г. Москва |
|
18 ноября 2019 г. |
Дело N А41-107747/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Специализированная компания "Феникс Петролеум": Бурмистрова Г.В., по доверенности от 04.02.2019;
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Белоусова И.В., по доверенности от 16.01.2019;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Администрации городского округа Домодедово Московской области: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Феникс Петролеум" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2019, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по делу N А41-107747/18 по исковому заявлению Государственной компании "Российские автомобильные дороги" к Обществу с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Феникс Петролеум" об изъятии для государственных нужд РФ земельного участка площадью 527 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0060122:14 с предоставлением равноценного возмещения, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор", истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Феникс Петролеум" (далее - ООО СК "Феникс Петролеум", ответчик) с исковым заявлением об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка площадью 527 кв.м с кадастровым номером 50:28:0060122:14 с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.08.2019 исковые требования удовлетворены. Суд изъял для государственных нужд Российской Федерации у Общества с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Феникс Петролеум" земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:14, общей площадью 527 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:3. Установил возмещение за изымаемый земельный участок в размере 3 238 181 рублей, в том числе: 1 676 513 рублей рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:14; 1 561 668 рублей - убытки, связанные с изъятием земельного участка
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и принять по делу новый судебный акт, которым установить возмещение за изымаемый земельный участок: упущенную выгоду, с учетом неотделимых улучшений, находящихся на земельном участке, подлежащем изъятию, а именно убытки, связанные с невозможностью использования сохраняющейся дороги в размере 7 555 778 рублей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Администрации городского округа Домодедово Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 года, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.2 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практике по гражданским делам связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы.
Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Исходя из смысла пункта 6 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, в том случае, если правообладатель земельного участка не согласен со схемой расположения земельного участка, подлежащего изъятию, то орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии имеют право утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ установлено, что решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
- земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме.
В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса РФ и статья 279 Гражданского кодекса РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса РФ, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, 30.09.2015 Росавтодором издано распоряжение N 1815-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" (т. 1, л.д. 9 - 12).
В соответствии с приложением к указанному распоряжению изъятию подлежал, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:3 площадью 527 кв.м, принадлежащий на праве аренды ООО СК "Феникс Петролеум".
Из материалов дела также следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:14 площадью 527 кв.м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:3, принадлежащего на праве аренды ответчику, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1, л.д. 13-21).
В соответствии со статьей 63 Земельного кодекса РФ, во исполнение пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка был извещен о предстоящем изъятия объектов недвижимого имущества, что подтверждается уведомлением о предстоящем изъятии (т. 1, л.д. 22 - 26).
Также истцом обществу в связи с предстоящим изъятием объектов недвижимого имущества были представлены следующие документы:
- проект Соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд;
- Отчет об оценке рыночной стоимости от 11.05.2018 N 2018-ЦКАД1ПК/107.
В связи с тем, что в досудебном порядке ответчик не подписал соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости от 11.05.2018 N 2018-ЦКАД-1ПК/107 сумма возмещения за изымаемый земельный участок составляет 1 565 000 руб., в том числе стоимость права аренды изымаемого участка в размере 1 565 000 руб. и убытков с упущенной выгодой в размере 00 рублей.
Согласно п. 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015), при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком имеются разногласия относительно стоимости выкупной цены земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2019 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Абсолют" Медведеву Виталию Игоревичу.
На разрешение эксперта судом поставлены следующий вопрос: определить размер возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объекта недвижимого имущества и упущенную выгоду) в связи с изъятием земельного участка площадью 527 кв.м с кадастровым номером 50:28:0060122:14 с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.
В материалы дела поступило заключение эксперта N 26/03/19 (т. 2, л.д. 70-113).
В соответствии с данным заключением рыночная стоимость права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:3 площадью 527 кв.м составляет 1 540 063 руб. 00 коп., а величина размера возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием составляет 82 502 руб. 00 коп. (т. 2, л.д. 107).
Однако, из описательной части экспертного заключения и пояснений эксперта следует, что экспертом при проведении экспертизы не осуществлялся выезд на местность, в целях выяснения, имеет ли изымаемый земельный участок неотделимые улучшения, которые могут повлиять на определение его рыночной стоимости, в связи с чем определением суда от 21 мая 2019 года была назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Абсолют" Медведеву В.И.
На разрешение эксперта судом поставлен следующий вопрос: определить размер возмещения (рыночная стоимость, убытки, причиненные изъятием объекта недвижимого имущества и упущенную выгоду, с учетом неотделимых улучшений, находящихся на земельном участке, подлежащем изъятию) в связи с изъятием земельного участка площадью 527 кв.м с кадастровым номером 50:28:0060122:14 с учетом особенностей, предусмотренных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.
В материалы дела поступило заключение эксперта N 26/03/19-И (т. 4, л.д. 98-163).
В соответствии с выводами эксперта в экспертном заключении N 26/03/19-И рыночная стоимость права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:3 площадью 527 кв.м составляет 1 676 513 руб. 00 коп., а величина размера возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием составляет 1 603 581 руб. 00 коп., а убытки, связанные с невозможностью использования сохраняющейся дороги составят в размере 7 555 778 руб. 00 коп. (т. 4, л.д. 154).
Исследовав представленное экспертное заключение по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд согласен с судом первой инстанции о необходимости принятия выводов эксперта в части определения рыночной стоимости права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:3 площадью 527 кв.м, и в части определения размера величины убытков в связи с изъятием в размере 1 561 668 руб. 00 коп.
Представителями истца и ответчика в части определения размера рыночной стоимости земельного участка равной 1 676 513 руб. 00 коп. выводы эксперта были признаны.
Определяя размер убытков в размере 1 603 581 руб. 00 коп., возникающих в связи с изъятием земельного участка, эксперт определил: убытки, связанные с изъятием расположенных на земельном участке зданий/сооружений/строений/земельных насаждений в размере 1 517 668 руб. 00 коп.; убытки, связанные с регистрацией объекта недвижимости 44 000 руб. 00 коп. и затраты на риэлторкие услуги 41 913 руб. 00 коп.
Между тем, доказательств того, что ответчик будет вынужден в связи с изъятием части земельного участка обратиться к услугам риелторов, в материалах дела не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:14 площадью 527 кв.м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:3 площадью 72 100 кв.м, предоставленного ответчику в аренду, использование земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:3 за вычетом площади, подлежащей изъятию 527 кв.м, возможно по целевому назначению.
Вследствие изъятия земельного участка у ответчика не возникнет необходимости поиска иного земельного участка для осуществления своей предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что экспертом в размер убытков неправомерно включена сумма, необходимая на услуги риэлторов.
Возражая против определения стоимости возмещения, в связи с изъятием земельного участка, путем включения в нее стоимости дорожного покрытия, расположенного на земельном участке, подлежащего изъятию, равной 1 517 668 руб. истец указал на то, что данное дорожное покрытие было сооружено ответчиком без получения соответствующей разрешительной документации и по сути является самовольной постройкой.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов OK 013- 2014(СНС 2008), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
То есть обязательным признаком сооружения является наличие у данного объекта несущих конструкций.
В частности, автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов OK 013-2014(СНС 2008), к группировке "Расходы на улучшение земель" относится результат действий, который приводит к существенному увеличению количества, улучшению качества или продуктивности земли или предотвращает ее ухудшение. Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
При этом твердое покрытие (площадка), не имеющее несущих конструкций, имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимом имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Таким образом, площадки, покрытые асфальтом, бетонными плитами и обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда автомобилей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка.
Сама по себе укладка на части земельного участка определенного покрытия (из асфальта, бетона или иного строительного материала) для целей складирования, удобства разгрузки, стоянки транспортных средств, его благоустройства или иных подобных целей не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором выполнено такое замощение.
Таким образом, "площадка" ("замощение"), представляющее собой асфальтовое покрытие, как объект (сооружение) не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земельного участка и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 Гражданского кодекса РФ относиться к недвижимому имуществу, в силу чего "площадка" не может являться самостоятельным объектом гражданских прав, поскольку данная площадка является обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью данного земельного участка.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08 разъяснено, что объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.
Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что работы ответчика по укладке покрытия из асфальта и щебня являются улучшением полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка.
Поскольку в данном случае дорожное (асфальтовое) покрытие, расположенное на земельном участке, подлежащего изъятию, является улучшением земельного участка, не носит самостоятельный характер, то стоимость указанного улучшения должна включаться в сумму убытков, подлежащих возмещению при изъятии земельного участка для государственных нужд.
Из материалов дела, в том числе, экспертного заключения N 26/03/19-И (т. 4 л.д. 108-109 и л.д. 147) следует, что общая протяженность дороги на изымаемой и сохраняющейся частях земельного участка составляет 400 м из них 230 м асфальтовой дороги и 170 м щебеночной.
Протяженность оставшихся дорог на сохраняющейся части участка составит 188 м асфальтовой дороги и 148 щебеночной дроги.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца с установлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 3 238 181 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, о необходимости включения в размер возмещения за изымаемый земельный участок убытков в размере 7 555 778 рублей в виде упущенной выгоды, с учетом неотделимых улучшений, находящихся на земельном участке, подлежащем изъятию, в соответствии с экспертным заключением, отклонены арбитражным апелляционным судом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса
Действительно, в экспертном заключении эксперт пришел к выводу, что в связи с изъятием земельного участка будет невозможно использование оставшегося дорожного (асфальтового) покрытия, расположенного на части, остающейся во владении и использовании общества. Сумма убытков в данном случае дополнительно составляет 7 555 778 руб.
Однако, исследовав материалы дела, принимая во внимание, что асфальтовое покрытие является улучшением земельного участка, земельный участок, на котором располагается спорное покрытие, остается во владении и пользовании общества, арбитражный апелляционный суд считает, что стоимость данных улучшений не может быть включена в размер возмещения в смысле статьи 56.8 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в основание своих требований и возражений.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2019 по делу N А41-107747/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-107747/2018
Истец: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-679/20
18.11.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18860/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-107747/18
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-107747/18