г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А56-29172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от заявителя: Душечкин С.А. по доверенности от 16.01.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Алексеев В.В. по доверенности от 19.02.2019; Григорьева А.В. по доверенности от 19.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27574/2019) общества с ограниченной ответственностью "Медсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2019 по делу N А56-29172/2019(судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С.Мнухина"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Медсервис"
о признании незаконным решения и предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С.Мнухина" (далее - заявитель, Учреждение, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 06.03.2019 по делу N 44-1323/19 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее - Общество, ООО "Медтехника").
Решением суда от 18.08.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание УФАС являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Учреждением требований.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу
УФАС надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещено извещение 0372200205019000014 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С.Мнухина"; начальная (максимальная) цена контракта 1365200 руб.
ООО "Медтехника" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. N 5709/19 от 27.02.2019) на действия Заказчика (Учреждения), в которой Общество ссылалось на нарушение Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 06.03.2019 по делу N 44-1323/19 жалоба ООО "Медтехника" признана обоснованной, в действиях Заказчика (Учреждения) признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Санкт-Петербургским УФАС также выдано предписание от 06.03.2019 по делу N 44-1323/19, в соответствии с которым Заказчику - СПб ГКУЗ "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина", его аукционной комиссии предписано устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и с этой целью отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200205019000014; внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания; продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200205019000014 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе; завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200205019000014 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Учреждение оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предметом спорного аукциона по извещению 0372200205019000014 является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников Учреждения.
Пунктом 2.1 раздела 1 Технического задания (часть III Документации об аукционе) предусмотрено, что целью данной закупки является обеспечение обязательных медицинских осмотров работников Заказчика в количестве 680 человек в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Согласно Информационной карте аукциона часть II Документации об аукционе) в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.14 части I Документации об аукционе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие наличие у Участника лицензии на осуществление следующих видов медицинской деятельности:
- медицинские осмотры (предварительные, периодические),
- экспертиза профпригодности.
Аналогичные требования установлены пунктом 3.1.1 раздела 2 Технического задания (часть III Документации об аукционе).
В приложении N 1 к Техническому заданию (часть III Документации об аукционе) Заказчиком определен перечень специалистов и лабораторных и инструментальных исследований для проведения периодического медицинского осмотра (обследования):
N п/п |
Наименование услуг |
Кол-во |
Ед. |
Осмотр врачей специалистов: | |||
11. |
Осмотр врача-терапевта |
680 |
Чел. |
22. |
Осмотр врача-дерматолога |
680 |
Чел. |
33. |
Осмотр врача-стоматолога |
680 |
Чел. |
44. |
Осмотр врача-оториноларинголога |
680 |
Чел. |
55. |
Осмотр врача-психиатра |
680 |
Чел. |
66. |
Осмотр врача-нарколога |
680 |
Чел. |
77. |
Осмотр акушера-гинеколога |
648 |
Чел. |
88. |
Заключение врача-профпатолога |
680 |
Чел. |
99. |
Осмотр врача хирурга |
19 |
Чел |
110. |
Осмотр врача офтальмолога |
39 |
Чел. |
Лабораторные и инструментальные исследования: | |||
111. |
Клинический анализ крови: гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ |
680 |
Чел. |
112. |
Клинический анализ мочи: удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка |
680 |
Чел. |
113. |
Исследования на гельминты |
680 |
Чел. |
114. |
Биохимический анализ крови на сахар |
680 |
Чел. |
115. |
Биохимический анализ крови на холестерин |
680 |
Чел. |
116. |
Анализ крови на RW |
680 |
Чел. |
117. |
Мазок на GN |
680 |
Чел. |
118. |
Цитологическое исследование на атипичные клетки бактериологический анализ на флору (женщины) |
648 |
Чел. |
119. |
Мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка |
447 |
Чел. |
220. |
Электрокардиография с расшифровкой |
680 |
Чел. |
221. |
Маммография (УЗИ молочных желез) |
530 |
Чел. |
222. |
Оформление паспорта здоровья, заключительного акта, заключения по результатам проведения медосмотра. |
680 |
Чел. |
223. |
Профессионально гигиеническое обучение и аттестация |
9 |
Чел. |
224. |
Бланки личных медицинских книжек |
9 |
шт. |
225. |
Оформление медицинских книжек |
37 |
шт. |
Управление пришло к выводу о том, что Заказчиком не установлены в Документации об аукционе требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на право осуществления деятельности по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, гигиеническому воспитанию и других видах деятельности, поименованных в Документации об аукционе, что свидетельствует, по мнению Управления, о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем Управлением не учтено следующее.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок N 302н).
Предусмотренный в приложении N 1 к Техническому заданию (часть III Документации об аукционе) перечень врачей-специалистов, а также лабораторных и инструментальных исследований, установлен Учреждением в соответствии с требованиями Приложений N 1 и N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
При этом, в соответствии с пунктом 4 Порядка N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Согласно пункту 5 Порядка N 302н для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология".
В рассматриваемом случае предметом спорного аукциона по извещению 0372200205019000014 является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что обследования врачей специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, гигиеническому воспитанию и других видах деятельности, поименованных в Документации об аукционе входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н и не являются самостоятельным предметом закупки.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Заказчик в Документации об аукционе правомерно установил требования о наличии у Участника лицензии на осуществление следующих видов медицинской деятельности: медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза профпригодности, что соответствует положениям пункта 4 Порядка N 302н
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Учреждением не допущено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно признал недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 августа 2019 года по делу N А56-29172/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29172/2019
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ "ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ" ИМЕНИ С.С. МНУХИНА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "МедСервис"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27574/19
18.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-29172/19
25.07.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21003/19
17.07.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12804/19
21.03.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-29172/19