г. Хабаровск |
|
28 ноября 2019 г. |
А73-14363/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальлеспром": Бабак К.А., представитель по доверенности от 01.02.2019 N 47/2019;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 28.12.2018 N 09/02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 10.10.2019
по делу N А73-14363/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальлеспром"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации; обязании управления принять лесную декларацию от 17.07.2019 N 2/2019/208 по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0208/2008.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальлеспром" (далее - заявитель, АО "Дальлеспром", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, управление) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесной декларации от 17.07.2019 N 2/2019/208, изложенного в письме от 24.07.2019 N 202-18/10600 и обязать управление принять лесную декларацию АО "Дальлеспром" от 17.07.2019 N 2/2019/208 по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0208/2008.
Решением суда от 10.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, управление лесами обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность решения суда, принятого при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления лесами на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 05.11.2008 между правительством Хабаровского края (арендодатель) и АО "Дальлеспром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0208/2008 (далее - договор аренды), по которому арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 61 604 га в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Баджальского лесничества в кварталах N 53-64, 69, 70, 76-82, 89-96, 107-117, 121, 130-135, 138-141, 143, 144, 150-171, 174, 177-181, 185-194, 201-208 Сулукского участкового лесничества в Верхнебуреинском муниципальном районе Хабаровского края.
Общество предоставило в управление лесами лесную декларацию N 2/2019/208 от 17.07.2019.
Подача декларации связана с планируемой обществом заготовкой древесины по конкретным лесосекам в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов, определенных проектом освоения лесов.
Письмом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.07.2019 N 02-18/10600 обществу было отказано в принятии лесной декларации от 17.07.2019 N 2/2019/208 по мотиву того, что декларируемый в рубку объект "лесовозный ус" отсутствует в перечне объектов лесной инфраструктуры, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р, соответственно не относится к объектам лесной инфраструктуры.
Общество, полагая отказ в принятии спорной декларации незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать управление принять декларацию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Частью 1 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
В силу пункта 3 Порядка N 17 при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Форма лесной декларации утверждена приложением N 2 к Порядку N 17, требования к приложениям NN 1,3,4 к лесной декларации установлены пунктами 4.1, 4.3, 4.4 названного Порядка.
Пунктом 6 Порядка N 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Из материалов дела усматривается, что спорной декларацией предусмотрена сплошная рубка в хвойном хозяйстве для строительства лесовозных усов. К декларации приложена общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов, схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, в которых приведены номера лесосек, координаты предполагаемых для строительства лесовозных усов, их площадь.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках (далее - Правила заготовки N 474).
Согласно пункту 4 Правил N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларации.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69.
Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 в проекте освоения лесов лесосеки не обозначаются (пункт 12). Отвод лесосек в натуре (установление и обозначение на местности их границ) осуществляется в соответствии с пунктами 17, 18, 26 Правил заготовки N 474 на стадии подачи лесной декларации (пункты 4.1, 4.3, 4.4 Порядка N 17).
Сведения об отведенных лесосеках (месте их расположения, номере и площади, координатах и др.) указываются в лесной декларации, до подачи которой данные сведения отсутствуют (т.е. на стадии проектирования такие сведения отсутствуют).
Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень N 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.
В частности, к объектам лесной инфраструктуры для использования лесов в эксплуатационных лесах относятся лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека.
В настоящем случае в спорной декларации отражено о сплошной рубке в целях строительства лесовозных усов.
Перечень N 1283-р не содержит сведений о лесовозных усах, вместе с тем, понятие "лесовозный ус" приведено в ГОСТ 17461-84 "Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и понятия".
Так, лесовозный ус - это временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.
Пунктом 4.3 Свода правил 288.1325800 Дороги лесные предусмотрено, что лесовозный ус (ответвление от лесовозной ветки) наравне с лесовозной магистралью и лесовозной веткой является одним из видов лесовозной лесной дороги.
Следовательно, понятие лесной дороги, отраженное в Перечне N 1283-р, в качестве объекта лесной инфраструктуры, фактически обобщает все виды дорог, используемых в лесном хозяйстве, в том числе и лесовозные усы.
Таким образом, строительство лесовозных усов, а следовательно подача соответствующей декларации, в настоящем случае, связано с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которой приведены в лесной декларации, в связи с чем, у управления не имелось оснований для непринятия спорной декларации.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2019 по делу N А73-14363/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14363/2019
Истец: АО "Дальлеспром"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края