г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А56-71366/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.
при участии:
от истца: Куликов А.В. по доверенности от 19.12.2023 (онлайн)
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3243/2024) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2023 по делу N А56-71366/2023, принятое
по иску Центральной акцизной таможни
к ООО НПО "Спецавтоматика"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью НПО "Спецавтоматика" (далее - ответчик, Общество, ООО НПО "Спецавтоматика") неуплаченного утилизационного сбора в размере 6 900 000,00 руб.; пеней в размере 669 415,00 руб. (рассчитанных на день подачи искового заявления); суммы пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 25.12.2023 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы у Общества имеется обязанность по уплате утилизационного сбора, которая не была исполнены, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО НПО "Спецавтоматика" (ИНН 7801416980) в ДТ N N 10009100/020622/3060753, 10009100/040722/3073209 задекларированы и помещены под таможенную процедуру таможенного склада самоходные машины.
Обществом задекларированы погрузчики одноковшовые фронтальные, шахтные классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51 100 0 (2 штуки).
Вышеуказанная техника входит в Раздел VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 81).
Сумма подлежащего уплате утилизационного сбора в отношении рассматриваемых самоходных машин составляет 6 900 000,00 руб.
Расчет утилизационного сбора с указанием коэффициента, базовой ставки, раздела Перечня содержится в Приложении N 4 к иску.
ООО НПО "Спецавтоматика" не представило на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) документы для осуществления взимания утилизационного сбора.
Сумма пеней, подлежащих взысканию за просрочку уплаты утилизационного сбора, по состоянию на 18.07.2023 составляет 669 415,00 руб.
Расчет суммы пеней с указанием количества дней просрочки уплаты утилизационного сбора, размера ключевой ставки ЦБ РФ содержится в Приложении к иску.
Центральная акцизная таможня, руководствуясь пунктом 17 Правил, информировала плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления письмом от 04.07.2022 N 13-12/16578 "О задолженности по уплате утилизационного сбора".
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080974966645 указанное выше письмо получено адресатом 12.07.2022.
А также письмом от 05.08.2022 N 13-12/19340 "О задолженности по уплате утилизационного сбора".
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085475594427 указанное выше письмо получено адресатом 15.08.2022.
В настоящее время обязанность по уплате утилизационного сбора ООО НПО "Спецавтоматика" не исполнена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Самоходные машины, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, указаны в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства N 81.
Как отмечено в преамбуле Закона об отходах производства и потребления, данный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 (ред. от 22.06.2009) "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.
Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ООО НПО "Спецавтоматика" задекларированы погрузчики одноковшовые фронатльные, шахтные по коду ТН ВЭД ЕАЭС 84 51 100 0 в количестве 2 штук; однако данная самоходная техника была ввезена временно и не подлежала эксплуатации на территории РФ в качестве транспортного средства, утилизация или иное обращение с отходами, которого будут необходимы для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду после окончания эксплуатации.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 30-П от 19.07.2019 установлено, что с лиц, временно ввозящих в Россию транспорт, нельзя взимать утилизационный сбор. Признана неконституционность ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления, допускающей взимание утилизационного сбора за транспорт, помещенный под таможенную процедуру временного ввоза.
Кроме того, необходимо учитывать, что паспорта самоходных машин ответчику не выдавались, с заявлениями на выдачу он не обращался, техника дальше таможенного поста не выезжала и сразу поехала на территорию Казахстана, к своему последующему собственнику.
При этом таможенным органом не были представлены доказательства выдачи паспортов самоходных машин в отношении ввезенных Обществом товаров, равно как и иных доказательств возможности эксплуатации ввезенных товаров как тракторов.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае взыскание с ответчика утилизационного сбора, а также начисление пеней, неправомерно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2023 года по делу N А56-71366/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71366/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО НПО "СПЕЦАВТОМАТИКА"