г. Челябинск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А76-25581/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 июля 2019 года по делу N А76-25581/2018
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" - Леонова Ю.В. (паспорт, диплом, доверенность от 01.08.2019),
общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "СТИМУЛ" - Грознецкая Т.М. (паспорт, диплом, доверенность от 10.09.2018),
Муниципальное предприятие Коркинского городского поселения "Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения" (далее - истец, МП "КУВВ", податель жалобы), обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" N 3 о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения по договору N 78 от 01.01.2017 в размере 144 587 руб. 58 коп., в том числе суммы долга по оплате услуг водоснабжения, за период с 01.11.2017 по 08.04.2018, в размере 100 324 руб. 42 коп., суммы долга по оплате услуг водоотведения, в период с 01.11.2017 по 08.04.2018, в размере 34 227 руб. 32 коп., пени за несвоевременную оплату счетов за услуги водоснабжения и водоотведения, за период с 01.11.2017 по 08.04.2018, в размере 10 035 руб. 84 коп.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции произведена смена наименования ответчика с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Комфорт" N 3 на общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Стимул" (далее - ответчик, ООО УО "Стимул").
Решением суда первой инстанции от 10.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, МП "КУВВ" обратилось в с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что дело было рассмотрено в отсутствие конкурсного МП "КУВВ" Киселева О.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
По мнению подателя жалобы, материалы дела не содержат доказательств, безусловно подтверждающих не включение ответчиком в платежные документы платы за водоснабжение и водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Истец считает недопустимым доказательством представленное ответчиком заключение ООО "Энергосервис" от 22.02.2019 и заявляет ходатайство о необходимости совместного осмотра спорных многоквартирных домов.
Ответчик представил отзыв, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в спорный период МП "КУВВ" являлось ресурсоснабжающей организацией на территории Коркинского городского поселения и осуществляло поставку холодной воды и отведение сточных вод в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные в г. Коркино по адресам: ул. 30 лет ВЛКСМ, дома N 11, 13, 13А, 15, 17, 19, 23, 25, 35, 37, 39, 39 А, 39 Б, 41, 41 А, 41 Б, 45, 45 Б, 49, 49 А, 49 Б, ул. Моргунова, дома N 3, 4, 6, 8, 12, 12 А, ул. Мира, дома N 38, 40, 44, 50, 50 А, ул. Сони Кривой, дома N 2, 4, 6, 6 А, 8 А, ул. Фестивальная, дома N 1, 3А, 5, 5 Б, ул. Ленина, дома N 1, 3, 4, 5, 6, 6А, 7, 8, ул. 9 Января, дома N 4, 8 А.
Указанные МКД, в спорный период, находились в управлении ООО УО "Стимул" (прежнее наименование ООО "УК "Комфорт N 3".
Договор холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, между ООО УО "Стимул" и МП "КУВВ" не заключен.
Из искового заявления следует, что в период с 01.11.2017 по 08.04.2018, истец оказывал услуги водоснабжения и водоотведения в спорных МКД, в том числен на общедомовые нужды.
На оплату услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды истцом выставлены ответчику счета-фактуры, которые последним не оплачены.
Полагая, что ответчик обязан оплатить услуги водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в МКД, истец обратился к ответчику с претензией.
Неисполнение ответчиком указанных в претензии требований явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что конструктивные особенности находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов не предусматривают возможность потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение) при содержании общего имущества.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Факт поставки ресурса в спорный период в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, последним не оспаривается, равно как и утверждение для истца тарифа на оказание соответствующих услуг.
Как установлено судом первой инстанции, между сторонами возникли разногласия в части возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, в связи с тем, что по утверждению ответчика конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг, вода для уборки подъездов домов, набирается из кранов в квартирах собственников и оплачивается непосредственно собственниками таких квартир, которые находятся на прямых расчетах с истцом.
Оценивая доводы сторон, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", в размер платы за содержание жилого помещения, частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившем в действие с 01.01.2017, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила N 491 и Правила N 354, внесены изменения, в том числе понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
В материалы дела ответчиком представлено заключение от 21.02.2019 (л.д. 117), составленное комиссией в составе: начальника отдела капитального строительства администрации Коркинского муниципального района Савчук А.Ю.; начальника отдела архитектуры администрации Коркинского муниципального района Морозова С.И.; директора МКУ "Управление городского хозяйства и архитектуры" городского поселения Янчева И.М.; начальника МКУ "Управление городского хозяйства и архитектуры" городского поселения Самигулина Л.И.
Из указанного заключения следует, что изучив конструктивные особенности МКД, находящихся в городе Коркино по адреса: ул. 30 лет ВЛКСМ, дома N 11, 13, 13А, 15, 17, 19, 23, 25, 35, 37, 39, 39 А, 39 Б, 41, 41 А, 41 Б, 45, 45 Б, 49, 49 А, 49 Б, ул. Моргунова, дома N 3, 4, 6, 8, 12, 12 А, ул. Мира, дома N 38, 40, 44, 50, 50 А, ул. Сони Кривой, дома N 2, 4, 6, 6 А, 8 А, ул. Фестивальная, дома N 1, 3А, 5, 5 Б, ул. Ленина, дома N 1, 3, 4, 5, 6, 6А, 7, 8, ул. 9 Января, дома N 4, 8 А, комиссия считает, что ввиду конструктивных особенностей МКД, из-за отсутствия подвальных помещений, изношенности инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, отсутствия установленных водозаборных устройств (кранов) и санитарно-технического оборудования (сливов, раковин, унитазов и т.д) в указанных МКД отсутствует возможность потребления соответствующего вида коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, используемого при содержании мест общего пользования.
Также, комиссией установлено, что вода, используемая для мытья лестничных клеток в подъездах домов, набирается уборщиками из кранов в квартирах собственников и оплачивается непосредственно собственниками таких квартир. По окончании уборки подъездов используемая вода выливается на придомовую территорию МКД, в виду отсутствия сливов и иных приемников сточных вод.
Кроме того, ответчиком представлено заключение ООО "ЭнергоСервис" от 22.02.2019 (л.д. 118), из которого следует, что в результате обследования спорных МКД установлено, что конструктивные особенности домов не предусматривает возможность потребления соответствующего вида коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение) при содержании общего имущества. Во всех домах отсутствуют водозаборные устройства и санитарно-техническое оборудование (краны и сливы) в местах общего пользования.
В суд апелляционной инстанции ответчиком представлен технический отчет, составленный ООО "ПромМонтажАвтоматика", согласно которому ни один из многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Стимул", не имеет возможности потребления коммунальных ресурсов (водоснабжение, водоотведение) на общедомовые нужды.
Также ответчиком представлены копии технических паспортов многоквартирных домов, из которых не следует наличие конструктивной и технической возможности потребления многоквартирными ломами спорных услуг.
Кроме того, ООО "Стимул" представило объяснения жителей многоквартирных домов, согласно которым вода для использования при уборке общих площадей предоставляется жильцами квартир, использованная вода выливается на улицу.
При указанных обстоятельствах, с учетом всей совокупности представленных доказательств, оснований для вывода о наличии в спорных многоквартирных домах технической возможности для потребления услуг по водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества не имеется.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательства наличия возможности потребления соответствующих услуг спорными домами истцом не представлены.
Соответствующие доводы подателя жалобы подлежат отклонению по приведенным выше основаниям.
Ссылки истца на то, что дело было рассмотрено в отсутствие конкурсного МП "КУВВ" Киселева О.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не принимаются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как указывает истец, определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2019 по делу N А76-7153/2017 конкурсным управляющим МП "КУВВ" утвержден Киселев О.А.
В то же время резолютивная часть решения суда по делу N А76-25581/2018 оглашена 03.07.2019.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что МП "КУВВ" является инициатором спора, исковое заявление подписано представителем истца Патрушевой Т.А., действующей по доверенности от 15.12.2017, выданной конкурсным управляющим МП "КУВВ" Шороховым А.В.
Таким образом, истец был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При принятии апелляционной жалобы к производству ее подателю. Была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 июля 2019 года по делу N А76-25581/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
О.Е.Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25581/2018
Истец: МП Коркинского городского поселения "Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения", МУП Конкурсному управляющему "КУВВ" Киселеву О.А.
Ответчик: ООО УО "Комфорт N 3"