г. Саратов |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А12-18732/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А, Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2019 года по делу N А12-18732/2019 (судья Калашникова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" (690068, Приморский край, г. Владивосток, пр. 100-летия Владивостока, д.155, корп. 3. оф.5, ОГРН 1102540008230, ИНН 2540167061)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в лице отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы (400005, г. Волгоград, ул. 13-я Гвардейская, д.15)
заинтересованное лицо Краснова Владимира Александровича
о признании предписания незаконным в части,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" - Зайцева Р.А., действующего на основании доверенности от 01.04.2019 N ВЛА-000005 (пост.); Мелихова А.В., действующего на основании доверенности от 01.10.2019 N ВЛА-000116 (пост.); иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" (далее - заявитель, ООО "ДНС Ритейл", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны от 26.02.2019 N 11/1/1 в части возложения на заявителя обязанностей по оборудованию автоматической установкой пожаротушения и системой противодымной вытяжной вентиляции помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания площадью 1 354, 5 кв.м. по адресу: г.Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б.
Протокольным определением от 23.07.2019 суд признал надлежащим ответчиком по заявленному иску Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в лице отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы (далее - ГУ МЧС России по Волгоградской области, отдел надзорной деятельности и профилактической работы, административный орган).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица суд привлек собственника помещения Краснова Владимира Александровича.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2019 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" удовлетворено.
Признано недействительным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 26.02.2019 N 11/1/1 в части возложения обязанностей по оборудованию помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания площадью 1 354, 5 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б, автоматической установкой пожаротушения и системой противодымной вытяжной вентиляции на арендатора помещения - общество с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл".
С Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении требований отказать..
От общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период времени с 01.02.2019 по 26.02.2019 в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом от 30.11.2016 N 644 в отношении ООО "ДНС Ритейл" отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена плановая выездная проверка по соблюдению на объекте защиты: город Волгоград, улица им. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.02.2019 N 002/11, предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 11/1/1 от 26.02.2019 со сроком устранения до 03.02.2020, постановлением по делу об административном правонарушении от 25.03.2019 N 002-11/2019/3 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.01.2017 года, регистрационный N 45228) (далее Административный регламент).
Предписанием N 11/1/1 от 26 февраля 2019 года в отношении ООО "ДНС Ритейл" установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) Торговый зал и подсобные помещения в подвале здания не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
2) Прибор приемно-контрольный пожарный установлен в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство. В рабочей документации отсутствует обоснование установки данного прибора в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не обеспечена раздельная передача извещений о неисправности и состоянии технических средству помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство.
3) Не обеспечено своевременное обслуживание внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
4) Из помещений магазина не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции.
5) При обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания не соблюдены проектные решения, а именно: не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем кондиционирования воздуха.
6) Не обеспечено наличие на двери помещения электрощитовой обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7) Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно помещение электрощитовой не выгорожено противопожарной дверью.
8) При эксплуатации эвакуационных путей и выходов, предусмотренных планом эвакуации людей при пожаре из помещений ООО "ДНС Ритейл" не обеспечено соблюдение требований нормативных документов, а именно: жалюзи, установленные при выходе с лестниц на первый этаж здания закрыты, при этом отсутствует возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
ООО "ДНС Ритейл" оспаривало пункты 1 и 4 указанного предписания административного органа в части возложения на заявителя обязанностей по оборудованию автоматической установкой пожаротушения и системой противодымной вытяжной вентиляции помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что предписание в оспариваемой заявителем части является недействительным, как выданное ненадлежащему лицу.
Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона о пожарной безопасности государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 20 Закона о пожарной безопасности).
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123).
В силу части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Проведенной проверкой в период времени с 01.02.2019 по 26.02.2019 установлено, что торговый зал и подсобные помещения обшей площадью 1354,5 м2, расположенные в подвале дома по адресу: город Волгоград, улица им. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и системами вытяжной противодымной вентиляции.
Как следует из материалов дела, ООО "ДНС Ритейл" арендует указанные помещения по договору аренды от 26.01.2018 года, заключенный с собственником ИП Красновым В.А.
На основании пункта 7.1.6, договора аренды ответственность за пожарную безопасность в помещении несет арендатор.
Вместе с тем, в силу положений п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества возложена на арендодателя. Аналогичное положение предусмотрено и договором аренды.
Как следует из п. 7.1.13 указанного договора между аренды помещения от 26 января 2018 года арендатор обязуется производить текущий ремонт помещения (подвал здания по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, улица 8-ой Воздушной Армии, л. 476) исключительно с письменного согласия Арендодателя. Не вносить без письменного согласия Арендодателя какие-либо изменения, которые могут затронуть конструкцию или внешний вид Здания и Помещения, а также не вносить изменения в системы водоснабжения, электроснабжения, связи, пожаротушения, видеонаблюдения, в системы кондиционирования воздуха.
На письменное обращение ООО "ДНС Ритейл" собственник помещения подвала здания по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, улица 8-ой Воздушной Армии, л. 476, отказал в разрешении на проведение работ по оборудованию нежилого помещения системами пожаротушения.
В рассматриваемом случае, учитывая, что в целях установки систему автоматического пожаротушения необходимо проведение работ по капитальному ремонту и отказа собственника помещения в разрешении установки систему автоматического пожаротушения, изложенного в письме от 22.05.2019 и в отзыве по настоящему делу, возложение соответствующих обязанностей на арендатора противоречит пункта 7.1.13 договора аренды и статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из материалов дела следует, что обязанность по оборудованию торгового зала и подсобного помещения в подвале здания автоматической установкой пожаротушения возложена на собственника нежилого помещения - Краснова В.А. При этом юридическим лицом ООО "ДНС Ритейл" были приняты зависящие от него меры для соблюдения правил пожарной безопасности в указанной части.
Решением Волгоградского областного суда от 28.08.2019 года дело N 07р-1161/2019 изменено постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Карабекова N 002-11/2019/3 от 25 марта 2019 года и решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30.05.2019 года, исключены выводы о нарушении ООО "ДНМ Ритейл" п. 10.1.1 таблицы 1 приложения (обязательное) к НПБ 110-03, п. 10.1.1 таблицы А.1 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009, в соответствии с которыми торговый зал и подсобные помещения в подвале здания общей площадью 1354,5 кв. м не оборудованы автоматической установкой пожаротушения. В остальной части постановление административного органа и решение общего суда оставлено без изменения.
На основании изложенного, в указанной части решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда относительно пункта 4 предписания.
Из пункта 4 обжалуемого предписания следует, что из помещений магазина не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляциии, чем нарушен п. 5.2 СНиП 2.04.05-91, п. п. "и" п. 8.2. СНиП 41-01-2003, п. 8.1 СП 60.13330.2016, п.п. "ж" п. 7.2 СП 7.13130.2013.
В соответствии с пунктом 5.2. СНиП 2.04.05-91 удаление дыма следует предусматривать:
а) из коридоров или холлов жилых, общественных и административно-бытовых зданий в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.09.04-87;
б) из коридоров производственных, общественных и административно-бытовых зданий высотой более 26,5 м;
в) из коридоров длиной более 15 м, не имеющих естественного освещения световыми проемами в наружных ограждениях (далее - "без естественного освещения"), производственных зданий категорий А, Б и В с числом этажей 2 и более;
г) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением, не имеющим механизированных приводов для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг и для открывания проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям: А, Б или В; Г или Д - в зданиях IVa степени огнестойкости;
д) из каждого помещения, не имеющего естественного освещения: общественного или административно-бытового, если оно предназначено для массового пребывания людей; помещения площадью 55 м 2 и более, предназначенного для хранения или использования горючих материалов, если в нем имеются постоянные рабочие места; гардеробных площадью 200 м 2 и более.
Допускается, проектировать удаление дыма через примыкающий коридор из производственных помещений категории В площадью 200 м и менее. Требования настоящего пункта не распространяются:
а) на помещения, время заполнения которых дымом в соответствии с п. 5.8 больше времени, необходимого для безопасной эвакуации людей из помещения (кроме помещений категорий А и Б);
б) на помещения площадью менее 200 м 2, оборудованные установками автоматического водяного или пенного пожаротушения, кроме помещений категории А или Б;
в) на помещения, оборудованные установками автоматического газового пожаротушения;
г) на лабораторные помещения, указанные в обязательном приложении 18;
д) на коридоры и холлы, если для всех помещений, имеющих двери в этот коридор или холл, проектируется непосредственное удаление дыма.
Согласно примечаниям к данному пункту если на площади основного помещения, для которого предусмотрено удаление дыма, размещены другие помещения, площадью каждое 50 м и менее, то отдельное удаление дыма из этих помещений допускается не предусматривать при условии расчета расхода дыма с учетом суммарной площади этих помещений.
В соответствии с п. 8.1 СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-200 (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 968/пр) противодымную защиту зданий и сооружений при пожаре, обеспечивающую предотвращение опасности задымления здания и воздействия на людей и имущество при возникновении пожара в одном из его помещений (на одном этаже одного из пожарных отсеков) следует предусматривать согласно сводам правил по пожарной безопасности, обеспечивающих выполнение требований.
Согласно п.п. "ж" п. 7.2 СП 7.13130.2013 из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре:
- площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.);
- торговых залов магазинов;
- офисов;
- площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов, в том числе читальных залов и книгохранилищ библиотек, выставочных залов, фондохранилищ и реставрационных мастерских музеев и выставочных комплексов, архивов;
- гардеробных площадью 200 м2 и более;
- автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения;
Подпункт "и" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать - из каждого помещения торгового зала без естественного освещения.
Согласно указанному СНиП 41-01-2003 помещение, не имеющее естественного освещения - это помещение, не имеющее окон или световых проемов в наружных ограждениях.
СНиП 41-01-2003 введен взамен СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование (с Изменениями N 1, 2, 3)" утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по строительству и инвестициям от 28 ноября 1991 г.
Подпунктом д) пункта 5.2* СНиП 2.04.05-91* предусмотрено, что удаления дыма следует предусматривать: из каждого помещения, не имеющего естественного освещения: общественного или административно-бытового, если оно предназначено для массового пребывания людей.
Таким образом, при сдаче в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии в 2003 г. (постановление администрации Дзержинского района Волгограда N 779-03 от ID апреля 2003) и в 2009 году (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU34301000- 101/03-09 от 24 декабря 2009 года администрации Волгограда) не предусматривалось использование подвального помещения как торговый зал, так как требованиями вышеуказанных нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности на тот период времени были предусмотрены требования по оборудованию АУПТ и системами вытяжной противодымной вентиляции помещения магазина.
В силу ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды помещения от 26.01.2018 заключенного между собственником помещения Красновым В.А. (арендодатель) и ООО "ДНС Ритейл" (арендатор) заявитель арендует нежилое помещение площадью 1354,5 кв.м расположенное в подвале здания по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, д. 47Б.
На основании пункта 7.1.6 договора аренды ответственность за пожарную безопасность в помещении несет арендатор.
В ходе проверки установлено, что проверяемое помещение не имеет естественное проветривание при пожаре, на объекте не выполнены требуемые расчеты в соответствии с требованиями пункта 7.4 СП 7.13130.2013. В подвале здания, используемое обществом в качестве торгового зала магазина, необходимо оборудовать системой вытяжной противодымной вентиляцией из каждого помещения без естественного проветривания для удаления продуктов горения при пожаре.
Однако, судебная коллегия полагает, что на момент вынесения спорного предписания у общества, уполномоченного договором аренды на владение и пользование спорным помещением, сохранялась обязанность по его оборудованию вытяжной противодымной вентиляцией.
Монтаж противодымной вентиляции не связан с осуществлением капитального ремонта, не требуют вмешательства в конструкцию здания и внесения изменений в объемно-планировочные и архитектурные характеристики всего здания.
Учитывая вышеизложенное, п. 4 оспариваемого предписания соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает в связи с этим права и законные интересы общества, в связи с чем не обосновано признан недействительным судом первой инстанции.
Выявленные управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Кроме того, постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Карабекова N 002-11/2019/3 от 25 марта 2019 года о привлечении общества к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30.05.2019 года, вступившим в законную силу, и решением Волгоградского областного суда от 28.08.2019 года дело N 07р-1161/2019 в этой части оставлено без изменения.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2019 года по делу N А12-18732/2019 подлежит отмене в части признания недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 26.02.2019 N 11/1/1 в части возложения обязанностей по оборудованию помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания площадью 1354,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б, системой противодымной вытяжной вентиляции на арендатора помещения - общество с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл", с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2019 года по делу N А12-18732/2019 отменить в части признания недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 26.02.2019 N 11/1/1 в части возложения обязанностей по оборудованию помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания площадью 1354,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б, системой противодымной вытяжной вентиляции на арендатора помещения - общество с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл".
В отмененной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "ДНС Ритейл" о признания недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 26.02.2019 N 11/1/1 в части возложения обязанностей по оборудованию помещений торгового зала и подсобных помещений в подвале здания площадью 1354,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, дом 47-Б, системой противодымной вытяжной вентиляции отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2019 года по делу N А12-18732/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18732/2019
Истец: ООО "ДНС РИТЕЙЛ"
Ответчик: ГУ МЧС России по Волгоградской области, ГУ Отдел НДиПР по Волгограду УКДиПР МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Волгоградской области, Краснов Владимир Александрович