г. Хабаровск |
|
22 ноября 2019 г. |
А73-11281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фолград": Хмелев Д.Н. представитель по доверенности от 28.01.2019;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Кочуев А.В. представитель по доверенности от 23.11.2016;
от управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю: Волкова Е.С. представитель по доверенности от 01.03.2019;
от краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские авиалинии": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фолград"
на решение от 30.08.2019
по делу N А73-11281/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фолград"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: управление Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю, краевое государственное унитарное предприятие "Хабаровские авиалинии"
об оспаривании решения от 14.05.2019 N 5.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фолград" (ОГРН 1112721011215, ИНН 2721188514, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения комиссии управления N 5 по делу N 3-1/73 от 14.05.2019.
Определением от 08.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено краевое государственное унитарное предприятие "Хабаровские авиалинии" (далее - предприятие).
По ходатайству управления, предприятия к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСБ России по Хабаровскому краю).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.08.2019 по делу N А73-11281/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2019 по делу N А73-11281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФСБ России по Хабаровскому краю против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в возражениях, просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2019 по делу N А73-11281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
КГУП "Хабаровские авиалинии" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2014 N 1207-т ООО "Фолград" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел II Услуги аэропортов под регистрационным номером 27/2/9.
В отношении ООО "Фолград" введено государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг в аэропорту г. Николаевска-на-Амуре.
17.02.2017 в Хабаровское УФАС России поступили материалы УФСБ России по Хабаровскому краю на действия ООО "Фолград", выразившиеся в ограничении доступа КГУП "Хабаровские авиалинии" к хранению авиационного топлива в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре.
Приказом Хабаровского УФАС России от 17.05.2017 N 364 возбуждено дело N 3-1/73 по признакам нарушения ООО "Фолград" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
14.05.2019 по результатам рассмотрения дела N 3-1/73 комиссией Хабаровского УФАС России вынесено решение N 5, которым установлено доминирующее положение ООО "Фолград" на рынке оказания услуг хранения авиационного топлива в аэропорту Николаевск-на-Амуре и признано нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в бездействии по оказанию КГУП "Хабаровские авиалинии" услуги по хранению авиационного топлива в аэропорту Николаевск-на-Амуре.
О незаконности решения управления ООО "Фолград" обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела N 3-1/73 комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО "Фолград", осуществляя деятельность в аэропорту г.Николаевск-на-Амуре, обязано оказать КГУП "Хабаровские авиалинии" услуги по хранению авиационного топлива. Установлено наличие у общества свободных объемов в резервуарах склада ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре" при отказе в принятии на хранение заявленные КГУП "Хабаровские авиалинии" объемы авиатоплива. Ущемлены интересы КГУП "Хабаровские авиалинии" в сфере предпринимательской деятельности.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 09.01.2017 КГУП "Хабаровские авиалинии" с целью заключения договора на оказание услуг хранения авиационного топлива в аэропорту г. Николаевск-на-Амуре направило в адрес ООО "Фолград" заявку от 09.01.2017 N 07 (вх.N 03 от 09.01.2017) на оказание услуг по приему и хранению авиационного топлива для реактивных двигателей ТС-1 в объеме 1105 тонн в январе - июне 2017 года, а также по обеспечению заправки воздушных судов КГУП "Хабаровские авиалинии" в объеме 1105 тонн в 2017 году.
Письмом от 24.01.2017 N 16 ООО "Фолград" направило в адрес КГУП "Хабаровские авиалинии" не подписанный и не скрепленный печатью проект договора на оказание услуг по хранению авиационного топлива N 01/17 от 24.01.2017. Рассмотрев указанный проект договора, КГУП "Хабаровские авиалинии" установило, что условия проекта договора на оказание услуг по хранению авиационного топлива отличаются от условий проекта договора на оказание услуг по хранению авиационного топлива, размещенного на официальном сайте ООО "Фолград" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. КГУП "Хабаровские авиалинии" просило ООО "Фолград" подписать проект договора на хранение авиатоплива в Николаевск-на-Амуре в редакции, размещенной на официальном сайте ООО "Фолград" в сети Интернет по адресу: http://folgrad.ru по состоянию на 25.01.2017 в срок до 30.01.2017, скрепить печатью и вернуть один экземпляр в адрес КГУП "Хабаровские авиалинии" в целях исключения срыва выполнения пассажирских перевозок на местных воздушных линиях в соответствии с заключенным договором N 3 от 09.01.2017 с Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края, также указав на отсутствие у КГУП "Хабаровские авиалинии" задолженности перед ООО "Фолград" по состоянию на 26.01.2016.
В письме от 30.01.2017 N 18 ООО "Фолград" сообщило КГУП "Хабаровские авиалинии" о том, что предложенный КГУП "Хабаровские авиалинии" проект договора в действовавшей ранее редакции не может быть подписан. У общества отсутствует техническая возможность единовременно принять весь объем авиатоплива, указанный в заявке, поданной КГУП "Хабаровские авиалинии".
Письмом от 31.01.2017 N 234 (вх. N 32 от 31.01.2017) КГУП "Хабаровские авиалинии" направило в адрес ООО "Фолград" следующие документы: оригинал договора N 01/17 на оказание услуг по хранению авиационного топлива от 24.01.2017, оригинал приложения N 1.1 (заполненный и подписанный график передачи авиатоплива на хранение на февраль, март 2017) к договору в 2 экземплярах на 4 листах, оригинал приложения N 1.2 (заполненный и подписанный график передачи авиатоплива на хранение на 2017) к договору в 2 экз. на 2 листах, оригинал приложения N 1.3 (заполненный и подписанный график передачи авиатоплива на хранение на февраль, март 2017) к договору в 2 экз. на 4 листах.
В ответ на письмо от 31.01.2017 N 234 ООО "Фолград" направило в адрес КГУП "Хабаровские авиалинии" письмо от 10.02.2017 N 45, в котором указало, что по результатам рассмотрения представленных КГУП "Хабаровские авиалинии" приложений N 1.1, N 1.2, N 1.3 к договору N 01/17 от 24.01.2017 ООО "Фолград" уведомляет КГУП "Хабаровские авиалинии" о том, что согласно расчету, произведенному ООО "Фолград", эксплуатационная вместимость склада ГСМ, принадлежащего ООО "Фолград" и находящегося на территории аэропорта г.Николаевск-на-Амуре, не позволяет разместить указанное КГУП "Хабаровские авиалинии" количество авиатоплива - 1105 тонн. Кроме того, приложение N 1.3 (график расхода авиатоплива) не соответствует утвержденной форме. На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3.1.1 договора N 01/17 от 24.01.2017, ООО "Фолград" отказало в подписании вышеуказанных приложений.
Как верно установлено судом, направив в адрес КГУП "Хабаровские авиалинии" проект договора на оказание услуг по хранению авиационного топлива, и в дальнейшем заключив соответствующий договор, ООО "Фолград" фактически не предприняло действий по оказанию услуг по хранению авиационного топлива, что привело к ущемлению интересов КГУП "Хабаровские авиалинии" в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 24.01.2017 N 01/17 на оказание услуг по хранению авиационного топлива, заключенного между ООО "Фолград" (оператор) и КГУП "Хабаровские авиалинии" (потребитель), предметом договора является предоставление КГУП "Хабаровские авиалинии" оплачиваемых услуг по приему авиатоплива на склад, лабораторному контролю качества авиатоплива, хранению авиатоплива, в том числе предоставлению емкостей для хранения авиатоплива, подготовке и выдаче авиатоплива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости и другие операции, предусмотренные технологией), предоставлению персонала (включая инженерно-авиационный).
Согласно пункту 2.2.1 договора от 24.01.2017 N 01/17 местом оказания услуг является топливно-заправочный комплекс ООО "Фолград" (далее - ТЗК Оператора), в структуру которого входят:
- склад ГСМ, адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное 1,5 км на север от ул. Советской;
- склад ГСМ, адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре, территория аэропорта.
В силу пункта 3.1.1 договора от 24.01.2017 N 01/17 в течение 5 (пяти) дней с момента подписания настоящего договора потребитель обязан направить оператору подписанные в 2 (двух) экземплярах графики передачи авиатоплива на хранение, по форме приложения N 1.1, 1.2, 1.3 к настоящему договору с указанием порядка, количества и сроков доставки авиатоплива.
Оператор в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает и подтверждает указанные графики путем направления заявителю подписанных экземпляров или направляет письменный мотивированный отказ от их подписания. При отсутствии мотивированного отказа от подписания графиков передачи авиатоплива со стороны оператора в указанные сроки, графики считаются подтвержденными оператором.
Согласно пункту 3.1.2 договора от 24.01.2017 N 01/17 в случае отсутствия технической возможности принять авиатопливо в количестве и в сроки, указанные в заявке и/или подтвержденных сторонами графиках, оператор обязан известить об этом потребителя не позднее, чем за 5 (пять) дней до момента передачи авиатоплива (или его отдельной партии) на хранение.
Пунктом 7.2 договора от 24.01.2017 N 01/17 предусмотрено, что плата за хранение авиатоплива определяется на основе установленного ООО "Фолград" тарифа за хранение авиатоплива и веса принятого на хранение авиатоплива. Тариф устанавливается на 1 тонну авиатоплива, принятого на хранение независимо от срока хранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599 были утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (далее - Правила N 599).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 599 настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий (далее - услуги) в аэропортах с целью предупреждения создания условий, которые ставят потребителя (нескольких потребителей) в неравное положение по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при доступе к объектам инфраструктуры аэропортов и к услугам в аэропортах.
В силу пункта 4 Правил N 599 услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг (далее - договор), который заключается как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе по разовым обращениям потребителей.
Из положений пункта 5 Правил N 599 следует, что лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка). Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил N 599 главный оператор (оператор) ведет реестр заявок, в котором фиксируются дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.
Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.
В силу пункта 7 Правил N 599 главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.
Пунктом 8 Правил N 599 предусмотрено, что в случае если от заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения от главного оператора (оператора) подписанного проекта договора, удовлетворяющего условиям поданной заявки, не поступает главному оператору (оператору) подписанный заявителем договор или письменные замечания и (или) предложения по договору, то заявка, на основании которой главным оператором (оператором) был подписан проект договора, считается аннулированной, а переданный заявителю главным оператором (оператором) подписанный проект договора по истечении указанного срока считается отозванным.
Согласно пункту 31 Правил N 599 топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 599 подача и подтверждение заявок на обеспечение авиационным топливом воздушных судов в аэропорту (далее - авиатопливообеспечение) производятся в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 8 настоящих Правил.
Как указано в пункте 33 Правил N 599, операторы при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива в воздушные суда).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 599 при несогласии потребителя с отказом в оказании услуг по авиатопливообеспечению и (или) в доступе на рынок таких услуг других хозяйствующих субъектов по причине отсутствия технической возможности аэропорта стороны действуют в порядке, предусмотренном пунктами 29 и 30 настоящих Правил.
При этом пунктом 29 Правил N 599 установлено, что в случае несогласия потребителя с решением главного оператора (оператора) он вправе направить заявление, содержащее требование о представлении главным оператором (оператором) исходных данных и порядка расчета технической возможности аэропорта. Главный оператор (оператор) в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления представляет в письменной форме ответ с указанием необходимых данных.
В силу пункта 30 Правил N 599 в случае если отсутствует техническая возможность в полной мере удовлетворять все заявки (по объему и (или) времени оказания услуг), главный оператор (оператор) в течение 30 дней со дня направления отказа от удовлетворения заявки на основании отсутствия технической возможности аэропорта обязан разработать план мероприятий, направленных на обеспечение такой технической возможности. Указанный план мероприятий размещается на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Согласно пункту 35 Правил N 599 главные операторы (операторы) обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах в аэропортах путем ее размещения на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Изменения, которые вносятся в информацию, указанную в пункте 36 настоящих Правил, размещаются главными операторами (операторами) на официальном сайте аэропорта в сети Интернет не позднее 5 рабочих дней со дня их внесения, а также предоставляются по письменному запросу заявителей и (или) потребителей (пункт 38 Правил N 599).
В силу пункта 42 Правил N 599 рассмотрение дел о нарушении условий и порядка обеспечения доступа к услугам в аэропортах и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В ходе рассмотрения дела N 3-1/73 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, а также Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, Хабаровским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по хранению авиационного топлива в аэропорту Николаевск-на-Амуре, в ходе которого были определены временной интервал исследования товарного рынка, продуктовые и географические границы.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции, Хабаровским УФАС России установлено, что ООО "Фолград" имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг хранения авиационного топлива в аэропорту Николаевска-на-Амуре.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Фолград" представило документы о составе склада ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре", расположенного на территории аэропорта г.Николаевска-на-Амуре и о технической возможности данного объекта в 2017 году.
Согласно представленной обществом информации максимальное количество авиатоплива, которое может одновременно находиться на хранении в резервуарах склада ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре" в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре составляет 822,9 тонны.
Из документов и информации о движении авиатоплива на складе ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре" в январе - июне 2017 года следует, что в рассматриваемый период резервуары склада ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре" в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре не заполнялись до предельного возможного количества авиатоплива 822,9 тонн.
Сведения об остатках авиатоплива на складе ГСМ ТЗК "Николаевск-на-Амуре" в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре в 2016 году также свидетельствуют о наличии свободных объемов в резервуарах склада ГСМ.
В договоре от 24.01.2017 N 01/17 склад ГСМ в с.Красное указан местом оказания услуги по хранению авиатоплива именно ООО "Фолград" как владельцем склада. Как следует из представленных ООО "Фолград" антимонопольному органу документов и информации, в январе - мае 2017 года резервуары на складе ГСМ в с.Красное были полностью свободными. Первые поставки авиатоплива на склад ГСМ в с. Красное произошли в июне 2017 года.
В ходе проверки были учтены и предполагаемые поставки авиатоплива по заключенным обществом договорам с иными поставщиками топлива. Исходя из графика предприятия передачи авиатоплива на хранение, у общества отсутствовали основания для отказа по причине отсутствия технической возможности.
Антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что поскольку КГУП "Хабаровские авиалинии" предполагало передать на хранение авиатопливо в объемах, необходимых для удовлетворения собственных потребностей авиакомпании в заправке воздушных судов в аэропорту г.Николаевска-на-Амуре, общий объем хранимого ООО "Фолград" авиатоплива не изменился бы, а доля его собственного топлива уменьшилась бы на объемы, потребляемые КГУП "Хабаровские авиалинии".
В ходе рассмотрения дела N 3-1/73 ООО "Фолград" не представило антимонопольному органу документы и сведения, подтверждающие отсутствие технической возможности для принятия на хранение авиатоплива в указанных объемах и в сроки. Подтверждение согласия принятия обществом в меньших объемах в материалы дела не представлено.
Предприятие представило график передачи авиатоплива на хранение отдельными партиями в определенные периоды времени. Несоответствие графика передачи авиатоплива на хранение утвержденной договором форме не основание для отказа в принятии авиатоплива на хранение.
Следствием действий ООО "Фолград" стало заключение КГУП "Хабаровские авиалинии" договоров на поставку топлива для реактивных двигателей ТС-1 с ООО "Фолград": от 03.02.2017 N 03/17, от 03.04.2017 N 13/17, от 16.06.2017 N 32/17, от 19.07.2017 N 42/17 от 19.07.2017.
Учитывая наличие заключенного договора от 24.01.2017 N 01/17 бездействие ООО "Фолград" по оказанию услуги приводит к ущемлению интересов КГУП "Хабаровские авиалинии" в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "Фолград" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Отказывая КГУП "Хабаровские авиалинии" в оказании услуги по хранению авиационного топлива, ООО "Фолград" в одностороннем порядке воздействует на общие условия оказания услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом на территории аэропорта г. Николаевска-на-Амуре, что может привести к наложению на КГУП "Хабаровские авиалинии" ограничений, влияющих на деятельность авиакомпании по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
По материалам дела суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "Фолград" не представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод о том, что правоотношения между ООО "Фолград" и КГУП "Хабаровские авиалинии" гражданско-правовые в связи с исполнением условий договора хранения и подлежат разрешению в судебном порядке. С учетом содержащейся в заявлении УФСБ России по Хабаровскому краю информации о фактах нарушения ООО "Фолград" законодательства о защите конкуренции, комиссия Хабаровского УФАС России при рассмотрении дела N 3-1/73 руководствовалась требованиями Закона о защите конкуренции и административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. В данном случае при рассмотрении дела N 3-1/73 о нарушении антимонопольного законодательства, Хабаровское УФАС России действовало в пределах установленных полномочий.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда вынесенным по объективному и полному исследованию обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2019 по делу N А73-11281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Фолград" (ОГРН 1112721011215, ИНН 2721188514) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 16.09.2019 N 2195 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11281/2019
Истец: ООО "Фолград"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ГУП Краевое "Хабаровские Авиалинии", КГУП "Хабаровские Авиалинии", УФСБ России по Хабаровскому краю