город Омск |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А70-9202/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.11.2019-12.11.2019 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12996/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2019 по делу N А70-9202/2019 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Земляковой Марины Александровны, ИНН 862100406826, ОГРНИП 307860724600055 (далее - предприниматель, заявитель) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) об оспаривании предписания от 05.04.2019 N 02-68 в части возложения обязанности по проведению медицинских осмотров,
представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
установил:
индивидуальный предприниматель Землякова Марина Александровна обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области об оспаривании предписания от 05.04.2019 N 02-68 в части возложения обязанности по проведению медицинских осмотров.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2019 требование заявителя удовлетворено, предписание от 05.04.2019 N 02-68 признано недействительным в части возложения обязанности по проведению медицинских осмотров, на Управление возложена обязанность восстановить нарушенные права заявителя после вступления решения в законную силу.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что вредные производственные факторы, установленные Управлением в помещении предпринимателя (производственный шум, локальная вибрация, пыль животного и растительного происхождения, световая среда), не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в связи с чем у предпринимателя отсутствует обязанность проводить медицинские осмотры сотрудников, как следствие, оспариваемое предписание является недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы настаивает на том, что факт наличия на производстве предпринимателя вредных производственных факторов (производственный шум, локальная вибрация, пыль животного и растительного происхождения, световая среда) является самостоятельным основанием для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров вне зависимости от результатов специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, следовательно, оспариваемым пунктом 2 предписания от 05.04.2019 N 02-68 на предпринимателя обоснованно возложена обязанность обеспечить проведение медицинских осмотров на швейном производстве.
Предприниматель в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве не согласился с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 14.02.2019 N 02-00101 в отношении предпринимателя Земляковой М.А. проведена плановая выездная проверка с целью предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.04.2019 N 02-00101.
05.04.2019 предпринимателю выдано предписание N 02-68, в соответствии с которым предприниматель обязан разработать и утвердить программу производственного контроля; обеспечить порядок проведения медицинских осмотров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Полагая, что предписание от 05.04.2019 N 02-68 в части возложения на предпринимателя обязанности по проведению медицинских осмотров не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.08.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также выполнять предписания осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель владеет швейным производством, основной вид экономической деятельности заявителя в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ - производство прочей верхней одежды.
При этом предпринимателем не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров восьми сотрудников швейного производства.
В силу статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации и пункту 2.13 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Частью 5 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ) предусмотрено, что опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н).
Согласно пунктам 2.7, 3.4.1, 3.5, 3.12 приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, включены, в том числе:
- пыль животного и растительного происхождения (хлопчатобумажная, хлопковая, льняная, шерстяная, пуховая), в т.ч. с бактериальным загрязнением (пункт 2.7);
- локальная вибрация (пункт 3.4.1);
- производственный шум (пункт 3.5);
- световая среда (искусственное и естественное освещение) (пункт 3.12).
Согласно составленным по результатам лабораторных измерений экспертным заключениям от 28.03.2019 N N 7934, 7935, 7936, 7937 рабочие места на швейном производстве предпринимателя соответствуют требованиям ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны", СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" по показателям содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, уровня искусственной освещенности на рабочих местах; параметрам микроклимата (температуры, относительной влажности воздуха); уровня шума в пошивочном цехе; уровня локальной вибрации в пошивочном цехе.
В связи с этим, суд первой инстанции, приняв во внимание, что установленные Управлением в помещении предпринимателя вредные производственные факторы (производственный шум, локальная вибрация, пыль животного и растительного происхождения, световая среда) не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя обязанности проводить медицинские осмотры сотрудников швейного производства.
Вместе с тем судом первой инстанции при формулировании обозначенного выше вывода ошибочно не учтено следующее.
Так, работники, занятые на швейном производстве, в том числе у предпринимателя, подвергаются различным вредным воздействиям производственных факторов, в частности, постоянной нагрузке на зрение и слух, негативному воздействию тканевой и ниточной пыли на органы дыхания, влиянию производственного шума и вибрации на нервную систему человека.
В Приложении N 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н относительно отдельных групп производственных факторов содержится примечание, согласно которому наличие того или иного производственного фактора является основанием для прохождения медицинских осмотров только в случае отнесения условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям.
В свою очередь, пункты 2.7 (пыль животного и растительного происхождения), 3.4.1 (локальная вибрация), 3.5 (производственный шум) указанного Перечня такого примечания не содержат.
Следовательно, сам по себе факт наличия на производстве предпринимателя указанных вредных производственных факторов является самостоятельным основанием для прохождения сотрудниками предпринимателя обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров вне зависимости от результатов специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что сотрудники, занятые на швейном производстве заявителя, обязаны проходить обязательные медицинские осмотры.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что результаты лабораторных исследований производственных факторов (производственный шум, локальная вибрация, пыль животного и растительного происхождения, световая среда) свидетельствуют только о соответствии исследуемых проб нормативам (гигиеническим нормативам) условий труда, но не освобождают предпринимателя от обязанности по обеспечению условий, необходимых для своевременного прохождения его работниками медицинских осмотров.
Таким образом, Управлением пунктом 2 предписания от 05.04.2019 N 02-68 на предпринимателя обоснованно возложена обязанность обеспечить проведение медицинских осмотров сотрудников швейного производства.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требования предпринимателя о признании недействительным предписания от 05.04.2019 N 02-68 в части возложения обязанности по проведению медицинских осмотров.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2019 по делу N А70-9202/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Земляковой Марины Александровны о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 05.04.2019 N 02-68 в части возложения обязанности по проведению медицинских осмотров (пункт 2 предписания), проверенного на соответствие Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111), отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9202/2019
Истец: ИП Землякова Марина Александровна
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области