г. Вологда |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А05-4359/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 ноября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Котласгазсервис" Вяткиной Т.И. по доверенности от 23.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласгазсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2019 года по делу N А05-4359/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Котласгазсервис" (ОГРН 1182901019410, ИНН 2904030186; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Ленина, дом 180; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее - управление) о признании недействительным предписания от 30.01.2019 N 58-387-133/ПР об устранении нарушений обязательных требований
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что предписание незаконно возлагает на общество обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении объектов, указанных в пунктах 1, 2, тогда как экспертиза зданий законодательством о промышленной безопасности не установлена. Также указывает на то, что здания находятся в эксплуатации менее 40 лет, в проектной документации "Газонаполнительная станция производительностью 6 тыс. тонн сжиженных газов в год в г. Котласе" указан класс здания - II, степень огнестойкости - II, степень долговечности - II, строительными нормами для II степени долговечности установлена безопасная эксплуатация (срок службы) здания 50-100 лет, долговечность зданий и сооружений определена сроком службы основных конструктивных элементов, который составляет 50-100 лет. В проектной документации "Рабочий проект - ремонт зданий газобаллонных установок домов N 12 и 14 по улице Ленина в городе Сольвычегодске" указан срок эксплуатации здания по ГОСТ 27751-88, согласно которому срок службы здания установлен в 50 лет, таким образом, до истечения 50 летнего срока эксплуатации зданий и при отсутствии специальных требований в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ЗФ) общество не обязано проводить экспертизу промышленной безопасности зданий. Полагает, что управление необоснованно требует предоставления документации на техническое перевооружение, прошедшей в установленном порядке экспертизу промышленной безопасности, в отношении опасного производственного объекта (далее - ОПО) "Сеть газоснабжения города Котласа и поселка Вычегодский" при выполнении работ по текущему ремонту.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 18.01.2019 N 58-387/Рк в период с 28.01.2019 по 30.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью контроля за принятыми мерами по устранению нарушений обязательных требований в связи с истечением срока исполнения предписания от 15.08.2018 N 58-4356-2541/ПР.
По результатам проверки составлен акт от 30.01.2019 N 58-387-443/А, обществу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 30.01.2019 N 58-387-133/ПР со сроком устранения нарушений по пунктам 1, 2 - 30.04.2019, по пункту 3 - 04.03.2019.
В пункте 1 предписания указано на то, что на ОПО А27-00175-0001 "Станция газонаполнительная: Архангельская область, Котласский район, Черемушский п/с, дер. Макарово, ст. Лименда" осуществляется эксплуатация здания блоков производственных и вспомогательных помещений со складом для хранения сжиженного газа и переходной галереей без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, при отсутствии срока эксплуатации здания, установленного проектной документацией.
Согласно пункту 2 предписания на ОПО А27-00175-0004 "Установка баллонная групповая г. Сольвычегодск: 165330, Архангельская обл., Котласский район, г.Сольвычегодск, ул. Ленина, д. 14а" осуществляется эксплуатация здания групповой баллонной установки без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, при отсутствии срока эксплуатации здания, установленного проектной документацией.
В пункте 3 предписания отражено проведение технического перевооружения ОПО, а именно: в газораспределительную систему (газопровод высокого давления) по адресу: город Котлас, проспект Мира, у дома N 40а, установлено (смонтировано) не предусмотренное проектом техническое устройство, ограничивающее расход газа, что привело к изменению технологического процесса (уменьшению расхода газа) на ОПО. Не представлена документация на техническое перевооружение ОПО, прошедшая в установленном порядке экспертизу промышленной безопасности.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения этого Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с пунктом 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (далее - Правила N 538), основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
Пунктом 7 Правил N 538 установлено, что здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе, в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения. Экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации зданий и сооружений содержатся в разделе IV.XII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 558 (далее - Правила N 558).
Пунктом 260 Правил N 558 определено, что по истечении срока эксплуатации зданий и сооружений, предусмотренного в проектной документации, они должны пройти обследование для установления возможности дальнейшей их эксплуатации, необходимости проведения реконструкции или прекращения эксплуатации.
Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа): пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°С); иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
В силу пункта 218 ФНП ОРПД организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание этого оборудования в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также ФНП ОРПД и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности (подпункт "а"); обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности (подпункт "н"); обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (подпункт "о").
Как установлено пунктом 408 ФНП ОРПД, при эксплуатации ОПО, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений ОПО и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности определяют в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 538, ФНП ОРПД и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также требованиями проектной документации на здания и сооружения ОПО и руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования под давлением.
В силу подпункта "б" пункта 410 ФНП ОРПД здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
В материалах дела усматривается, что проведенной управлением проверкой установлено, что на ОПО А27-00175-0001 "Станция газонаполнительная: Архангельская область, Котласский район, Черемушский п/с, дер. Макарово, ст. Лименда" в здании блоков производственных и вспомогательных помещений со складом для хранения сжиженного газа и переходной галереей осуществляются технологические процессы: освидетельствование (испытание) баллонов, слив сжиженного углеводородного газа из баллонов перед наполнением и наполнение баллонов.
На ОПО А27-00175-0004 "Установка баллонная групповая г. Сольвычегодск: 165330, Архангельская обл., Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Ленина, д. 14а" в здании групповой баллонной установки осуществляются технологические процессы: хранение, опорожнение и транспортировка сжиженного углеводородного газа; технологический процесс использования газа не осуществляется.
Управлению к проверке представлена проектная документация на здание блоков производственных и вспомогательных помещений со складом для хранения сжиженного газа и переходной галереей (ОПО А27-00175-0001) и здание групповой баллонной установки (ОПО А27-00175-0004), в которой отсутствуют сведения о сроке эксплуатации этих зданий.
Таким образом, на основании подпункта "б" пункта 410 ФНП ОРПД указанные в пунктах 1 и 2 здания и сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Доводы общества об ином обоснованно отклонены судом.
Ссылка заявителя на ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, не свидетельствует об обоснованности доводов общества.
Вопреки позиции заявителя, указание в данном правовом акте минимальной продолжительности эффективной эксплуатации элементов зданий и в ГОСТ - срока эксплуатации зданий само по себе не исключает требований вышеприведенных нормативных правовых актов об экспертизе в случае отсутствия данных о сроке эксплуатации здания или сооружения в проектной документации.
Судом на основании представленной заявителем расчетно-пояснительной записки верно установлено, что ОПО А27-00175-0001 представляет собой здание блоков производственных и вспомогательных помещений со складом для хранения сжиженного газа и переходной галереей.
Требования пункта 1 оспариваемого предписания предъявлены в отношении всего здания ОПО, поэтому доводы общества о том, что технологическое оборудование находится только в здании блока производственных помещений, подлежат отклонению.
Ссылка общества на проектную документацию "Установка баллонная групповая ул. Ленина, 14а, г. Сольвычегодск, Архангельская область (техническое перевооружение)" N 11.5.2-15, прошедшую экспертизу промышленной безопасности (заключение N О3/ПР-Г-16), где указан срок службы здания (1979 года постройки) ОПО А27-00175-0004 - 50 лет с момента ввода в эксплуатацию, правомерно не принята судом, поскольку к проверке эта проектная документация предъявлена не была. Иного обществом не доказано.
Кроме того, проектная документация в отношении технического перевооружения установки баллонной групповой и заключение экспертизы промышленной безопасности в отношении проектной документации на техническое перевооружение и не может заменить положительного заключения экспертизы промышленной безопасности здания ОПО.
Как верно указал суд в обжалуемом решении, проведение заявителем регулярных обследований зданий, входящих в состав ОПО А27-00175-0001, и здания ОПО А27-00175-0004 не исключает обязанность соблюдения установленных законом требований и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований удовлетворения требований общества в части пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания управления.
Также судом правомерно отказано в удовлетворении требований общества в части пункта 3 оспариваемого предписания.
Пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ установлено, что документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542, отступление от требований настоящих Правил при эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ определено, что под техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, понимаются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратуры, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Техническое перевооружение - это приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизации или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Пункт 3 оспариваемого предписания основан на итогах проверки выполнения пункта 43 предписания от 15.08.2018 N 58-4356-2541/ПР.
Данный пункт предписания обусловлен установленными ответчиком при проверке обстоятельствами, а именно: в наряде-допуске на производство газоопасных работ в газовом хозяйстве от 04.07.2018 N 108 указано на выполнение врезки ограничителя расхода газа (катушки Д-57 мм) на стальном газопроводе Д-57 мм. Это подтверждается также объяснениями начальника юридического отдела общества Малишевской С.Ю. от 05.07.2018.
В связи с изложенным ответчик пришел к выводу о том, что произведено техническое перевооружение ОПО, а именно - в газораспределительную систему (газопровод высокого давления) по адресу г. Котлас, пр. Мира у дома N 40-А, установлено (смонтировано) не предусмотренное проектом техническое устройство, ограничивающее расход газа, что привело к изменению технологического процесса (уменьшению расхода газа) на ОПО. При этом не представлена документация на техническое перевооружение ОПО, прошедшая в установленном порядке экспертизу промышленной безопасности.
В представленном обществом суду экземпляре наряда-допуска от 04.07.2018 N 108 (страница 2, раздел 5 Заключение руководителя по окончании газоопасных работ) имеется запись Кичигина В.Н. о выполнении работ по вварке стальной катушки (Д-57 мм, l - 300 мм) с восстановлением изоляционного покрытия. Ответчику к проверке представлен наряд-допуск от 04.07.2018 N 108, в котором такая запись отсутствует.
Вместе с тем, вопреки позиции общества, запись на странице 2 в разделе 5 наряда-допуска о вварке стальной катушки Д-57 не исключает записи на странице 1 в пункте 6 наряда-допуска о врезке ограничителя расхода газа (катушка Д-57 мм) и не свидетельствует о том, что не произведена врезка ограничителя расхода газа.
В рамках дела N А05-10540/2018 с участием управления рассматривается спор по заявлению индивидуального предпринимателя Рукаванова О.А. к обществу об обязании провести работы по восстановлению нарушенных прав и устранению ограничения объема потребления природного газа, восстановив газопровод в первоначальное состояние в месте ремонтных работ на подводящем газопроводе к сети потребления по адресу: г.Котлас, пр.Мира, д.40, к.2.
Полученные управлением доказательства согласуются между собой.
Доводов и доказательств, опровергающих установленные управлением обстоятельства, в том числе объяснения своего работника, обществом не представлено.
Таким образом, исходя из установленных управлением в ходе проверки обстоятельств оспариваемое предписание в части пункта 3 вынесено управлением правомерно.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2019 года по делу N А05-4359/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласгазсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4359/2019
Истец: ООО "Котласгазсервис"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1798/20
27.11.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9226/19
08.08.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4359/19
19.04.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4359/19