г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2024 г. |
Дело N А56-34844/2023/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Бурденкова Д.В., Тойвонена И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Колыбановой Л.Ю.,
при участии:
согласно протоколу судебного заседания от 28.03.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4581/2024) общества с ограниченной ответственностью "Эскалатор" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2023 по делу N А56-34844/2023/тр.1, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "СВ-транспорт" о включении требования в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "СВ-ЛАЙТ",
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "СВ-ЛАЙТ" кредитором ООО "СВ-транспорт" заявлено о включении 15 959 090,04 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 28.12.2023 суд первой инстанции удовлетворил заявление.
В апелляционной жалобе ООО "Эскалатор" просит отменить определение суда в связи с тем, что, по его мнению, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права; не доказаны обстоятельства, которые суд посчитал установленными; неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в обжалуемом определении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Согласно отзыву ООО "СВ-транспорт" против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое определение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители ООО "СВ-транспорт" и ООО "Эскалатор" поддержали свои позиции.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей ООО "СВ-транспорт" и ООО "Эскалатор", апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого определения.
Из материалов дела видно, что должником (арендатор) и кредитором (арендодатель) заключен договор аренды оборудования с правом выкупа от 08.12.2016 N А121-15/2016, по условиям которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование комплект полиграфического оборудования:
- рулонная машина для офсетной печати КВА Compacta 218 в комплекте (1 ед.);
- вкладочно-швейно-резальная линия для автоматической листообработки Muller Martini Prima 2011 (1 ед.);
- устройство прямого экспонирования офсетных пластин Luscher Xrose 2011 (1 ед.);
- ротационная рулонная машина для офсетной печати КВА Compacta 618 в комплекте (1 ед.). Передача оборудования подтверждается актом приемки-передачи от 31.01. 2017. Стоимость аренды составила 17 137 515,31 руб. Должником аренда не оплачена, задолженность составила 15 959 090,04 руб.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
По смыслу пункта 1 статьи 19 Закона о банкротстве к заинтересованным лицам должника относятся лица, которые входят с ним в одну группу лиц, либо являются по отношению к нему аффилированными. Таким образом, критерии выявления заинтересованности в делах о несостоятельности через включение в текст закона соответствующей отсылки сходны с соответствующими критериями, установленными антимонопольным законодательством.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2016 N 308-ЭС16-1475, доказывание в деле о банкротстве факта общности экономических интересов допустимо не только через подтверждение аффилированности юридической (в частности, принадлежность лиц к одной группе компаний через корпоративное участие), но и фактической. Второй из названных механизмов по смыслу абзаца 26 статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не исключает доказывания заинтересованности даже в тех случаях, когда структура корпоративного участия и управления искусственно позволяет избежать формального критерия группы лиц, однако сохраняется возможность оказывать влияние на принятие решений в сфере ведения предпринимательской деятельности.
Как разъяснено в пункте 3.1 "Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020, действующее законодательство о банкротстве не содержит положений об автоматическом понижении очередности удовлетворения требования лица, контролирующего должника, вместе с тем внутреннее финансирование должно осуществляться добросовестно и не нарушать права и законные интересы иных лиц, соответственно, применительно к пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве о том, что при наличии любого из обстоятельств, указанных в этом пункте, считается, что должник находится в трудном экономическом положении (далее - имущественный кризис) и ему надлежит обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, контролирующее лицо, которое пытается вернуть подконтрольное общество, пребывающее в состоянии имущественного кризиса, к нормальной предпринимательской деятельности посредством предоставления данному обществу финансирования (далее - компенсационное финансирование), в частности, с использованием конструкции договора займа, то есть избравшее модель поведения, отличную от предписанной Законом о банкротстве, принимает на себя все связанные с этим риски, в том числе риск утраты компенсационного финансирования на случай объективного банкротства. Данные риски не могут перекладываться на других кредиторов (пункт 1 статьи 2 ГК РФ). Таким образом, при банкротстве требование о возврате компенсационного финансирования не может быть противопоставлено их требованиям - оно подлежит удовлетворению после погашения требований, указанных в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве, но приоритетно по отношению к требованиям лиц, получающих имущество должника по правилам пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве и пункта 8 статьи 63 ГК РФ (далее - очередность, предшествующая распределению ликвидационной квоты). При этом само по себе наличие вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего задолженность, не освобождает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, от обязанности определить очередность удовлетворения основанного на этой задолженности требования (пункт 10 статьи 16 Закона о банкротстве).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов споре на следует, что кредитор является лицом, контролирующим должника, и отсрочка оплаты пользования имуществом имела место в период имущественного кризиса ООО "СВ- ЛАЙТ". Аффилированность кредитора и должника, принадлежность к единой группе лиц не является достаточным основанием для понижения очередности удовлетворения требования.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2023 по делу N А56-34844/2023/тр.1 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Эскалатор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Д.В. Бурденков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34844/2023
Должник: ООО "СВ-ЛАЙТ"
Кредитор: ООО "ЭСТАФЕТА"
Третье лицо: Аксеник Дарья Сергеевна, АО "Северная Венеция", Ассоциация СРО "ЦААУ", ИП Подсекин А.В., ИП Подсекин Александр Валентинович, к/у Аксеник Дарья Сергеевна, к/у Кузьминых В.В., МИФНС N26 по Санкт-Петербургу, ООО "ЛК-СВЕРХНОВАЯ", ООО "СВ-Транспорт", ООО "Эскалатор", Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, УФНС России по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14874/2024
15.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12459/2024
18.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12458/2024
19.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18446/2024
04.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8660/2024
04.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8892/2024
13.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14639/2024
20.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10788/2024
05.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4581/2024
02.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4582/2024
12.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34844/2023