г. Москва |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А40-160081/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента лесного хозяйства Томской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2019 по делу N А40-160081/19
принятое судьей Нечипоренко Н.В. (шифр 26-1229)
по иску Департамента лесного хозяйства Томской области (ОГРН 1127017029347)
к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства
(ОГРН 1047796366298)
о взыскании денежных средств в размере 6 489 626 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Маткин В.Е. по доверенности от 25.02.2019;
от ответчика: Череватый И.С. по доверенности от 18.11.2019;
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Томской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании убытков в сумме 6 489 626 руб..
Решением суда от 16.08.2019 года в удовлетворении заявленных требований Департаменту лесного хозяйства Томской области отказано.
Департамент лесного хозяйства Томской области не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральное агентство лесного хозяйства представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области по делу N А67-493/18 от 30.07.2018 года с Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области за счет казны Томской области в пользу ООО "Томский дом" взысканы убытки в сумме 2 299 971 руб.46 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 34 500 руб., с Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области за счет казны Томской области в пользу ОАО "Верхнекетский лесопромышленный комбинат" взысканы убытки в сумме 4 111 596 руб.54 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 43 558 руб., ООО "Томский дом" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина по иску в сумме 21 493 руб.68 коп..
Департамент лесного хозяйства Томской области со своего счета, открытого в финансовом органе Томской области - Департаменте финансов Томской области перечислил: ООО "Томский дом" денежные средства в сумме 2 334 471 руб.46 коп., что подтверждается платежным поручением N 180406 от 24.04.2019 года, ОАО "Верхнекетский лесопромышленный комбинат" денежные средства в сумме 4 155 154 руб.54 коп., что подтверждается платежным поручением N 186277 от 29.04.2019 года.
Судом установлено, что Департамент не исполнил свои полномочия, установленные пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустройства в установленный
лесоустроительной инструкцией срок, вследствие чего арендаторы лесных участков были лишены возможности использовать актуальные сведения лесоустройства (таксации лесов) для разработки проекта освоения лесов и были вынуждены провести лесоустройство самостоятельно за свой счет, понеся убытки.
В соответствии с частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочие по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 1 Лесного кодекса Российской Федерации передано субъектам Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу пункта 11 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.
Абзацем 2 части 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Указанные средства федерального бюджета носят целевой характер и не могут быть использованы субъектом на другие цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Пунктом 2 Правил предусмотрено финансирование за счет субвенций из федерального бюджета расходов субъектов Российской Федерации для проведения на землях лесного фонда лесоустройства.
По утверждению истца, со ссылкой на часть 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства для проведения лесоустроительных работ являются расходным обязательством Российской Федерации, возникшим в результате принятия федерального закона и нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства для проведения лесоустроительных работ после их получения в виде субвенции становятся расходным обязательством Томской области, возникшим при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. Департаменту лесного хозяйства Томской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.17. положения "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 736, в редакции от 14.12.2018 года, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с пунктом 12.1 части 1, части 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отвечает от имени Российской Федерации, по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы Российской Федерации представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
Федеральное агентство лесного хозяйства издало приказ от 12.12.2011 года N 516, которым утвердило Лесоустроительную инструкцию, действовавшую в период спорных отношений, согласно пункту 3 которой лесоустройство включает в себя, в том числе, таксацию лесов и проектирование мероприятий, по охране, защите и воспроизводству лесов.
По утверждению истца, устанавливая своими нормативными правовыми актами обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации правила о периодичности или повторяемости проведения лесоустройства и не обеспечивая необходимое для этого финансирование, Федеральное агентство лесного хозяйства злоупотребило своим правом, что привело к возникновению убытков у субъекта Российской Федерации - Томской области в лице Департамента, который вынужден оплатить убытки лицам, которые, как установил суд, вынужденно за свой счет провели лесоустроительные мероприятия на арендованном лесном участке.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года N 838 определена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которой Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета лишь доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования.
Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.
Следовательно, расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению
лесоустройства.
Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.08.2019 г. по делу N А40-160081/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160081/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА