г. Самара |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А65-13470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г.Казани - представитель не явился, извещено,
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" - Лихачева А.В. (доверенность от 28.12.2018),
от Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Управление Министерства здравоохранения по городу Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан) - представитель не явился, извещено,
от Володиной Светланы Васильевны- представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г.Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 по делу N А65-13470/2019 (судья Минапов А.Р.),
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г.Казани (ОГРН 1021603631037, ИНН 1660026952), г.Казань,
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (ОГРН 1021602860300, ИНН 1653006786), г.Казань,
третьи лица:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (Управление Министерства здравоохранения по городу Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан), г. Казань,
Володина Светлана Васильевна, г. Казань,
о признании недействительным решения, изложенного в сообщении от 13.03.2019 N 15-03/01586, в части установления использования средств не по целевому назначению в сумме 727 685, 60 руб. и уплаты штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 72 768, 56 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее - ТФОМС) о признании недействительным решения, изложенного ТФОМС в сообщении N 15-03/01586 от 13.03.2019, в части восстановления использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 727 685 руб. 60 коп., штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 72 768 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что потребность введения в штатное расписание заявителя должности врача-педиатра районного обусловлена необходимостью межведомственного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, опеки, молодежи, ПДН при УВД, КЦСОП, соцзащитой и Военкоматом Советского района г. Казани.
Согласно пункту 1.1.13 приказа Минздрава СССР от 11.10.1982 N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек" предусмотрено, что должность районного педиатра устанавливается в штате одной из поликлиник городского административного района.
Третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Татарстан также, не согласившись с выводами суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что врачи педиатры районные осуществляют межведомственное взаимодействие лечебно-профилактических учреждений со всеми социальными службами районов, координируют деятельность детских лечебно-профилактических учреждений по основным разделам работы, возглавляют советы по младенческой смертности, принимают годовые отчеты от детских лечебно-профилактических учреждений района, анализируют и составляют справки о деятельности педиатрической службы районов, отвечают на запросы вневедомственных учреждений, вышестоящих руководящих органов, предоставляют информацию по исполнению законодательных актов и планов работы, организуют и проводят проверки учреждений по качеству оказания медицинской помощи, ведут приём граждан и сотрудников учреждений здравоохранения, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб с последующим принятием конкретных мер и т.д.
Заявитель не совершал вмененных ему нарушений.
Введение в штатное расписание должности врача-педиатра районного произведено в соответствии с действующим законодательством.
Должность врача-педиатра районного Володина С.В. у заявителя занимает с 2006 года. ТФОМС каждые 2 года в плановом порядке проводит комплексные выездные проверки на предмет обоснованности расходования средств обязательного медицинского страхования. Ранее нарушений использования средств ОМС не по целевому назначению в связи с выплатой заработной платы врачу-педиатру районному Володиной С.В. не имелось.
В судебном заседании представитель ТФОМС считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ТФОМС, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
ТФОМС была проведена проверка целевого использования заявителем средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по окончании которой составлен акт от 01.03.2019.
Проведенной проверкой ТФОМС выявил нецелевое использование заявителем средств ОМС в части произведенных выплат районному врачу-педиатру на общую сумму 727 685 руб. 60 коп.
Заявитель на данный акт проверки направил в адрес ТФОМС возражения от 07.03.2019 N 120.
13.03.2019 ТФОМС принял решение (сообщение) N 15-03/01586 о результатах рассмотрения возражений на акт проверки от 01.03.2019.
Данным решением установлено использование заявителем не по целевому назначению денежных средств ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп. и на заявителя наложен штраф в размере 72 768 руб. 56 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 7 части 12 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования Республики Татарстан является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, ежегодно утверждаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно Территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным гражданам по тарифам, утвержденным Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
В силу требований, содержащихся в части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В спорный период Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являлась частью Правил обязательного медицинского страхования, которые были утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее по тексту - Правила N 158н).
Пунктом 158 Правил N 158н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 158.2 Правил N 158н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.14 Правил N 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что приказом Управления здравоохранения ИК МО г. Казани от 10.05.2006 N 296 в штатное расписание заявителя введена 1 штатная единица районного врача-педиатра.
Приказом главного врача заявителя от 11.05.2006 N 38-П на данную должность принята Володина С.В., с которой был заключен трудовой договор от 11.05.2006 N 19-06.
Согласно должностной инструкции и функциональным обязанностям районного педиатра, утвержденной главным врачом заявителя в 2006 году и в 2018 году, главный педиатр района: подчиняется непосредственно заведующему районным отделом здравоохранения; назначается на должность и освобождается от должности вышестоящим органом здравоохранения; находится в непосредственном подчинении главного врача района и Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан; работает под руководством Управления здравоохранения, а также с администрацией района; работа районного педиатра строится в соответствии с планом, утвержденным заведующим районным отделом здравоохранения.
Третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Татарстан в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе указало, что врачи педиатры районные осуществляют межведомственное взаимодействие лечебно-профилактических учреждений со всеми социальными службами районов: комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, отделом опеки и попечительства, комитетом по делам детей и молодежи, ПДН при УВД, отделом социальной защиты, районными военными комиссариатами, координируют деятельность детских лечебно-профилактических учреждений по основным разделам работы, возглавляют советы по младенческой смертности, принимают годовые отчеты от детских лечебно-профилактических учреждений района, анализируют и составляют справки о деятельности педиатрической службы районов, отвечает на запросы вневедомственных учреждений, вышестоящих руководящих органов, предоставляет информацию по исполнению законодательных актов и планов работы, организуют и проводят проверки учреждений по качеству оказания медицинской помощи, ведут приём граждан и сотрудников учреждений здравоохранения, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб с последующим принятием конкретных мер и т.д.
Таким образом, в должностные обязанности районного врача-педиатра не входит оказание медицинской помощи гражданам. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Кроме того, функциональные обязанности районного врача-педиатра не относятся ни к видам работ (услуг), непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления, ни к видам работ (услуг), необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из анализа должностных обязанностей районного врача-педиатра, фактически трудовые отношения между заявителем и указанным работником отсутствуют. Задачи и функции, выполняемые районным врачом-педиатром, относятся к сфере деятельности Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В силу требований, содержащихся в пункте 158.2 Правил N 158н, к затратам, не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности непосредственно самой медицинской организации в целом, а не обеспечение деятельности других организаций.
В рассматриваемом случае заявителем и третьим лицом не доказано, что введенная в штатное расписание заявителя должность районного врача-педиатра обеспечивает деятельность непосредственно самого заявителя в целом.
Ссылка подателей апелляционных жалоб на приказ Минздрава СССР от 11.10.1982 N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек" является необоснованной, поскольку приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 данный документ признан рекомендательным.
Более того, указанным приказом N 999 не определены порядок, условия и источник финансирования оплаты труда районного врача-педиатра.
При указанных обстоятельствах ТФОМС пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем средства ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп., направленные на оплату труда врача-педиатра районного, были использованы не по целевому назначению.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Следовательно, ТФОМС правомерно наложен на заявителя штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение ТФОМС N 15-03/01586 от 13.03.2019 соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Довод третьего лица о том, что проведенными ранее ТФОМС проверками не были выявлены нарушения использования средств ОМС не по целевому назначению в связи с выплатой заработной платы врачу-педиатру районному Володиной С.В., арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, касающегося проверки законности принятого ТФОМС решения N 15-03/01586 от 13.03.2019.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 500 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 руб. по квитанции от 04.10.2019, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 по делу N А65-13470/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г.Казани (ОГРН 1021603631037, ИНН 1660026952), г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 04.10.2019 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13470/2019
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника N6", г.Казани, г.Казань
Ответчик: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г.Казань
Третье лицо: Володина Светлана Васильевна, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по РТ, Управление здравоохранения Министерства здравоохранения по г.Казани Министерства здравоохранения РТ, г.Казань