г. Санкт-Петербург |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А56-147931/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Баженовой Ю.С., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Гаврилова Е.В. по доверенности от 08.07.2019,
от ответчика: Слепченок К.В. по доверенности от 28.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26798/2019) ТСН "ДВОРИК У КАМЕНКИ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 по делу N А56-147931/2018(судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
к ТСН "ДВОРИК У КАМЕНКИ"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников недвижимости "Дворик у Каменки" (далее - ответчик, ТСН "Дворик у Каменки") о взыскании 19 254,11 рублей неустойки по состоянию на 27.11.2018.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, полагая, что судом нарушены нормы материального права, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт о взыскании с Товарищества в пользу истца 9308,27 рублей неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказать.
В обоснование заявленной позиции податель жалобы указал на то, что истец определил объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета в гигакалориях, для расчета стоимости использован тариф на горячее водоснабжение в рублях за гигакалорию, установленный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, без учета нормативного расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Истцом, в свою очередь, объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения был определён на основании показаний указанных приборов УУТЭ без учета нормативного расхода тепловой энергии на подогрев воды, а также при расчете платы за горячее водоснабжение в спорный период времени применял тарифы, установленные в рублях за кубический метр в размере, установленном Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на правомерность выводов, изложенных в решении, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, требования истца основаны на неисполнении товариществом собственников недвижимости "Дворик у Каменки Доверие" условий об оплате поставленного теплового ресурса по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2001 г. N 666.037.1, между товариществом и ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
Истец начислил неустойку в размере 19 254,11 рублей на задолженность, возникшую в период с мая по август 2018 года по состоянию на 20.05.2019. Нарушение сроков оплаты ответчиком ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
В апелляционной жалобе ТСН "Дворик у Каменки" указывает на неправильную методику расчета неустойки.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 9.2 статьи 15 ФЗ N 190 Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" положения части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" вступили в законную силу с 01.01.2016.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услугами по теплоснабжению в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета от 20.12.2017 N 229-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р" в приложении N 6 "Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" установлен тариф для населения на 1 полугодие 2018 года в размере 2498,36 руб./Гкал (с НДС), на второе полугодие 2018 года - 2585, 55 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета от 20.12.2017 N 240-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2018 год" с 01.01.2018 по 30.06.2018 установлен тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в размере 1678, 72 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен тариф в размере 1745,86 руб./Гкал (с НДС).
Таким образом, истцу для населения в спорный период был установлен однокомпонентный тариф, который включает в себя стоимость теплоносителя.
Этим же распоряжением Комитета с 01.01.2018 по 30.06.2018 установлен тариф в размере 100,72 руб./куб.м (с НДС) на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, а с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 104, 75 руб./куб.м (с НДС).
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее -Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Подпунктом д. пункта 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) предусмотрено, что порядок определения цены договора осуществляется исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при установлении однокомпонентного тарифа размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период по следующей формуле:,
- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно подпункту а) пункта 1 Примечания к Правилам N 354, следует, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по горячей воде используются единицы измерения в куб. метрах.
Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение определяется как произведение объема горячей воды, определенной в кубических метрах и тарифа, установленного в рублях за кубический метр.
Как следует из объяснений Комитета по тарифам СПб установленный для населения тариф на горячую воду в руб./куб.м. является однокомпонентным тарифом, который включает в себя стоимость теплоносителя. В ценовом выражении тариф на горячую воду в руб./куб.м. установлен из расчета, что на подогрев одного куб.м. воды требуется 0,06 Гкал.
Таким образом, однокомпонентный тариф на горячее водоснабжение в рублях за кубический метр утвержден с учетом норматива расхода тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 куб.м. горячей воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из представленных Ответчиком отчетов о теплопотреблении по приборам УУТЭ следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, которыми оборудован жилой многоквартирный дом, осуществляют раздельный учет двух ресурсов (тепловой энергии на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения) в двух единицах измерения в Гкал и в мЗ.
Истцом, в свою очередь, объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения был определён на основании показаний указанных приборов УУТЭ без учета нормативного расхода тепловой энергии на подогрев воды, а также при расчете платы за горячее водоснабжение в спорный период времени применял тарифы, установленные в рублях за кубический метр в размере, установленном Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
В Постановлении от 30.10.2012 N 8714/12 Высший Арбитражный суд Российской Федерации указал, что Жилищное законодательство в правоотношение по энергоснабжению вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Ответчик, как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и Предприятием (ресурсоснабжающей организацией). Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, ЖСК должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Неправомерность определения количества поставленный тепловой энергии вышеуказанным образом, подтверждена позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 15.08.2017 года N 305-ЭС17-8232 и от 21.12.2017 N 306-ЭС17-15822.
Законных оснований возлагать на Ответчика плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется. Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации, содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601.
В частности, в определении Верховного суда РФ от 15.08.2017 года N 305-ЭС17-8232 суд, отменяя судебные акты, указал, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД. Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qin и Оюдн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание довод апелляционной жалобы о том, что в судебном заседании 09.07.2019 истцом был представлен новый расчет неустойки в размере 19 254,11 рублей, однако ответчику судом не было предоставлено возможности для направления возражений по начисленной истцом неустойки.
Вместе с тем, по данным ответчика неустойка, предусмотренная частью 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", рассчитанная с учетом позиций Верховного суда РФ по определению стоимости поставленной тепловой энергии по дифференцированной доле действующей ключевой ставки ЦБ РФ 7,5% по состоянию на 09.07.2019 г. составляет 9 308,27 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленный ответчиком контррасчет неустойки, полагает его обоснованным, соответствующим правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования частичному удовлетворению.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации с учетом частичного удовлетворения исковых требований, а также в связи с удовлетворением апелляционной жалобы распределены расходы за рассмотрение дела в суде первой и в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 по делу N А56-147931/2018 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с товарищества собственников недвижимости "Дворик у Каменки" в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 9308,27 рублей неустойки и 2000 рублей расходов по госпошлине. В остальной части в иске отказать.
Выдать Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" справку на возврат госпошлины в сумме 18 000,00 рублей.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу товарищества собственников недвижимости "Дворик у Каменки" 3000,00 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-147931/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ДВОРИК У КАМЕНКИ"