г. Владивосток |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А59-4073/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7910/2019,
на решение от 05.09.2019
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-4073/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Картухина Антона Анатольевича (ОГРНИП 315650100003768; ИНН 650107947836)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321 ИНН 6501026378)
о признании частично недействительным решения от 15.05.2019 по делу N 065/06/106-120/2019,
третьи лица Администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Южно-сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис г. Южно-Сахалинск", муниципальное бюджетное учреждение "Бюро ритуальных услуг",
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - Дубровина С.А. по доверенности N 3 от 21.02.2019, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом N 4518 от 23.12.2016,
от индивидуального предпринимателя Картухина Антона Анатольевича - представитель не явился,
от администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок - представитель не явился,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Южно-сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис г. Южно-Сахалинск" - представитель не явился,
от муниципального бюджетного учреждения "Бюро ритуальных услуг" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Картухин А.А. (далее - заявитель, предприниматель, ИП Картухин А.А.) обратился в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Сахалинской области) от 15.05.2019 по делу N 065/06/106-120/2019 в части отказа в удовлетворении его жалобы по пункту 1 оспариваемого решения.
Определением от 24.07.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация города Южно-Сахалинска, МБУ "Бюро ритуальных услуг", ГБУ здравоохранения Сахалинской области "Южно-Сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис, г. Южно-Сахалинск".
Решением от 05.09.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решения в части признано недействительным как не соответствующее требованиям Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Дополнительным решением от 23.09.2019 суд взыскал с Управления судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФАС по Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 05.09.2019, Управление просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Картухин А.А.
В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции об ограничении числа возможных участников закупки путем включения заказчиком в аукционную документацию требований о наличии лицензии на медицинский вид деятельности "дезинфектология".
Заявитель жалобы настаивает на том, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы не являются медицинским вмешательством и медицинской помощью, но относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, включенным в понятие "медицинская деятельность", поэтому деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ должна рассматриваться в качестве деятельности в области охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
Предприниматель, третьи лица письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области дал пояснения аналогичные тексту жалобы, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.
ИП Картухин А.А., администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Южно-сахалинская городская дезинфекционная станция им. Ю.А. Заккис г. Южно-Сахалинск", муниципальное бюджетное учреждение "Бюро ритуальных услуг", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Администрацией города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок объявлен электронный аукцион на оказание услуг по чистке и уборке прочие - санитарно-эпидемиологические услуги. Извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.04.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http/.zakupki.gov.ru, номер извещения 0161300000119000679.
Описание объекта закупки представлено Техническом задании на услуги по чистке и уборке прочие - Санитарно-эпидемиологические услуги. Требования, установленные к услугам по сплошной дератизации территории и акарицидной (противоклещевой) обработке: цель санитарная, экологическая и гигиеническая безопасность территории объектов. Наименование объектов, адреса и площади для оказания услуг: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, кладбищенский комплекс N 1, г. Южно-Сахалинск, кладбищенский комплекс N 2, Ласточка, г. Южно-Сахалинск, Листвиничное, кладбищенский комплекс N 3.
Согласно Информационной карты электронного аукциона заказчиком выступило МБУ "Бюро ритуальных услуг", дата окончания срока подачи заявок 24 мая 2019 года 10-00 часов, дата окончания срока рассмотрения заявок 27 мая 2019 года, дата проведения аукциона 30 мая 2019 года.
Начальная (максимальная) цена контракта 4 790 518,20 рублей ( пункт 9 Информационной карты.
Пунктом 18 Информационной карты в Требованиях к содержанию и составу заявки, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником, в разделе "Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию" указано на предоставление участником закупки копии лицензии на медицинскую деятельность, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на момент начала предоставлении услуг. В лицензии должен быть указан конкретный вид медицинской деятельности : дезинфектология.
06.05.2019 ИП Картухин А.А. обратился в Управление ФАС по Сахалинской области с жалобой о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе
Решением Управления по делу N 065/06/106- 120/2019 от 15.05.2019 жалоба предпринимателя на положения аукционной документации признана необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 15.05.2019 по делу N 065/06/106-120/2019 в части отказа в удовлетворении его жалобы по пункту 1 оспариваемого решения, полагая, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При обращении с рассматриваемым заявлением предприниматель указал, что предметом проводимой закупки являлись работы, для осуществления которых не требуется лицензия на медицинскую деятельность по специальности "Дезинфектология". Вместе с тем в документации об электронном аукционе в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) установлено требование к участникам аукциона о наличии указанной лицензии. Данные доводы суд первой инстанции счел обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 2 статьи 99 Закон N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
Частям 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Положениями статьи 8 Закона N 44-ФЗ закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, указываются в извещении о проведении электронного аукциона.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, а также требования к участникам такого аукциона также указываются в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона (пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае заявитель оспаривает законность решения антимонопольного органа, которым отказано в признании действий заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по чистке и уборке прочие - санитарно-эпидемиологические услуги (а именно, услуга по сплошной дератизации территории и акарицидной (противоклещевой) обработке: цель санитарная, экологическая и гигиеническая безопасность территории объектов. Наименование объектов, адреса и площади для оказания услуг: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, кладбищенский комплекс N 1, г. Южно-Сахалинск, кладбищенский комплекс N 2, Ласточка, г. Южно-Сахалинск, Листвиничное, кладбищенский комплекс N 3) нарушающими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в связи с включением в документацию об электронном аукционе требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки на участие копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона об основах здоровья граждан, гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03); дезинсекция определена как уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Иными словами, указанные понятия определяют способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Ранее аналогичные квалификационные требования к работникам по специальности "Дезинфектология" устанавливались приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
Таким образом, Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Изложенное выше свидетельствует о том, что в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
При таких обстоятельствах позиция ИП Картухин А.А., сводящаяся к тому, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи, апелляционной коллегией призанется ошибочной.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, который должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с доводом антимонопольного органа о том, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, поэтому они не являются медицинским вмешательством или медицинской услугой, но в то же время относятся к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с чем включены в понятие "медицинская деятельность".
Следовательно, суд апелляционной инстанции, вопреки утверждениям суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, определенном Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в связи с чем подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следствие, поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлось выполнение работ по сплошной дератизации территории и акарицидной (противоклещевой) обработке территории, то требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии правомерно включено заказчиком в документацию об электронном аукционе.
Сформулированные выше выводы согласуются с правовой позицией, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073, 18 июня 2018 г. N 114-ПЭК18 по делу N А60-27966/2016, от 06.06.2018 N 104-ПЭК18 по делу N А23-840/2016.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию антимонопольного органа об отсутствии нарушении заказчиком требований пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а выводы суда первой инстанции об обратном признает не соответствующими действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно признал жалобу предпринимателя необоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, основания для признания частично недействительным решения УФАС по Сахалинской области отсутствуют.
Требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этих условиях суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования ИП Картухина А.А.
Утверждение антимонопольного органа о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, выразивших в неправомерном непривлечении общества с ограниченной ответственностью "РДК-Восток" в качестве третьего лица в рамках рассматриваемого дела коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
При рассмотрении дела не установлено возможного нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РДК-Восток" и принятым по результатам рассмотрения настоящего дела судебным актом, поскольку данное общество обращалось в антимонопольный орган с жалобой по иным основаниям нежеле предприниматель. Выводы, сделанные Управлением по жалобе ООО "РДК-Восток" в оспариваемом решении УФАС по Сахалинской области, предпринимателем не оспаривались. В связи с чем, непривлечение ООО "РДК-Восток" в качестве третьего лица в настощем деле не может рассматриваться как процессуальное нарушение со стороны суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Установив несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
При изложенных выше обстоятельствах, поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, то расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.09.2019 по делу N А59-4073/2019, дополнительное решение от 23.09.2019 по делу N А59-4073/2019 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Картухина Антона Анатольевича о признании частично недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15.05.2019 по делу N 065/06/106-120/2019 -отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4073/2019
Истец: Картухин Антон Анатольевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской обл.
Третье лицо: Администрация г.Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕЗИНФЕКЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ИМ. Ю.А. ЗАККИС, Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЮРО РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-176/20
25.11.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7910/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4073/19
05.09.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4073/19