г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А56-45471/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Афанасьева Е.В. - доверенность от 12.12.2018 Исмагилова Е.В. - доверенность от 14.06.2019
от ответчика (должника): Белковский Э.В. - доверенность от 14.11.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31492/2019) ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2019 по делу N А56-45471/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное)
об оспаривании решения N 05701618РВ0000052 от 10.01.2019 ( в части)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее - Общество, ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - Управление) от 10.01.2019 N 05701618РВ0000052 в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении сотрудников, работавших в особых условиях труда (электрогазосварщиков, аккумуляторщиков и маляров) в размере 235907,27 руб., пени в размере 31133,98 руб. и штрафа в размере 17264,91 руб.
Решением суда от 31.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 31.08..2019, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что заинтересованным лицом в ходе проверки не исследована и документально не подтверждена продолжительность занятости сотрудников заявителя, работающих на должностях электрогазосварщик, аккумуляторщик, маляр, не менее 80% процентов рабочего времени в особых условиях труда, что имеет значение при установлении права этих работников на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Таким образом, податель жалобы считает, что обязанность ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" по начислению в проверяемый период страховых взносов по дополнительному тарифу, Управлением не доказан.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобой, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 03.10.2018 N 05701618ВР0000046 Управлением в отношении ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" - филиала Пикалевское линейное производственное управление магистральных газопроводов проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 03.12.2018 N 05701618АВ0000052.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений Управлением принято решение от 10.01.2019 N 05701618РВ0000052 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением Обществу доначислены страховые взносы в общей сумме 766885 руб. 36 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 82754 руб. 40 коп., а также Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 79630 руб. 66 коп.
В указанном решении Управление указало, в том числе, на то, что в нарушение пункта 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ Общество (страхователь) не начисляло в 2015-2016 годах страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат физическим лицам, занятым на следующих видах работ: электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке (код по ОК 19756), маляры (код по ОК 13450), аккумуляторщики (код по ОК 10047), предусмотренные разделом XXXII Общие профессии Списка 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Не согласившись с решением Управления от 10.01.2019 N 05701618РВ0000052 в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении сотрудников, работавших в особых условиях труда (электрогазосварщиков, аккумуляторщиков и маляров) в размере 235907,27 руб., пени в размере 31133,98 руб. и штрафа в размере 17264,91 руб., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд не усмотрел оснований к удовлетворению заявления, указав на то, что ООО "ПСК" неправомерно не были начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на вредных видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.
Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ).
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи, следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и в последующие годы - 6 процентов.
В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются иные поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе по допустимому классу условий труда (2 подкласс условий труда) - 0,0 процента; по оптимальному классу условий труда (1 подкласс условий труда) - 0,0 процента, по вредному классу условий труда (3,1 подкласс) - 2,0 процента, (3,2 подкласс) - 4,0 процента, (3,3 подкласс) - 6,0 процентов, (3,4 подкласс) - 7,0 процента. Также в указанной части статьи 58.3 приведены ставки дополнительного тарифа страхового взноса для опасного класса условий труда в зависимости от подклассов.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест работников на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ), условия труда признаны допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Процедура аттестации регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Управления о том, что заявитель должен был уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела усматривается и Обществом не опровергнуто, что специальная оценка условий труда в отношении рабочего места "аккумуляторщик" в соответствии с Законом N 426-ФЗ в спорный период (2015-2016 годы) не проводилась.
Специальная оценка условий труда в отношении рабочего места "маляр" в соответствии с Законом N 426-ФЗ проведена только 30.12.2015 (составлен отчет о проведенной специальной оценке условий труда, утвержденный Обществом).
Поскольку Обществом в отношении рабочего места "аккумуляторщик" в проверяемый период не произведена специальная оценка условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ, суд соглашается с позицией Управления о том, что Общество не вправе было в 2015-2016 годах применять к рабочим местам, по отношению к которым, согласно проведенной аттестации (31.12.2013), установлен "допустимый" класс условий труда, а именно - аккумуляторщик, дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ по ставке 0%. В данном случае страховые взносы подлежат начислению по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в размере 6%.
В отношении рабочего места "маляр" страховые взносы правомерно начислены Управлением по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в размере 6% за период с 01.01.2015 по 29.12.2015, поскольку после проведения и утверждения результатов специальной оценки условий труда (30.12.2015) Общество вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, по ставке 0%.
В связи с занижением заявителем базы для начисления страховых взносов, Управление правомерно доначислило страховые взносы, соответствующие суммы пени и санкций.
Доводы подателя жалобы о неполной занятости работников рассматриваемых профессий признаются ошибочными.
Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определениях от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069 по делу N А50-12276/2017, от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017, от 19.12.2018 N 310-КГ18-13800 по делу N А48-5108/2017.
Ссылки подателя жалобы на позицию, изложенную в письме Минтруда РФ от 23.04.2013 г. N 17-3/10/2-2309, отклоняются судом ввиду ее неверного толкования.
При таких обстоятельствах, оспариваемым решением Управление правомерно предложило уплатить доначисленные страховые взносы, пени за просрочку их уплаты, а также штраф за занижение базы и начисление страховых взносов.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, которые бы подтвердили необоснованность и незаконность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2019 по делу N А56-45471/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45471/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное), ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области межрайонное