город Омск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А46-12096/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Кливера Е.П., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13170/2019) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.08.2019 по делу N А46-12096/2018 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Омской области, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска, о признании недействительным решения от 30.03.2018 N 813,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Волобоев Максим Васильевич (по доверенности N 36-09/38 от 10.01.2019 сроком действия на один год);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Омской области - Даренская Ольга Михайловна (по доверенности N 12-01-09/00072 от 10.01.2019 сроком действия по 31.01.2020); Борисовская Наталья Николаевна (по доверенности N 01-11/52-Д от 02.08.2019 сроком действия по 31.12.2020);
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Двухжилова Елена Сергеевна (по доверенности N 01-18/027444 от 26.12.2018 сроком действия до 20.01.2020).
установил:
Акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - заявитель, АО "ТГК N 11", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - заинтересованное лицо, МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам) о признании недействительным решения от 30.03.2018 N 813.
В связи изменение наименования заинтересованного лица МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам изменено на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Омской области (далее - МИ ФНС N 5 по Омской области, налоговый орган, Инспекция) в связи с изданием Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области приказа от 01.03.2019 N01-06/053 С об изменении наименования с 30.04.2019
Определением Арбитражного суда Омской области от 19.06.2019 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС N 1 по ЦАО г. Омска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.08.2019 по делу N А46-12096/2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что примененная заявителем в 2016 году к объектам электросетевого хозяйства пониженная налоговая ставка является необоснованной, так как спорное имущество используется в производственном процессе, а не для передачи энергии; правовых оснований для разукрупнения объектов основных средств не имелось, поскольку по своему функциональному назначению они являются единым объектом и не используются в отдельности.
АО "ТГК N 11" в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не установлено, что расположение объектов основных средств относительно границ балансовой принадлежности линий энергопередачи влияет на функциональное назначение таких объектов в цепи передачи энергии от производителя до потребителя. По мнению налогоплательщика, вывода суда первой инстанции о том, что спорное оборудование используется для производства электроэнергии противоречит заключению, полученному в рамках рассмотрения дела N А46-4130/2018; налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорное оборудование не участвует в цепи передачи электроэнергии до потребителей, напротив, согласно заключению специалиста от 21.09.2018 N 439 спорные объекты основных средств участвуют в цепи передачи энергии до потребителей.
Налогоплательщик полагает, что судом первой инстанции не учтено, что согласно ранее действовавшему общероссийскому классификатору основных фондов ОКО 13-94, а также действующему ОКО 13-2014 оборудование не входит в состав сооружения; кожух ДКС ошибочно поставленный на учет как недвижимое имущество и квалифицируемый налоговым органом как сооружение и оборудование в нем расположенное, являются самостоятельными инвентарными объектами (единицами учета) в связи с чем, обществом было правомерно произведено разукрупнение неверно принятого на учет объекта, на два самостоятельных инвентарных объекта учета. Так, шумозащитный кожух отнесен к сооружению, а находящееся в нем оборудование отнесено к машинам и оборудованию и в соответствующем качестве поставлены на учет с присвоением амортизационных групп на основании постановления Правительства РФ N 1 от 01.01.2002.
Податель жалобы считает, что поскольку Обществом приобреталось и монтировалось оборудование, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года, то такое оборудование объектом обложения не является, следовательно, обстоятельства разукрупнения оборудования не могут влиять на законность доначисления налога на имущество в отношении оборудования, который не является объектом налогообложения.
В представленном отзыве МИ ФНС N 5 по Омской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда 1 инстанции без изменения, поскольку спорное имущество необходимо для производства (выработки) энергии, что исключает отнесение данного имущества к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам либо сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью; спорное имущество принято как единый объект недвижимого имущества.
От ИФНС N 1 по ЦАО г. Омска поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного и третьего лица поддержали доводы своих отзывов на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (правопредшественник заинтересованного лица) на основании представленной 07.02.2018 налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на имущество за 2016 год проведена в период с 07.02.2018 по 16.02.2018 проведена камеральная налоговая проверка АО "ТГК N 11" по вопросам полноты, правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на имущество за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 16.02.2018 N 990.
Ознакомившись с актом проверки, Общество в установленном порядке и сроки представило возражения на акт проверки. По результатам рассмотрения возражений, акта и материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 30.03.2018 N 813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу отказано в уменьшении суммы налога на имущество за 2016 года в размере 3 901 291 руб., доначислен налог на имущество за 2016 года в размере 22 201 531 руб.
Кроме того, в соответствии с названным решением Обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество по состоянию на 30.03.2018 в размере 3 019 764 руб. 93 коп., Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде наложения штрафа в размере 2 220 153 руб. (штраф снижен Инспекцией на основании части 3 статьи 114 НК РФ в два раза).
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в УФНС России по Омской области с жалобой в апелляционном порядке.
УФНС России по Омской области 22.06.2018 вынесено решение N 16-22/09298@ (том 3, л. д. 145), согласно которому апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что названное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с требованиями о признании его недействительным в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.08.2019 по делу N А46-12096/2018 в удовлетворении требований общества отказано. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность (далее - АПК РФ) и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его не подлежащим отмене или изменению исходя из следующего.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Общество применило следующие ставки по налогу на имущество организации за отчетные (налоговые) периоды 2016 года:
- в размере 1,3 процента в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
- в размере 2,2 процента в отношении прочего имущества.
30.03.2017 АО "ТГК N 11" представило первичную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2016 год, согласно которой налоговая база (среднегодовая стоимость основных средств за исключением средней стоимости не облагаемого налогом имущества) составила 9 569 727 545 руб. (в том числе по ставке налога 2,2 процента - 6 730 766 401 руб., по ставке налога 1,3 процента - 2 838 961 144 руб.). Сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, составила 184 983 356 руб. (в том числе по ставке налога 2,2 процента - 148 076 861 руб., по ставке налога 1,3 процента - 36 906 495 руб.).
18.05.2017 АО "ТГК-11" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2016 год, согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, составила 181 082 324 руб. (в том числе по ставке налога 2,2% - 148 077 120 руб., по ставке налога 1,3% - 33 005 204 руб.)
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год представлена Обществом в связи с увеличением среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества (в составе имущества, облагаемого по ставке налога 1.3%). Сумма налога на имущество к уменьшению составила 3 901 291 руб.
17.11.2017 АО "ТГК-11" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2016 год, согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, составила 178 831 863 руб. (в том числе по ставке налога 2,2% - 142 575 993 руб., по ставке налога 1,3% - 36 255 870 руб.).
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год представлена Обществом в связи с уменьшением среднегодовой стоимости имущества облагаемого по ставке налога 1.3% (в том числе среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества), при этом увеличена среднегодовая стоимость имущества облагаемого по ставке 2.2% (в том числе среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества), на аналогичные суммы (50 048 078 руб. и 300 099 311 руб. соответственно). Сумма налога на имущество к уменьшению составила 2 250 461 руб.
28.13.2017 АО "ТГК-11" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2016 год (Корректировка N 4), согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, составила 181 532 757 руб. (в том числе по ставке налога 2,2% - 149 178 178 руб., по ставке налога 1,3% - 32 354 579 руб.).
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год представлена Обществом в связи с уменьшением среднегодовой стоимости имущества облагаемого по ставке налога 1.3%, при этом увеличена среднегодовая стоимость имущества облагаемого по ставке 2.2 % на равную сумм) - в размере 300 099 311 руб. Сумма налога на имущество к доплате составила 2 700 894 руб.
07.02.2018 АО "ТГК-11" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2016 год, согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, составила 181 663 135 руб. (в том числе по ставке налога 2,2% -149 308 526 руб., по ставке налога 1,3% - 32 354 879 руб.).
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2016 год представлена Обществом в связи с уменьшением среднегодовой стоимости имущества, не облагаемого налогом (в составе имущества облагаемого по ставке 2.2 %) на сумму 5 948 004 руб.
Кроме того, увеличена среднегодовая стоимость имущества, облагаемого по ставке налога 1.3 %, на сумму 23 080 руб., при этом среднегодовая стоимость имущества облагаемая по ставке налога 2.2 % уменьшена на 23 079 руб. Сумма налога на имущество к доплате составила 130 648 руб.
Сопроводительным письмом от 07.02.208, направленным одновременно с уточненной налоговой декларацией, Общество поясняло, что увеличило среднегодовую стоимость имущества облагаемого по ставке налога 1,3%, при этом уменьшив среднегодовую стоимость имущества облагаемого по ставке 2,2% на равную сумму в размере 23 080 руб., по причину допущенной ранее опечатки, а также, в связи с исключением основного средства (трансформатор блочный инв. N 100000002844), приобретенного у взаимозависимого лица, уменьшило среднегодовую стоимость, не облагаемого налогом имущества, в сумме 5 948 004 руб.
Таким образом, налогоплательщиком применена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество в отношении объектов, которые, как утверждает налогоплательщик, относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и исключена из состава основных объектов.
Основанием для доначислений налога на имущества по решению налогового органа в оспариваемой заявителем части явилось установление налоговым органом факта неправомерного применения пониженной ставки налога на имущество налогоплательщиком в отношении имущества, не относящегося, по мнению проверяющих, к линиям энергопередач, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Омской области налог на имущество установлен Законом Омской области от 21.11.2003 N 478-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
Статье 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (Перечень N 504).
В Перечне N 504 отражается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов), наименование и примечание, при этом в примечании имеется краткая характеристика имущественных объектов.
В Перечне N 504 имущество разделено на пять основных групп:
- имущество, относящееся к железнодорожным путям общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью;
- имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью;
- имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью;
- имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам н нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью;
- имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью,
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сеть тепловая магистральная (код ОКОФ 12 4521126); комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами (код ОКОФ 14 3313530), к которым согласно примечанию относятся устройства автоматизированной системы управления подстанций, насосно-перекачивающих станций тепловых сетей; по коду ОКОФ 14 3120010 аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители); линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); системы связи оптоволоконные (код ОКОФ 14 3222040), к которым относятся системы связи оптоволоконные, входящие в состав линии электропередачи и др.
В разделе Перечня N 504 "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
То есть, применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям энергопередачи (в том числе, передачи электрической и тепловой энергии), а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, основное предназначение АО "ТГК-11" - выработка электрической и тепловой энергии. Передачу электроэнергии и тепла к потребителям осуществляют сетевые организации от точек разграничения балансовой принадлежности. Все спорные объекты основных средств заявителя входят в состав структурных подразделений Омского и Томского филиалов и, в свою очередь, являются основной частью имущественного комплекса и означают сложную вещь, состоящую из зданий и сооружений (разнородных вещей), функционально и технологически связанных, образующих единое целое и предназначенных для производства (выработки) электрической и тепловой энергии.
Оспаривая решение налогового органа, заявитель указывает, что эксплуатируемые объекты являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и непосредственно участвуют в процессе передачи электрической (тепловой) энергии, а потому в отношении указанных основных средств подлежит применению пониженная налоговая ставка.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 1 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, электростанция - энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование.
В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431 -84.
Согласно пункту 34 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
На основании пункта 6 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). Теплоснабжение - обеспечение потребителей теплом (пункт 7 указанного ГОСТ). При этом потребителями электрической энергии (тепла) признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло) (пункт 21 указанного ГОСТ).
В соответствии с пунктом 38 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.
Согласно пункту 6 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
На основании пункта 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
В соответствии с пунктом 51 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, воздушная линия электропередачи - линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов.
Согласно пункту 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии принимаются: у закрытого распределительного устройства (ЗРУ) - место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору; у открытого распределительного устройства (ОРУ) с линейными порталами - место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии.
В соответствии с пунктом 52 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.12.1990 N 3403, кабельная линия электропередачи - линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (следует, что передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
В силу пункта 35 ГОСТ 26691-85 "Теплоэнергетика. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.1985 N 4071, котельная станция теплоснабжения - станция теплоснабжения, использующаяся для производства тепла в целях теплоснабжения.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии с ГОСТ 23172-78 "Котлы стационарные. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.06.1978 N 1576, котел - конструктивно объединенный в одно целое комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива, при протекании технологического процесса или преобразовании электрической энергии в тепловую.
В соответствии с ГОСТ 23172-78 "Котлы стационарные. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.06.1978 N 1576, котельная установка - совокупность котла и вспомогательного оборудования.
В котельную установку могут входить, кроме котла, тягодутьевые машины, устройства очистки поверхностей нагрева, топливоподача и топливоприготовление в пределах установки, оборудование шлако- и золоудаления, золоулавливающие и другие газоочистительные устройства, не входящие в котел газовоздуховоды, трубопроводы воды, пара и топлива, арматура, гарнитура, автоматика, приборы и устройства контроля и защиты, а также относящиеся к котлу водоподготовительное оборудование и дымовая труба (ГОСТ 23172-78).
На основании пункта 39 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.03.1984 N 1029, тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепла к потребителям.
На основании исследования вышеуказанных положений закона и ГОСТ налоговый орган пришел к правильному выводу о четком распределении в данных нормативных актах оборудования на то, которое используется для производства энергии и то, которое используется для ее передачи.
При этом, из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня N 504, статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении", статей 3, 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов теплоэнергетики и электроэнергетики, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи тепловой (электрической) энергии потребителям.
Именно тепловая, электрическая сеть участвует в передаче энергии от производителя до потребителя.
В ходе камеральной проверки Инспекция установила, что спорные объекты Общества входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством сетевых организаций.
Спорные объекты основных средств Общества, исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электрической и тепловой энергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности.
Материалами проверки подтверждается, что спорные объекты основных средств - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения её до заданных для передачи параметров, что исключает отнесение этого имущества к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам либо сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Данное обстоятельство подтверждается данными технических паспортов на оборудование; производственными инструкциями по его эксплуатации; протоколами осмотров, проведённых налоговым органом в ходе налоговой проверки; показаниями работников, эксплуатирующих это оборудование, содержание и анализ которых подробно даны в оспоренном ненормативном правовом акте.
Вопреки позиции подателя жалобы, выводы судебной экспертизы от 23.10.2018 (том 39, л. д. 1-40) не опровергают выше указанные выводы о том, что спорные объекты - это имущество, необходимое для производства (выработки) энергии и доведения её до заданных для передачи параметров, а не имущества, являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
Экспертом в заключение от 23.10.2018 указано, что началом линии электропередач обозначены вводы блочных повышающих трансформаторов ТЭЦ (ГРЭС) исходя из необходимости повышения напряжения в целях уменьшения потерь электроэнергии.
При этом, в соответствии с ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети" настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 19431 и ГОСТ 21027.
Под линией электропередачи (ЛЭП) ГОСТ 24291-90 понимает электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенных для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431. Данным термином определена конструктивная совокупность элементов, входящих в ЛЭП, но без указания на ее границы. Как раз ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация" определена граница ЛЭП по отношению к электростанции: ЛЭП - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Таким образом, не оспаривая сам факт подключения электрической линии к генерирующему оборудованию, собственно линией энергопередачи является только та ее часть, которая выходит (то есть, находится) за пределами электростанции.
В остальном выводы эксперта сводятся к выявлению в отношении каждого из объектов ОС наличия (отсутствия) признаков устройства, передающего энергию. Однако, в самом экспертном заключении в отношении ряда объектов содержатся выводы о том, что указанные передающие устройства предназначены, в том числе, и для обеспечения работы устройств самого налогоплательщика, вырабатывающих такую энергию.
Заключение специалистов ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" от 21.09.2017 N 439 (том 16, л. д. 53-100) и заключение эксперта (том 39, л. д. 1-40), по сути, повторяют методы исследования и подход экспертов при ответе на поставленные вопросы. Отнесение экспертами ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" объектов к ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) или определение принадлежности графе "Примечание" таблиц Постановления Правительства РФ N 504 от 13.09.2004 проводилось на основе технического назначения оборудования (Методика исследования) на основе единства процессов выработки, передачи и распределения электрической энергии. Как следует из синтезирующей части заключения ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" основной функцией единого производственно-технологического комплекса, в состав которого входят исследуемые здания, сооружения, линейные объекты, является энергоснабжение. Тепловая и электрическая энергия, вырабатываемая на станциях, начинает "транспортироваться" от границ генерирующих объектов, расположенных в главных корпусах станций.
Этого же подхода придерживается и эксперт в заключение от 23.10.2018. В синтезирующей части заключения от 23.10.2018 спорное имущество (за исключением ДКС) отнесено к обеспечивающему энергоснабжение, как в границах станции, так и за ее пределами. В физическом смысле, указывает эксперт, границы балансовой принадлежности не являются каким-либо барьером в процессах передачи электрической и тепловой энергии. Электрические и тепловые характеристики, создаваемые электростанцией, сохраняются и на удалении от места генерации до изменения их на понижающих подстанциях и тепловых пунктах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции на основании анализа всех имеющихся в деле документов сделал вывод, что доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий энергопередач, является их технологической частью, в материалах дела не имеется.
Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической и тепловой энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "ТГК N 11" в данной части не имеется.
По эпизоду связанному с разукрупнением объектов установлено следующее.
Как следует из акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1 от 30.06.2013 N 20000000045 в отношении объекта основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (далее - ДКС) отражен код ОКОФ 14 2912131, указана третья амортизационная группа, дата принятия к бухгалтерскому учету - 30.06.2013, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету составила - 356 776 994,25 руб., срок полезного использования по бухгалтерскому учету - 240 месяцев, способ начисления амортизации - линейный. При этом в качестве организации-сдатчика указано ООО "Кварц - Новые Технологии".
Объект основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" принят в эксплуатацию СП "ТЭЦ-3" Омского филиала АО "ТГК-11".
Таким образом, объект основных средств "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (инв. N 2000Щ0000648) принят в эксплуатацию СП "ТЭЦ-3" Омского филиала АО "ТГК-11" как единый объект недвижимого имущества.
В протоколе заседания комиссии по приему основного средства от 30.06.2013 указано, что комиссия по приему основных средств, назначенная Приказом от 14.02.2013 N 21ахд, осмотрела и постановила принять на баланс общества объект "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления". При этом код ОКОФ - 142 912 131, срок полезного использования для бухгалтерского учета - 240 месяцев, срок полезного использования для налогового учета - 37 месяцев, группа по налоговому учету - третья, объект отнесен комиссией к недвижимому имуществу.
АО ТГК-11, присвоив оборудованию код ОКОФ 14 2912131, определило его, как стационарные компрессоры. Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки за 2013-2014 годы определил спорные основные средства не как стационарный компрессор, а как стационарную компрессорную станцию, изменив амортизационную группу на 6.
На основании Приказа от 26.04.2017 N 228 АО "ТГК-11" 30.05.2017 произведено разделение (разукрупнение) основного средства "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (далее - ДКС) с инвентарным N 2000Щ000648, принятого на учет 30.06.2013 в качестве единого объекта недвижимого имущества, входящего в состав блока ПГУ-90 на Омской ТЭЦ-3, общей стоимостью 358 071 006 руб. 65 коп. со сроком полезного использования - 240 месяцев (третья амортизационная группа), на два объекта основных средств:
1."Сооружение дожимная компрессорная станция" - недвижимое имущество первоначальной стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету (30.06.2013) в размере 5 012 994 руб. 09 коп. (далее - Сооружение);
2. "Оборудование дожимной компрессорной станции" - движимое имущество, первоначальной стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету (30.06.2013) в размере 353 058 012 руб. 56 коп. (далее - Оборудование).
В подтверждение Обществом представлены акты о приеме-передаче объектов основных средств "Оборудование дожимной компрессорной станции" N 1 от 30.05.2017 и "Сооружение дожимная компрессорная станция" б/я от 30.05.2017 (форма ОС-1 и ОС-1а).
В результате произведенного Обществом разукрупнения вышеуказанного основного средства, ранее отнесенный к недвижимому имуществу и облагаемый по пониженной ставке налога, единый инвентарный объект разделен на движимое имущество, необлагаемое налогом (в сумме 353 058 012,56 рубля) и на недвижимое имущество, облагаемое по ставке 2,2 % (в сумме 5 012 944,09 рубля). Таким образом, АО "ТГК-11" уменьшило налоговую базу (среднегодовую стоимость имущества), облагаемую налогом.
Налоговым органом не принята во внимание уточненная налоговая декларация, направленная на уменьшение суммы налога на имущество, подлежащего уплате.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы материалов проверки и отклоняет в данной части апелляционную жалобу исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, а с 01.01.2013 - только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 376 Кодекса средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число месяца налогового периода на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что нормы действующего законодательства не содержат запрета на укрупнение инвентарных объектов, Общество исправило допущенную ранее ошибку в виде отражения спорного объекта как единого и разкрупнило объект ДКС на два объекта.
Судебная коллегия признает действия налогоплательщика неправомерными по следующим причинам.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктом 4 ПБУ6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Пунктом 5 данного ПБУ оговорено, что к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
При этом в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Как указано во втором абзаце данного пункта в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Необходимость разукрупнения основного средства может быть квалифицирована только как изначально неправильно идентифицированный инвентарный объект, то есть ошибка, которая в бухгалтерском учете отражается по правилам ПБУ 22/2010 (Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2012 N 63н).
Учет объекта ДКС в 2013-2014 годах как единого объекта не может быть рассмотрен в качестве ошибочного учета объекта.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что на момент принятия к бухгалтерскому учету основного средства "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (30.06.2013), Общество располагало всеми необходимыми первичными документами (сведениями), в целях правильного отражения в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации указанного объекта недвижимости и изначально могло определить функциональное использование принятого на учет объекта, как единого комплекса или в качестве самостоятельных элементов.
Кроме того, Общество не представило в налоговый орган доказательств того, что после разукрупнения данного объекта, два образованные объекта основных средств "Сооружение дожимная компрессорная станция" и "Оборудование дожимной компрессорной станции" эксплуатируются в качестве самостоятельных объектов, а не в составе единого объекта недвижимого имущества, и эксплуатация первоначального объекта основных средств, как единого объекта, прекратится.
Обстоятельства неправомерности разукрупнения объектов подтверждается следующим.
Согласно договору поставки от 07.10.2011 N 48/11, заключенному между ООО "КВАРЦ-Новые Технологии" и ООО "Сфера", где грузополучателем и плательщиком значится ОАО "ТГК - 11", поставщиком ООО "КВАРЦ-Новые Технологии", согласно товарной накладной N ОМФ00000164 от 30.10.2012 и счету-фактуре N ОМФ00000160/5 от 30.10.2012 к договору поставки N 48/11 от 07.10.2011 года приобреталось 2 центробежных компрессора и 2 шумозащитных кожуха на 85 дБА (для ДКУ) с системами отопления, вентиляции, освещения, газообнаружения, пожарной сигнализации и пожаротушения, а также Генератор азота и воздуха КИП с воздушными компрессорами (2x100%, один рабочий, один резервный) в отапливаемом шумозащитном кожухе (ограничение уровня шума до 85дБ(А)) с панелью управления IIJIK.
В предмет вышеназванного договора поставки также входило оказание услуг по обучению, шеф-монтажу и шеф-наладке оборудования (процесс "доизготовления" оборудования в месте установки в соответствии с требованиями проектной и технической документации на данное оборудование силами специалистов предприятия изготовителя либо иных специализированных организаций под контролем изготовителя).
Как следует из смет, актов выполнения работ монтаж указанного оборудования занял достаточное количество времени и предполагал бурение скважин под анкерные сваи, изготовление и другие сложные работы.
Согласно пояснениям сертифицирующего органа ООО "СЕРКОНС", изложенным в письме от 17.10.2017 N 184696, ООО "СЕРКОНС" выдало сертификат соответствия N C-IT.AB28.A.04444 от 03.08.2012 в адрес ООО "Сфера" на продукцию "Дожимная компрессорная станция 4R3MSGPB-3RC3G/30". Состав изделия перечислен в Приложении к данному сертификату соответствия: центробежный компрессор 2 шт.; несущая рама 2 шт.; устройство маслосмазки - 2 шт.; комплект трубопроводов - 2 шт.; комплект запорно-регулирующей арматуры - 2 шт.; шумозащитный корпус - 2 шт.; основной электродвигатель на 1300 кВт - 2 шт.; устройство охлаждения - 2 шт.; генератор азота и технологического воздуха - 1 шт.; система автоматического управления - 1 шт.
В заключение эксперта от 28.04.2017 N 724/3-6, проведенного в рамках дела N А46-4130/2018 в отношении основного средства "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" установлено, что исследуемый объект относится не к стационарным компрессорам, а к стационарной компрессорной станции, то есть станцией местоположение которой при эксплуатации не меняется.
При этом, эксперт исходил из того, что компрессорная станция - комплекс, включающий в себя одну или более компрессорных установок, здание, в котором они размещены, шасси, кузов, платформу, навес, систему управления и необходимое вспомогательное оборудование. Стационарная компрессорная станция - станция, местоположение которой при эксплуатации не меняется. В отличие от Станции, компрессор - это лишь устройство для сжатия и подачи газа.
Стационарная компрессорная станция включает в себя не только компрессоры, но и другие элементы (трубопроводы, электродвигатель, маслосистема, система автоматического управления, фильтры, система газопроводов и др.). Следовательно, понятие "стационарная компрессорная станция" намного шире, чем "компрессоры стационарные".
Каждая компрессорная установка размещена в отдельном отапливаемом шумозащитном кожухе, представляющем собой быстровозводимую металлоконструкцию из сэндвич-панелей, устанавливаемую на единой с оборудованием фундаментной плите. Служит для защиты оборудования от воздействия метеоусловий и снижения уровня звукового давления до 85 дБ(А) на расстоянии 1 м. В комплект поставки каждого шумозащитного кожуха входит система отопления, позволяющая поддерживать температуру внутри него не ниже 5°С.
Кожух пригоден для наружной установки без дополнительного навеса. Изготовление сборочных элементов шумозащитных кожухов дожимных компрессорных установок выполнено на заводе-изготовителе, сборка осуществлена на площадке строительства Омской ТЭЦ-3 ОАО "ТГК-11". Внутри шумопоглощающего кожуха смонтированы осветительные лампы с выключателями. Система освещения соответствует требованиям применения во взрывопожароопасных производственных зонах. Шумозащитные кожухи компрессорных установок входили в комплект поставки ДКС.
Спорные объекты изначально планировались и возводились именно для эксплуатации в составе сложных единых объектов - "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления" (Омский филиал). Оборудование и сооружение являются совокупностью объединенных единым назначением вещей, неразрывно связанных между собой единым проектным назначением и технологическим режимом эксплуатации, расположенных на одном земельном участке, право собственности на которые зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в целом как одну недвижимую вещь.
Апелляционная коллегия полагает, что фундамент и шумозащитный кожух неправомерно выделен АО "ТГК-11" в отдельный инвентарный объект, так как является составной частью поставляемого комплекта, то есть предусматривался для возможности эксплуатации и защиты конкретного оборудования, имея соразмерные параметры.
По информации представленной ООО "Сфера" (поставщик Дожимной компрессорной станции) в рамках проекта "Строительство ПГУ-90 на Омской ТЭЦ-3", фундамент под каждой дожимной компрессорной установкой (ДКУ N 1, ДКУ N 2) является единым (фундаментная плита) как для компрессора, так и для электродвигателя. Шумозащитные кожухи в отдельном сооружении установлены не были, Шумозащитные кожухи установлены на открытой площадке. Объект "Дожимная компрессорная станция в составе 2-х ДКА и системы электроснабжения и управления", в состав которого входят дожимная компрессорная установка N 1, дожимная компрессорная установка N 2 и генератор азота и воздуха КИП, работать без шумозащитиых кожухов не может. После сборки вместе компонентов дожимной компрессорной станции все компоненты образуют машину, предназначенную для единой функции сжатия и перемещения природного газа, проходящего через все компоненты ДКС и технологические процессы обмена массой. энергией и импульсом. Управление единой функцией сжатия и перемещения природного газа, а также рисками воспламенения природного газа в компонентах ДКС осуществляют компоненты автоматической системы управления, пожаротушения и электроснабжения.
Таким образом, ДКС является сложных объектом, установленным на фундаменте, имеющим защитные кожухи и дополнительное электрооборудование кожухов, что не позволяет отнести их к стационарным компрессорам как имуществу третьей амортизационной группы и не предполагает разукрупнение объектов.
Как пояснил представитель подателя жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции, оборудование может быть использовано только путем его установки на фундамент, что, в свою очередь, свидетельствует о неделимости объекта.
Доводы Общества о возможности разделения объекта на два правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку разделение объектов фактически приводит к невозможности их использования.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных АО "ТГК N 11" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя согласно статье 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.08.2019 по делу N А46-12096/2018 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 6372 от 10.09.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12096/2018
Истец: АО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N11"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-136/20
22.11.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13170/19
22.08.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12096/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-12096/18