29 ноября 2019 г. |
Дело N А83-15692/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 ноября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гутор К.С.,
при участии: представителя ИП Николаева В.И. - Запруты Жана Викторовича, доверенность от 29.10.2018 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Николаева Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2019 года по делу N А83-15692/2018 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Николаева Владимира Ивановича (пер. Юннатов, д. 3, кв. 37, г. Керчь, Республика Крым, 298300) к Администрации города Керчи Республики Крым (ул. Кирова, 17, г. Керчь, Республика Крым, 298300) о понуждении совершить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Николаев Владимир Иванович (далее - ООО ИП Николаев В.И., Предприниматель, Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация), в котором просил: 1) обязать осуществить действия по постановке земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, Республика Крым, на государственный кадастровый учет (в дальнейшем Заявитель отказался от этого требования) и осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, Республика Крым; 2) обязать Администрацию города Керчи, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, заключить с Индивидуальным предпринимателем Николаевым Владимиром Ивановичем договор аренды земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, Республика Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019, в удовлетворении требований ИП Николаева В.И., было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Николаев В.И. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предпринимателя в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с грубым нарушением норм материального права. Также, апеллянт указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям общего пользования, соответственно у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа Предпринимателю в удовлетворении его требований.
В суде апелляционной инстанции представитель ИП Николаева В.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предпринимателя в полном объеме.
Администрации города Керчи Республики Крым 25.11.2019 представила в дело пояснения по существу апелляционной жалобы, в которых указала на то, что ее отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Заявителя, поскольку ИП Николаевым В.И. не представлено обоснование площади испрашиваемого земельного участка в 700 кв.м., учитывая, что площадь объекта недвижимости составляет лишь 27,5 кв.м. Также, Администрация в своих пояснениях просила провести судебное заседание в отсутствие ее представителя.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Администрации города Керчи Республики Крым, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 20 мая 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 14.04.2008 между ИП Николаевым В.И. и Керченским городским советом был заключен договор купли-продажи по результатам продажи на аукционе N 384, нежилого строения - общественной уборной лит. "А", общей площадью 27,5 кв. м, расположенного по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, зарегистрированный решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 25.04.2008 за N 369 и удостоверенный частным нотариусом Керченского городского нотариального округа Петуховой В.А. за N 2355. Сведения внесены в государственный реестр сделок Украины 14.04.2008 за N 5779534.
В дальйнешем, Решением 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 ИП Николаеву В.И. было дано разрешение на разработку градостроительного обоснования размещения культурно- развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,070 га по ул. Кирова, 14 в г. Керчи.
Решением 51 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 08.12.2009 "О внесении изменений в решение 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 "О разрешении Николаеву В.И. разработки градостроительного обоснования размещения культурно - развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул. Кирова, 14 в г. Керчи" ИП Николаеву В.И. был продлен срок разработки градостроительного обоснования до 08.03.2010.
В дальнейшем, на основании полученного задания, Предприниматель изготовил градостроительное обоснование размещения культурно-развлекательного центра, а также проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,070 га по ул. Кирова, 14 в г. Керчи.
24.07.2010 ИП Николаев В.И. обратился в Керченский городской совет с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, приложив проект отвода земельного участка для размещения культурно-развлекательного центра по адресу: г. Керчь, ул. Кирова, 14.
В соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка получения прав на землю" N 1702-VI от 05.11.2009, была полностью изменена процедура оформления земельных участков в аренду, в частности, исключено требование относительно предоставления градостроительного обоснования.
В дальнейшем, проект землеустройства был сдан Предпринимателем в феврале 2013 года в Департамент по регулированию земельных отношений г. Керчи.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 N 6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В дальнейшем, испрашиваемому земельному участку площадью 0,070 га по ул. Кирова, 14 в г. Керчи был присвоен кадастровый номер 90:19:010109:2571, как раннее учтенному.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22.08.2016 N 2337/1-п, как собственника этого земельного участка, в соответствии с разделом 3 "Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, спорному земельному участку площадью 700 кв. м, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул. Кирова, 14, был установлен вид разрешенного использования: основной - общественное питание, вспомогательный - бытовое обслуживание, развлечение.
06.02.2017 постановлением Администрации города Керчи Республики Крым N 366/1-п было решено включить в состав имущества муниципальной казны муниципального образования - городской округ Керчь Республики Крым земельный участок (кадастровый номер: 90:19:010109:2571), площадью 700 кв. м, адресу: по ул. Кирова, 14 в г. Керчи, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общественное питание (код 4.6.), бытовое обслуживание (код 3.3.), развлечение - (код 4.8.).
15 декабря 2016 года ИП Николаевым В.И. в адрес Администрации муниципального образования городской округ Керчь было направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 700 кв.м, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул. Кирова, 14, г. Керчь в соответствии со ст.13 Закона Республики Крым N 38-3PK от 31.07.2014, и Постановлением Совета Министров РК N 313 от 02.09.2014, ст.ст.39.7, 39.8, 39.14, 39.17 Земельного кодекса РФ, Постановлением Совета Министров РК от 12.11.2014 N 450, Порядком переоформления прав или завершения оформления прав договоров аренды без проведения торгов на территории муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым", утвержденным решением 17 сессии 1 созыва Керченского городского совета РК от 26.03.2015N 292-1/15.
09.02.2017 за исх. N 11034/02-13 Администрацией города Керчь в адрес ИП Николаева В.И. был направлен ответ о том, что договор аренды вышеуказанного земельного участка подготовлен и направлен на подпись Главе администрации города Керчи, и для его получения ему необходимо обратиться в Администрацию города Керчи.
17.03.2017 Заявитель вновь обратился в Администрацию муниципального образования городской округ Керчь с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 700 кв.м, (кадастровый номер 90:19:010109:2571) по ул. Кирова, 14, г. Керчь.
12.04.2017 за исх. N Н-2301/2 Администрацией города Керчь в адрес Предпринимателя был направлен ответ с информацией о том, что предоставить испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 N 180-рг "О приостановлении действия постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313" действие пунктов 4, 9 Порядка переоформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки, на территории Республики Крым в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, приостановлено до 01.01.2018.
В дальнейшем, 17.07.2018 Администрацией города Керчи (исх.N Н-1424/2) ИП Николаеву В.И. было отказано в предоставлении земельного участка и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, площадью 0,070 га на основании того, что сведения об испрашиваемом земельном участке не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, из материалов проекта землеустройства по отводу земельного участка, Республиканским комитетом по земельным ресурсам АР Крым следует, что 11.09.2013 выдана справка - выписка из формы N 6 зем, согласно которой, испрашиваемый земельный участок числиться по угодьям застроенные земли, земли, используемые для отдыха и прочие открытые земли, зеленые насаждения общего пользования, шифр строки по ф. 6-зем-97 - земли общего пользования номер строки 12.4. При этом, заключением N 36, утвержденным начальником управления архитектуры и градостроительства Керченского городского совета 08.07.2008, в пункте пятом установлено, что согласно генеральному плану города, земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования.
Не согласившись с бездействием Администрации города Керчи, ИП Николаев В.И. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно было отказано Предпринимателю в удовлетворении его требований, но при этом считает необходимо частично дополнить основания, по которым суд отказал Заявителю в удовлетворении его требований, учитывая, что это не привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313) утвержден постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Пунктом 4 Порядка установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Между тем, из материалов дела следует, что решение 48 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 28.07.2009 (с изменениями внесенным Решением 51 сессии 5 созыва Керченского городского совета от 08.12.2009) "О разрешении Николаеву В.И. разработки градостроительного обоснования размещения культурно - развлекательного центра и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул. Кирова, 14 в г. Керчи" ИП Николаевым В.И., в срок установленный ему до 08.03.2010, исполнено не было, и соответственно не может являться действующим, а потому, в силу пункта 4 Порядка не может служить основанием для завершения процедуры оформления права на земельный участок.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ИП Николаева В.И. отсутствовали основания для обращения в Администрацию города Керчи с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка в Порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 1, 3, 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органон местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решении. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
К документам территориального планирования муниципальных образований, в том числе относится и генеральный план городского округа (ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом было установлено, что испрашиваемый Заявителем земельный участок относится к землям общего пользования. Данные выводы подтверждаются также градостроительным обоснованием о том, что земельный участок расположен в центральной части города в районе Приморского сквера, на месте существующего общественного туалета.
При этом, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
К территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, по смыслу п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ и п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Доказательств о том, что спорный земельный участок исключен из категории земель общего пользования Заявителем в дело представлено не было.
Кроме, того, суд апелляционной инстанции отмечает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных в статье 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая, что ИП Николаеву В.И. на праве собственности принадлежит нежилое строение - общественная уборная лит. "А" общей площадью 27,5 кв. м, расположенная по адресу: ул. Кирова, 14, г. Керчь, он не лишен права, обратиться в Администрацию г. Керчи с заявлением о предоставлении ему земельного участка, под этим объектом, необходимого для использования данного объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2019 года по делу N А83-15692/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Николаева Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15692/2018
Истец: ИП Николаев Владимир Иванович, Николаев Владимир Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ