г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2024 г. |
Дело N А56-53844/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: Аронов Г.З. по доверенности от 22.08.2023
от заинтересованного лица: от УФНС по СПб - Лях Ю.П. по доверенности от 08.12.2023, Михайлова И.М. по доверенности от 09.01.2024; от МИФНС N 23 по СПб - Лях Ю.П. по доверенности от 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1958/2024) ООО "Фирма "Праздник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 по делу N А56-53844/2023 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник"
к 1) Управлению Федеральной Налоговой Службы России по Санкт-Петербургу;
2) Межрайонной инспекции ФНС России N 23 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник", адрес: 196211, г. Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, дом 14, ОГРН 1037821062410 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.02.2023 N 1124 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, т требования об уплате задолженности N 1746 по состоянию на 23.05.2023.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле также привлечено Управление ФНС по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 07.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку нежилые помещения с кадастровыми номерами 78:14:0007845:11509 (площадью 990,3 кв.в.), 78:14:0007645:1511 (площадью 848,3 кв.м.), 78:14:0007645:11510 (площадью 769,4 кв.м.), образованные 10.06.2020, не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год; площадь каждого объекта составляет менее 1000 ка.м., то у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых Обществом решения и требования.
В судебном заседании представителем Общества заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, в связи с невозможностью явки его представителя (юриста) в настоящее судебное заседание.
Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения жалобы и заявленного представителем Общества ходатайства.
Рассмотрев ходатайство представителя Общества, суд апелляционной инстанции не установил оснований для его удовлетворения, посчитав, что дело может быть рассмотрено в настоящем судебном заседании.
Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 08.09.2022 декларации по налогу на имущество за 2021 год, по результатам которой, 08.12.2022 составлен Акт налоговой проверки N 12982
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекция 06.02.2023 приняла решение N 1124 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 289 696 руб., по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 434 544 руб. Указанным решением Обществу также доначислен налог на имущество в размере 1 448 480 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил установленный Инспекцией в ходе проверки факт занижения Обществом налога к уплате в результате не отражения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 78:14:0007845:11509, 78:14:0007645:1511, 78:14:0007645:11510, которые ранее входили в состав нежилого здания с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 04.04.2023 N 16-15/16262@ жалоба ООО "Фирма "Праздник" оставлена без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу решения о привлечении к ответственности, Инспекцией в адрес Общества выставлено требование N 1746 об уплате задолженности по состоянию на 23.05.2023.
Считая, принятые Инспекцией решение и требование недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 372 - 375, 378.2 НК РФ, пришел к выводу о правомерности оспариваемых решения и требования Инспекции. Суд указал, что одинаковый режим налогообложения распространяется как на административно-деловой центр (здание) в целом, так и на входящие в него помещения.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций установлен Законом Санкт-Петербурга N 684-96, согласно пункту 1 статьи 1.1 которого, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в тои числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
Из материалов дела следует, что согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 20.09.2023 N 01.05-01581@ объект (здание) с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, имеющее площадь более 1000 кв.м., и адресом: Санкт-Петербург, проспект Юрия Гагарина, д. 14, корпус 1, литера А поставлен на кадастровый учет 29.08.2012 и на данный момент является актуальным объектом.
Нежилое здание с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, проспект Юрия Гагарина, д. 14, корп. 1, лит. А является рестораном и включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год под N 4487.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0007645:9 и видом разрешенного использования "Для размещения объектов бытового обслуживания".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в здании с кадастровым номером 78:14:0007645:2036 существуют выделенные объекты с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511. Таким образом, спорные объекты, принадлежащие налогоплательщику, входят в состав здания, которое включено в Перечень.
В пункте 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 указано, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что их площадь составляет свыше 1000 кв. м.
Объекты с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511 отдельно в Перечне не поименованы.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих помещений.
При таких обстоятельствах соответствующий режим налогообложения распространяется как административно-деловой центр или на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном Перечне.
При этом, из буквального содержания вышеуказанных положений следует, что условие о площади свыше 1000 кв. м установлено пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении самих центров (комплексов), но не в отношении помещений в них.
Поскольку помещение с кадастровым номером 78:14:0007645:2036 было включено в Перечень на 2021 год, то в силу приведенных выше положений статьи 378.2 НК РФ и положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
При этом ссылка налогоплательщика на пункт 10 статьи 378.2 НК РФ, как обоснованно указал суд первой инстанции, в данном случае неприменима, поскольку исчисление налога по кадастровой стоимости производится в отношении помещений, указанных в пункте 2 статьи 1-1 Закона N 684-96, которым не установлены ограничения по площади помещений, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1-1 Закона N 684-96.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества обязанности по представлению налоговой декларации и уплате налога на имущество организаций за 2021 год в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511, входящими в здание с кадастровым номером 78:14:0007645:2036.
Пунктом 1 статьи 386 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговую декларацию по налогу, если иное не предусмотрено данной статьей, в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления налоговой декларации за 2021 год определен не позднее 30.03.2022.
Поскольку налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 представлена Обществом с нарушением установленного срока, то Инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение Инспекции о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и выставленное на его основании требование об уплате задолженности являются законными, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 по делу N А56-53844/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53844/2023
Истец: ООО "ФИРМА "ПРАЗДНИК"
Ответчик: Управление Федеральной Налоговой службы России по Санкт-Петербургу, ФНС России Межрайонная инспекция N 23 по Санкт-Петербургу