город Томск |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А45-20941/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Павловой Ю.И., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасанзяновым А.И., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "База Кудряши" (N 07АП-10597/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.09.2019 по делу N А45-20941/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "База Кудряши" (ОГРН 1065406051644 ИНН 5406342188, 630015, Новосибирская обл., город Новосибирск, улица Войкова, дом 54, пом. 30) к Министерству строительства Новосибирской области (ОГРН 1105476028932 ИНН 5406636117, 630007, Новосибирская обл., город Новосибирск, проспект Красный, дом 18) о признании незаконным отказа, выраженного письмом от 01.03.2019 N1668/45.
При участии третьих лиц: 1) Администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, 2) Администрация Новосибирского района Новосибирской области.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Киселева Н.И. по доверенности от 15.11.2019, удостоверение адвоката;
от ответчика: Антонова Я.В. по доверенности от 09.01.2019, служебное удостоверение;
от третьих лиц: не явились (извещены);
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "База Кудряши" (далее - Общество, ООО "База Кудряши", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству строительства Новосибирской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в части изменения границ населенного пункта поселка Приобский Кудряшевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области путем присоединения земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 в целях жилищного строительства, изложенного в письме от 01.03.2019; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возложения обязанности по осуществлению процедуры внесения изменений в генеральный план.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "База Кудряши" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что обеспечение территории, в границы которой входит земельный участок (вне зависимости от категории) уже является обязанностью органа местного самоуправления; указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает права и интересы заявителя, поскольку не препятствует использованию земельного участка в предпринимательской и иной экономической деятельности с учетом разрешенного использования.
Министерство представило в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайство об отложении заседания не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы жалобы по доводам, изложенным в ней.
Представитель Министерства в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно кадастровой выписке о земельном участке ООО "База Кудряши" является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 с категорией земельного участка земли промышленности и иного специального назначения. Разрешенное использование: Для базы отдыха.
06.02.2019 Общество обратилось в Министерство с предложением о внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета путем присоединения земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 в целях жилищного строительства к территории поселка, указав, что земельный участок обеспечен собственными ресурсами по электроснабжению и газоснабжению. К письму от 06.02.2019 Обществом приложена кадастровая выписка о земельном участке; правоустанавливающие документы на земельный участок.
Администрация Новосибирской области письмом от 13.06.2018 сообщила Министерству, что включение земельного участка в границы поселка Приобский возможно при условии согласия администрации Кудряшовского сельсовета обеспечить данную территорию инженерной и транспортной инфраструктурой.
Письмом от 25.02.2019 Администрация Кудряшовского сельсовета сообщила Министерству, что предлагаемые изменения не соответствуют стратегическому планированию муниципального образования. Включение вышеуказанного земельного участка в границы поселка и изменение вида разрешенного использования на жилищное строительство в связи с отсутствием водопровода, дорожной инфраструктуры, включая освещение, проектирование и строительство которых повлечет дополнительные расходы, которые в бюджете отсутствуют.
Министерство, осуществляя полномочия представительного органа местного самоуправления по утверждению документов территориального планирования поселения, в том числе внесению в них изменений в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области", отказало во внесении изменений в генеральный план Кудряшовского сельсовета со ссылкой на часть 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав, что изменения не предусмотрены документами стратегического планирования муниципального образования.
Не согласившись с указанным решением Министерства, ООО "База Кудряши" обратилось в суд с настоящим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания решения ответчика недействительным.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области" полномочия представительного органа местного самоуправления Кудряшовского сельсовета по утверждению документов территориального планирования поселения переданы министерству строительства Новосибирской области.
В соответствии пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочии указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
В соответствии с абзацем 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Спорный земельный участок относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения. Разрешенное использование: для базы отдыха.
Требования заявителя по делу направлены на изменение категории земельного участка.
Как следует из выписки Заключения по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28.12.2016 рекомендовано отказать во включении спорного земельного участка в границы населенного пункта, поскольку земельный участок не обеспечен транспортной связью с территориями общего пользования.
Учитывая, что генеральный план Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области утвержден приказом Министерства 24.12.2018 N 652 без включения в границы населенного пункта п. Приобский земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8. Поступившее предложение Общества 06.02.2019 Министерством рассмотрено и с учетом мнения третьих лиц отклонено, в связи с чем решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений не принято.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, указанный отказ не нарушает права и интересы заявителя, поскольку не препятствует использовать спорный земельный участок в предпринимательской и иной экономической деятельностью с учетом разрешенного использования, о котором Обществу было известно на момент его приобретения.
Довод заявителя о том, что обеспечение территории, в границы которой входит земельный участок (вне зависимости от категории) уже является обязанностью органа местного самоуправления, коллегия отклоняет как несостоятельный.
Письмом администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.06.2018, не давшей согласие на включение в границы населенного пункта поселка Приобский земельного участка с кадастровым номером 54:19:012701:8 еще в период подготовки генерального плана Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в 2018 году, а также, согласно протоколу публичных слушаний по проекту генерального плана Кудряшовского сельсовета в 2016 году, администрация Новосибирского района была против включения в границы населенного пункта поселка Приобский спорного земельного участка, как не обеспеченного транспортной связью с территориями общего пользования.
Фактическое расположение земельного участка на прилегающей территории Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не влечет за собой обязанность органа местного самоуправления по обеспечению инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой частного земельного участка, расположенного за границами населенного пункта с категорией земель: земли промышленности; транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, с видом разрешенного использования: для базы отдыха.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.09.2019 по делу N А45-20941/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20941/2019
Истец: ООО "БАЗА КУДРЯШИ"
Ответчик: Министерство строительства Новосибирской области
Третье лицо: Администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Администрация Новосибирского района Новосибирской области