г. Челябинск |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А76-9971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семёновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2019 по делу N А76-9971/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - Блинов С.А. (предъявлен паспорт, доверенность от 18.09.2019).
Заинтересованное лицо - Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", третье лицо - Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заинтересованного лица и третьего лица.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" (далее - общество, заявитель, ООО "Теплоэнергетика") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - жилищная инспекция, заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании недействительным предписания от 22.02.2018 N 18-1534 660.
Определением суда от 23.05.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2019 (резолютивная часть решения объявлена 04.09.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что ссылка суда на определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС-8232 от 15.08.2017, N 305-ЭС17-15601 от 02.02.2018, N 305-ЭС-17-22548, а так же правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации о порядке определения количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды, изложенную в пункте 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ от 27.12.2017 является необоснованной, поскольку в рамках приведенных дел рассматривалась оплата за горячую воду при централизованном горячем водоснабжении, расчет за которую производился в соответствии с разделом VII Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как в рассматриваемом случае централизованная система горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме отсутствует, приготовление горячей воды осуществляется в бойлере дома, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 Правил N 354.
Апеллянт также полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что в настоящее время следует применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления и руководствоваться письмами Минстроя России от 15.11.2016 N 38026-ОД/04, от 22.03.2017 N 9268-00/04, являются необоснованными. Считает, что данные письма признаками нормативного правового акта не обладают. Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда о том, что в настоящее время действует переходный период к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальных услуг, до завершения которого действуют нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления, при этом указывает на отсутствие каких-либо нормативно-правовых актов, изданных Государственным Комитетом Единым Тарифным Органом Челябинской области и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, подтверждающих переходный период в части применения норматива на подогрев холодной воды и норматива потребления горячей воды на 1 человека, в отсутствие прибора учета, в спорный период 2015-2017 гг., в обоснование указанного довода ссылается на постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2518/17 по делу N А47-547/2016, N Ф09-2606/17 по делу N А47-2252/2016, N Ф09-5314/17 по делу N А76-24417/2016, Определение Верховного суда РФ N 309-КГ17-20791 от 12.01.2018.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что в рассматриваемом случае подлежал применению норматив на нагрев холодной воды, утвержденный Решением собрания народных депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 07.05.2009 N 66, указывает, что заявителем был представлен расчет к указанному решению из которого видно, что норматив на нагрев воды рассчитан на 55 °C в точке разбора, что соответствовало действовавшим до 2011 года правилам, тогда как в настоящее время действуют Правила N 354, в которых норма температуры горячей воды составляет 60 °C, в связи с чем, перерасчет по этому тарифу приведет либо к понижению качества коммунальной услуги, либо к убыткам в виде перерасхода тепловой энергии на подогрев холодной воды и увеличение температуры в точке водоразбора.
Помимо прочего, заявитель указывает, что действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным с приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоэнергетика" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067401013844.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя по адресу: г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, 36. Проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено: узел учета тепловой энергии соответствует действующим правилам учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 31.03.2017.
Согласно акту периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 08.08.2017 произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя по адресу: г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, 36. Узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 08.08.2017 по 08.08.2018.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 20.02.2018 N 18-1534 660 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Теплоэнергетика".
Основанием для проведения проверки послужили обращения граждан, приживающих по адресу: Усть-Катавский городской округ, ул. Комсомольская, д. 36.
Согласно информации, размещенной на сайте www.reormagkh.ru в вышеуказанном многоквартирном доме отсутствует централизованная системы горячего водоснабжения, то есть приготовление горячей воды осуществляется в бойлере дома.
В результате проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" выявлены нарушения подпунктов а и б пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а именно управляющей организацией ООО "Теплоэнергетика" неправомерно начислена плата за горячее водоснабжение (подогрев воды) по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за июнь, июль, август, сентябрь 2017 года собственникам и пользователям помещений данного многоквартирного дома (нарушены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 18-1534 660 от 22.02.2018.
На основании указанного акта проверки ООО "Теплоэнергетика" выдано предписание N 18-1534 660 о выполнении работ по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и при предоставлении коммунальных услуг.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) потребителям многоквартирного дома за период с июня 2017 года по сентябрь 2017 года в соответствии с требованиями Правил N 354.
Срок выполнения указанных нарушений до 20.04.2018.
Полагая, что предписание N 18-1534 660 от 22.02.2018 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от выдано жилищной инспекцией с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общедомовой прибор учета фиксирует показания израсходованной воды (единица измерения - куб. м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Пункт 1 Правил N 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354
Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, не установлен.
Поскольку в формуле 20.1 учтен, в том числе объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, указанная формула применяется только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Однако в многоквартирном доме по адресу: г. Усть-Катав, ул. Комсомольская, 36 система отопления является централизованной, в связи с чем, применение формулы 20.1 для определения количества использованного на приготовление горячей воды коммунального ресурса невозможно, а потому начисление платы за горячее водоснабжение (подогрев воды), исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, производилось заявителем неверно. Доводы апеллянта об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности расчета платы по формуле 20 по причине не утверждения тарифным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета подлежат отклонению.
При расчете платы за ГВС с применением формулы 20 распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях ГВС, в рассматриваемой ситуации действительно должно осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета.
В соответствии изменениями, внесенными в Правила N 306, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Согласно разъяснениям Минстроя России от 15.11.2016 N 38026-ОД/04, в случае принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что письма Минстроя России не носят характера нормативно правового акта, не опровергают разъяснительное назначение указанных писем и возможность их применения. С учетом отсутствия законодательного закрепления порядка применения нормативов потребления коммунальных услуг в периоды изменения законодательства в данной сфере, применение официальных разъяснений в целях определения правильности подхода к рассмотрению спорного вопроса законодательству не противоречит. Кроме того, отсутствие законодательного закрепления порядка применения нормативов потребления коммунальных услуг в периоды изменения законодательства не может приводить к произвольному исчислению платы исполнителями коммунальных услуг. Таким образом, судом первой инстанции обоснованно приведены ссылки на разъяснения Минстроя России.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в настоящее время действует официально установленный переходный период к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальных услуг сроком до 1 июля 2019 года (за исключением г. Челябинска), до завершения которого действуют нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.
Так, в рассматриваемом случае, решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 07.05.2009 N 66 с 01.01.2010 установлены нормативы тепловой энергии на нагрев воды. Указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с Правилами N 306 и являлся действующим в спорный период начисления платы.
Доводы общества о том, что решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 07.05.2009 N 66 с 01.01.2010 норматив на нагрев воды рассчитан на 55°С в точке разбора, что соответствовало действовавшим до 2011 года правилам, тогда как в настоящее время действуют Правила N 354, в которых норма температуры горячей воды составляет 60°С, что приведет либо к понижению качества коммунальной услуги, либо к убыткам в виде перерасхода тепловой энергии на подогрев холодной воды и увеличение температуры в точке водоразбора, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не свидетельствуют о том, что заявитель вправе произвольно устанавливать и исчислять плату за коммунальную услугу
Из содержания предписания усматривается, что оно является конкретным, указывает на действия, которые необходимо произвести заявителю в целях устранения совершенного нарушения, ссылки на нормы законодательства, нарушенных обществом, в предписании приведены.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание жилищной инспекции, содержащее требование об устранении указанного нарушения, следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2019 по делу N А76-9971/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9971/2018
Истец: ООО "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16047/19
11.09.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-9971/18
23.10.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13743/18
06.07.2018 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8075/18