г. Москва |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А40-30826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Бодровой
судей: А.Л.Фриева, В.Я.Гончарова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Платоновым Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федеральной таможенной службы и АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.08.2019
по делу N А40-30826/19,
по иску Федеральной таможенной служба
к АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ"
о взыскании 71856 руб. 69 коп. (гос.контракт N 127 от 21.08.2017 г.),
встречное исковое заявление о взыскании 121 936 руб. 30 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Горбачева Е.Г. по доверенности от 20.12.2018.
от ответчика: Бирюля Л.У. по доверенности от 01.01.2019, Полежаева Е.Е. по доверенности от 01.05.2019.
УСТАНОВИЛ:
ФТС России обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" о взыскании неустойки за просрочку нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом от 21.08.2017 N 127 за период с 01.08.2018 по 30.08.2018. в размере 69 538 руб. 73 коп., с учетом уточнения размера исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ
Определением от 03.04.2019 судом первой инстанции принято встречное исковое заявление АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" о взыскании с ФТС России 121 936 руб. 30 коп., из них: 69 537 руб. 73 коп. сумма обеспечительного платежа по государственному контракту от 21.08.2017 N 127, 6304 руб. 16 коп. -неустойка за просрочку оплаты выполненных работ за период с 13.03.2018 по 26.03.2018, 42 741 руб. 63 коп. - неустойка за нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, за период с 18.09.2018 по 11.02.2019 и 3 351 руб. 78 коп. пени за просрочку подписания Акта об исполнении Государственного контракта N 127 от 21.08.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен на сумму 6 304 руб. 19 коп.
В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец и ответчик подали апелляционные жалобы.
Истец просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении первоначального иска и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска в полном объеме и отказе в удовлетворении встречного иска.
Ответчик в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска в полном объеме, в удовлетворении первоначального иска - отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика явился, доводы своей апелляционной жалобы поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы оппонента возражал.
Представитель истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы своей апелляционной жалобы поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы оппонента возражал.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 226, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в целях оказания технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу между Федеральной таможенной службой (ФТС России, Государственный заказчик, истец) и Акционерным обществом "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" (АО "КРОКУС", Общество, Генеральный подрядчик, ответчик) заключён государственный контракт от 21 августа 2017 г. N 127.
Согласно пункту 1.1 Контракта Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства единственного подрядчика в срок, установленный Контрактом, по заданию Государственного заказчика выполнять работы по ремонту далее - работы) помещений лабораторий Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики в городе Бишкек далее - Объект), в соответствии со Сметной документацией на капитальный ремонт (далее - Сметная документация), прошедшей экспертизу в государственных органах Киргизской Республики, что подтверждается заключением государственной экспертизы Киргизской Республики от 6 сентября 2016 г. N ГЭ-МА-5 73/2016, Дефектными актами, Расчетом стоимости Работ на Объекте (приложение N 1 к Контракту), согласно условиям Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять их результат и оплатить установленную Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта капитальный ремонт Объекта осуществляется по адресу: Киргизская Республика, город Бишкек, улица Панфилова, дом 197.
При заключении указанного государственного контракта, стороны руководствовались положениями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 585-р, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об окончании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу.
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, что не освобождает Генерального подрядчика от исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных Контрактом.
В процессе исполнения условий, предусмотренных Контрактом, Сторонами заключены три дополнительных соглашения: от 14 декабря 2017 г. N 1/225, от 21 августа 2018 г. N 2/100 и от 24 августа 2018 г. N 3/110. Документом, подтверждающим факт полного исполнения Генеральным подрядчиком обязательств по Контракту, является Акт приёма-передачи результатов выполненных Работ (приложение N 8 к Контракту).
Пунктом 2.2 Контракта определены следующие сроки выполнения Работ по Контракту:
- начало Работ - с даты наступления последнего из следующих событий: с даты заключения Контракта, передачи Генеральному подрядчику документации, в соответствии с подпунктом 5.2.2 Контракта, передачи Генеральному подрядчику помещений, поступления аванса, перечисленного Государственным заказчиком в соответствии с пунктом 3.4 Контракта, на расчётный счёт Генерального подрядчика, подписания трехстороннего договора на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) между Государственным заказчиком, Генеральным подрядчиком, выступающим в качестве плательщика, и организацией, осуществляющей функции строительного контроля (технического надзора);
- окончание Работ - не позднее 1 августа 2018 г.
Срок оформления Акта приёма-передачи результатов выполненных Работ не входит в срок выполнения Работ по Контракту.
Приёмка фактически выполненных Работ по Контракту осуществляется Государственным заказчиком в течение двадцати рабочих дней с даты предоставления Генеральным подрядчиком следующих документов:
- Акта о приёмке выполненных работ в трёх экземплярах (приложение N 4 к Контракту);
- Справки о стоимости выполненных работ и затрат в трёх экземплярах (приложение N 5 к Контракту);
- Счёта, в случае если авансовый платёж, перечисленный согласно пункту 3.4 Контракта, полностью зачтён на основании подписанных Сторонами Актов о приёмке выполненных работ и Справок о стоимости выполненных работ и затрат.
В соответствии с пунктом 2.11 датой выполнения Работ является дата подписания Сторонами Акта приёмки Работ на Объекте (приложение N 6 к Контракту). В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения к Контракту от 24 августа 2018 г. N 3/110 цена Контракта составляет 28 195 835,62 рублей.
Согласно пунктам 6-7 Расчёта стоимости работ на Объекте (приложение N 1 к Контракту) Генеральный подрядчик обязался выполнить Работы на сумму 27 431 748,56 рублей.
Иные расходы, предусмотренные Контрактом и входящие в его цену в размере 764 087,06 рублей - расходы по оплате услуг организации, осуществляющей строительный контроль (технический надзор).
На основании пункта 1.3 дополнительного соглашения к Контракту от 24 августа 2018 г. N 3/110 объём бюджетных обязательств составляет:
- на 2017 год - 9 730 987,82 рублей;
- на 2018 год - 18 464 847,80 рублей.
Во исполнение государственного контракта от 21 августа 2017 г. N 127, заключённого между Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком, был заключён трёхсторонний договор на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) от 6 октября 2017 г. N 160 с Обществом с ограниченной ответственностью "Дальгипроводхоз" (далее - ООО "Дальгипроводхоз", Исполнитель).
В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона государственный контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Согласно положениям, установленным частью 5 статьи 96 Федерального закона, в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании данной нормы права, Стороны включили в Контракт подпункт 4.1, в котором обусловлено, что Генеральный подрядчик предоставляет Государственному заказчику оформленное надлежащим образом обеспечение Контракта в виде внесения денежных средств на счёт Государственного заказчика в размере 5 (пяти) процентов цены Контракта 1 621 831,30 рублей.
Платёжным поручением N 7247 от 16 августа 2017 г. АО "КРОКУС" были перечислены денежные средства в указанном размере.
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта, в ходе исполнения Контракта Генеральный подрядчик вправе предоставить Государственному заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта.
При этом может быть изменён способ обеспечения исполнения Контракта. Государственным заказчиком в полном объёме были соблюдены условия Контракта, а именно, на расчётный счёт Генерального подрядчика по Контракту перечислены денежные средства в общей сумме 27 431 748 руб. 56 коп.
Кроме того, Государственным заказчиком на расчётный счёт Генерального подрядчика по Контракту перечислены денежные средства за осуществление услуг по строительному контролю (техническому надзору) в сумме 764 431 руб. 06 коп.
Таким образом, Государственным заказчиком в полном объёме исполнены условия, предусмотренные государственным контрактом (пункт 1.1 дополнительного соглашения к Контракту от 24 августа 2018 г. N 3/110) в размере 28 195 835,62 рубля.
Однако работы по капитальному ремонту помещений лаборатории Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики в городе Бишкек в период с 1 августа 2018 г. по 30 августа 2018 г. проведены с нарушением сроков, предусмотренных Контрактом.
Количество дней просрочки по Контракту составило 29 дней.
По состоянию на 1 августа 2018 г. Государственным заказчиком приняты Работы на сумму - 24 234 565,65 рублей.
Акт приёмки работ на Объекте подписан Сторонами 30 августа 2018 г.
Количество дней просрочки по данному Контракту составило 29 дней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) Стороны включили в Контракт параграф 7 "Ответственность Сторон".
В соответствии с пунктом 7.4. Контракта в случае просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик направляет Генеральному подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генеральным подрядчиком, и определяется по формуле, определенной в п. 7.4.1. Контракта.
Истцом представлен расчет, из которого следует, что неустойка за нарушение сроков выполнения работ за период с 01.08.2018 по 30.08.2018. составила 69 538 руб. 73 коп.
Данный расчет проверен и признан верным.
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика требования об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту (письма ФТС России от 12 октября 2018 г. N 08-683/64774, 12 ноября 2018 г. N 08-683/70860) однако требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения.
В связи с чем, Государственным заказчиком правомерно были удержаны пени по Контракту от 21 августа 2017 г. N 127 в размере 69 538,73 рублей из обеспечения исполнения Контракта, которое было предоставлено Обществом при заключении Контракта (из суммы в размере 1 621 831,30 рублей).
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта Государственный заказчик возвращает Генеральному подрядчику денежные средства, внесённые в качестве обеспечения исполнения Контракта, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания сторонами Акта об исполнении Контракта и уплаты Генеральным подрядчиком неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, при условии неуплаты Генеральным подрядчиком начисленной ему неустойки до даты удержания Госзаказчиком соответствующих денежных средств обязанность по возврату денежных средств, внесенных в качестве исполнения Контракта, у Государственного заказчика не возникло.
Согласно платёжному поручению от 26 декабря 2018 г. N 808940 денежные средства, внесённые в качестве обеспечения исполнения по Контракту в сумме 1 552 292,57 рубля были возвращены Генеральному подрядчику с учетом осуществленного удержания суммы неустойки (1621 831,30 - 69 538,73 = 1 552 292,57).
Таким образом, встречные исковые требования о взыскании задолженности по возврату денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения Контракта в размере 69 538,73 рублей и пени за нарушение сроков возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения по Контракту в размере 42 741,63 рублей удовлетворению не подлежат.
При этом при условии, что заявленная к возмещению неустойка в размере 69 538,73 руб. уже была удержана Государственным заказчиком из суммы подлежащих возврату денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения Контракта, основания для удовлетворения первоначального иска у суда также отсутствуют.
Заявляя встречные исковые требования о взыскании неустойки за просрочку подписания Акта об исполнении Государственного контракта N 127 от 21.08.2017 в размере 3 351 руб. 78 коп., АО "КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ" ссылается на то, что Акт об исполнении Контракта в адрес Ответчика был направлен 27.08.2018 г., следовательно, согласно п.2.9., 2.9.1 Контракта должен был быть подписан до 17.09.2018 г. включительно, однако, несмотря на это, Акт об исполнении Контракта был подписан Государственным заказчиком 25.09.2018 г., т.е. с нарушением срока, предусмотренного для его подписания, на 8 дней.
Данные доводы правомерно признаны необоснованными, поскольку пунктом 2.9. Контракта После выполнения всех Работ, предусмотренных Контрактом, Генеральный подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания последнего Акта о приемке выполненных работ (приложение N 4 к Контракту) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (приложение N 5 к Контракту) должен письменно уведомить Государственного заказчика о готовности сдать выполненные Работы, приложив к уведомлению Акт приемки Работ на Объекте (приложение N 6 к Контракту), Акт об исполнении Контракта (приложение N 7 к Контракту) и Акт приема-передачи результатов выполненных Работ (приложение N 8 к Контракту) (3 экз.).
При направлении Акта об исполнении Контракта в адрес Ответчика 27.08.2018 г данные требования выполнены не были, Акт приема-передачи результатов выполненных Работ (приложение N 8 к Контракту) в 3 экземплярах приложен не был.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами ФТС России, о том, что надлежащее уведомление в соответствии с требованиями п.2.9 Контракта осуществлено Генеральным подрядчиком письмом от 6 сентября 2018 г. N 16-6594.
Таким образом, учитывая, что акт об исполнении Контракта подписан Государственным заказчиком 25 сентября 2018 г., установленный п. 2.9.1 Контракта срок для подписания акта Государственным заказчиком не нарушен.
Следовательно, исковые требования ответчика в части взыскания неустойки за просрочку подписания Акта об исполнении Государственного контракта N 127 от 21.08.2017 в размере 3 351 руб. 78 коп. правомерно оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем, требования ответчика о взыскании с истца неустойки за просрочку оплаты выполненных работ за период с 13.03.2018 по 26.03.2018 в сумме 6304 руб. 16 коп. суд полагает признал обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку факт просрочки оплаты платежей установлен в судебном заседании и подтвержден материалами дела.
Расчет неустойки судом проверен и признан правильным.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы подателей апелляционных жалоб об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителями положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 по делу N А40-30826/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.