и возможная для целей классификации подсубпозиция: 8428 39 900 9.
Проверенный товар для целей классификации по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит классификации в подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %).
Таким образом, изменение Обществом кода ТН ВЭД ЕАЭС, связанным с изменением описания спорного товара в графе 31 N ДТ 10228010/130721/0313514, повлекло за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований таможенного законодательства с целью заявления достоверных сведений о таможенной стоимости товаров при их декларировании, действуя разумно и осмотрительно.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Апелляционным судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, апелляционным судом не установлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 165 523 руб. 86 коп. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что ввезенное оборудование является одним из узлов рыбной фабрики, является несостоятельным, поскольку противоречит представленным при декларировании документам.
Согласно графе 44 декларации на товары N 10228010/130721/0313514 (далее - ДТ) Обществом при таможенном декларировании спорного товара N 2 представлены документы в формализованном (электронном) виде, в том числе контракт от 21 марта 2018 г. N 03/2018, дополнительные соглашения от 04.10.2018 N 2, от 19.12.2018 N 3, от 18.04.2019 N 4, международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 01.07.2021 N 2107-17-21.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 (предмет контракта) Контракта "Продавец продал, а Покупатель купил оборудование для автоматизированной установки по переработке рыбы (далее по тексту - Оборудование) на условиях CIP в соответствии с Инкотермс-2010, в соответствии с технической спецификацией N 10508-20".
Аналогичные сведения о том, что Обществом ввозится оборудование для автоматизированной установки по переработке рыбы (не Фабрика), указаны в вышеуказанных документах, представленных Обществом при декларировании товаров,
Между тем, при обращении в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления СЗОТ о назначении административного наказания по делу об АП Обществом представлена копия контракта от 21 марта 2018 г. N 03/2018, предмет которого отличается от представленного при декларировании товаров. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 (предмет контракта) копии Контракта 03/2018 "Продавец продал, а Покупатель купил рыбную фабрику (далее по тексту -Оборудование) на условиях CIP в соответствии с Инкотермс-2010, в соответствии с технической спецификацией N 10508-20".
Вместе с тем, техническая спецификация N 10508-20 при таможенном декларировании товаров не представлена. Обществом представлена техническая спецификация N10508-24.
На вопрос апелляционного суда о происхождении представленного Обществом в суд варианта контракта, текст которого отличается от контракта, представленного в таможенный орган при декларировании, представитель Общества пояснил, что стороны контракта изменили его условия.
Между тем, изменение условий контракта оформляется отдельным документом, подписанным сторонами, который впоследствии прилагается к первоначальному контракту, текст же самого контракта остается неизменным.
В рассматриваемом случае Общество представило в суд первой инстанции контракт, имеющий тот же номер и дату, что и представленный при таможенном декларировании в Таможню, но с другим текстом подпункта 1.1 пункта 1 (предмет контракта).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о фальсификации представленного Обществом в суд контракта от 21 марта 2018 г. N 03/2018.
Апелляционный суд оценивает контракт от 21 марта 2018 г. N 03/2018 в том виде, который был представлен Обществом в таможенный орган при декларировании товара.
Исходя из анализа представленных при таможенном декларировании документов в формализованном (электронном) виде, в них прямо указано о приобретении ООО "ОРС" у иностранной компании "CARSO A/S" именно оборудования для автоматизированной установки по переработке рыбы.
При ввозе и таможенном декларировании проверяемых товаров Обществом не указаны сведения, свидетельствующие о принадлежности ввозимых товаров к "Фабрике" и (или) их отнесении к составной части "Фабрики", ООО "ОРС" планировалось к ввозу, ввезено и осуществлено таможенное декларирование товара - "Конвейеры", не "Фабрика".
В соответствии с пунктом 3 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения 0 товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подпункт 32 пункт 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 2 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (далее - Порядок), взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией:
в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме; с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.
Согласно пункту 6 Порядка сведения, отраженные в электронных документах, заявляемые декларантом таможенному органу декларирования, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего декларацию на товары.
Пунктом 5 Порядка установлено, что сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.
На основании изложенного, сведения из представленных Обществом контрактов не корреспондируются между собой, в связи с чем контракт, представленный ООО "ОРС" в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего принадлежность ввозимых товаров к "Фабрике", и не может являться основанием для классификации спорного товара как самостоятельного.
В распоряжение таможенного органа Обществом (ни на этапе таможенного декларирования, ни на этапе после выпуска товаров) не представлены документы, определяющие комплектность "Фабрики", а также принадлежность ввозимых товаров к такой "Фабрике".
Также следует отметить, что Обществом не выполнен ни один из юридических аспектов особенностей ввоза такой продукции, как "фабрика..." в несобранном (разобранном) виде, чтобы можно было бы отнести ввезенные товары к "фабрике" для целей классификации ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, пункт 1 статьи 117 ТК ЕАЭС устанавливает, что товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемый через таможенную границу Союза в виде отдельных компонентов в течение установленного периода, может декларироваться путем подачи нескольких деклараций на товары в отношении компонентов такого товара с указанием кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, соответствующего коду товара в комплектном или завершенном виде.
Под компонентом товара понимается составная часть товара в комплектном или завершенном виде, которая указана в качестве такой части в решении о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, принимаемом в соответствии с пунктом 3 статьи 21 ТКЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 117 ТК ЕАЭС особенности таможенного декларирования товаров, установленные настоящей статьей, применяются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении товаров выдано решение о классификации товаров;
2) декларантом компонентов товара является лицо, которому выдано решение о классификации товаров;
3) таможенное декларирование всех компонентов товара осуществляется одному таможенному органу;
4) компоненты товара ввозятся на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
При этом форма и порядок заполнения документов, используемых при принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени установлен приказом ФТС России от 06.02.2019 N 194 (Зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2019 N 54347).
В ходе проведения камеральной таможенной проверки, а также при ведении производства по делу об АП установлено, что условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 117 ТК ЕАЭС Обществом не соблюдены, решение о классификации не получено. Заключенный Обществом контракт не предусматривает ввоз на территорию ЕАЭС товара - "фабрика"; сведения о ввозе товаров - "конвейеры различных видов" в качестве единого технологического решения ("Фабрики") отсутствуют во внешнеторговом контракте, товаросопроводительных документах, а также в ДТ.
Соответственно, и положения рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 (Том IV. Раздел XVI) в рассматриваемом случае не могут быть применены.
Таким образом, довод Общества о правильности классификационного кода товара 8438 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС не может быть принят во внимание по причине его необоснованности, а также отсутствии объективной оценки и мотивированной аргументации положений имеющихся материалов (а именно технической документации, достоверно установленных положений контракта 21.03.2018 N 03/2018 и иных).
Вступая в таможенные правоотношения, Общество пренебрегло исполнением своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, при этом имело правовую и реальную возможность для их соблюдения путем, в том числе обращения в таможенные органы для получения предварительного решения о классификации товара в соответствии с главой 3 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьей 18 Федерального закона N 289-ФЗ.
ООО "ОРС", не воспользовавшись правом на проверку предоставленных ему сведений, приняло на себя риск заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и неисполнения своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, следует признать, что по делу доказаны событие и состав вмененного Обществу административного правонарушения, выразившегося в заявлении Обществом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженном с заявлением недостоверных сведений об описании товаров, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июля 2023 года по делу N А56-44411/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ОРС" о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной оперативной таможни от 07.04.2023 по делу об административном правонарушении N 10212000-113/2023 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44411/2023
Истец: ООО "ОБОРУДОВАНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9844/2024
01.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27778/2023
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19618/2023
11.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27778/2023
07.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-44411/2023