г. Владимир |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А43-24238/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 по делу N А43-24238/2019 по иску администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, село Кирилловка Арзамасского района Нижегородской области (ИНН 5202007689 ОГРН 1095243001699) к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5202002313 ОГРН 1025201335312), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Арзамасской городской прокуратуры, Департамента региональной безопасности Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, о расторжении соглашения.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика - администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области - Горшков А.Ю. по доверенности от 05.06.2019 сроком до 31.12.2019;
от третьего лица - прокуратуры Нижегородской области - Ярцев Ю.В. по доверенности от 19.11.2019.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о расторжении с 01.05.2019 соглашения о передаче администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области части полномочий органов местного самоуправления Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, утвержденного решением Кирилловского сельского Совета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 19.03.2018 N 219 и постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 26.03.2018 N 523.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 исковые требования отклонены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области подала в Первый арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что в нарушение требований бюджетного законодательства за счет средств бюджета поселения осуществляется финансирование полномочий, не относящихся к вопросам местного значения поселения. Данный факт подтверждается и результатами проведенных проверок Прокуратурой Нижегородской области, Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области. В результате проверок в соглашении выявлены противоречия требованиям бюджетного законодательства.
Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области, возражая против доводов жалобы, указала, что, поскольку Арзамасский муниципальный район принял на себя выполнение функций по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы, а муниципальные служащие Арзамасского муниципального района (по роду своей деятельности) не могут фактически исполнить принятые полномочия, Арзамасский муниципальный район обоснованно определил для выполнении данной функции МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района".
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса российской Федерации финансовое обеспечение деятельности МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Непосредственного перечисления поселениями Арзамасского муниципального района сумм трансфертов на счет МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" не производится.
В данной связи финансирование Арзамасским муниципальным районом МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" (в том числе и за счет трансфертов, перечисляемых поселениями Арзамасского муниципального района в бюджет района) в целях исполнения учреждением функций (полномочий) Арзамасского муниципального района (в том числе и функций (полномочий), переданных поселениями Арзамасскому муниципальному району), соответствует требованиям названной нормы о финансовом обеспечении деятельности казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На момент заключения сторонами соглашения выполнение функции по локализации (тушению) пожара и спасению ей и имущества на территории населенных пунктов поселений, входящих в состав Арзамасского муниципального района, согласно соглашениям о передаче поселениями Арзамасскому муниципальному району части полномочий, предусматривалось уставом МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района".
На тот момент времени устав МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" предусматривал, что целями деятельности учреждения являются (кроме локализации пожаров до прибытия подразделений государственной противопожарной службы):
- реализация на территории Арзамасского района единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- решение задач в области защиты населения и территории Арзамасского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях достижения вышеуказанных целей (задач) в Арзамасском муниципальном районе на базе МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" была создана единая дежурно-диспетчерская служба Арзамасского района (далее - ЕДДС), которая являлась структурным подразделением учреждения.
ЕДДС была создана для обеспечения деятельности органов местного самоуправления Арзамасского муниципального района в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно постановлению администрации Арзамасского района Нижегородской области от 29.08.2013 N 1511 "О создании ЕДДС Арзамасского муниципального района" финансирование деятельности ЕДДС осуществляется за счет средств районного бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На содержание ЕДДС в 2018 году из бюджета района в МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" были перечислены денежные средства в размере 3 452 669,19 руб. Данные обстоятельства по финансированию ЕДДС в 2018 году не были учтены при проведении проверки Арзамасской городской прокуратурой.
Следовательно, выполнение учреждением функций по реализации на территории Арзамасского района единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций защиты населения и территории Арзамасского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется исключительно за счет средств районного бюджета.
Отмечает несостоятельность изложенных в представлении выводов Арзамасской городской прокуратуры и истцом в апелляционной жалобе о финансировании за счет бюджетов поселений Арзамасского муниципального района полномочий, относящихся к вопросам местного значения района.
Несмотря на то, что в процессе исполнения ответчиком соглашения о передаче полномочий в действиях ответчика отсутствовали нарушения бюджетного законодательства, учреждение до рассмотрения дела Арбитражным судом Нижегородской области внесло в устав изменения, которые должны исключать возникновение у истца каких-либо необоснованных сомнений в отношении законности перечисления ответчиком трансфертов на исполнение переданных полномочий.
В частности, до вынесения судом первой инстанции решения по делу уставом МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района" в качестве единственного предмета деятельности предусмотрена локализация пожаров и спасение людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы на территории населенных пунктов поселений, входящих в состав Арзамасского муниципального района и с которыми администрацией Арзамасского муниципального района заключены соглашения о передаче части полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Просила оставить решение без изменения.
Департамент региональной безопасности Нижегородской области в отзыве возразил против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и указал, что истец не представил доказательств существенного нарушения ответчиком условий соглашения, законные основания для расторжения отсутствуют.
Прокуратура Нижегородской области в отзыве сослалась на отсутствие в предписании требования о расторжении спорного соглашения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация Кирилловского сельсовета (Поселение) и администрация Арзамасского района (Район) заключили спорное соглашение.
Предметом соглашения является передача поселением району части полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а именно - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы (раздел 2 соглашения).
В силу пункта 3.1.1 соглашения район имеет право на финансовое обеспечение переданных полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету района из бюджета поселения.
Согласно пункту 3.4.1 поселение обязано обеспечить в течение срока действия соглашения перечисление району финансовых средств, необходимых для исполнения переданных полномочий.
Порядок финансирования урегулирован сторонами в разделе 4 соглашения, согласно которому объем межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджету района на осуществление переданных полномочий, определяется в размере 4 100 000 руб. за период действия соглашения. Поселение производит перечисление единовременно или несколькими платежами в течение срока действия договора.
Срок действия соглашения установлен сторонами в разделе 7 - до 31.12.2018.
Если за один месяц до окончания действия настоящего соглашения стороны не выразили намерения о его прекращении в связи с истечением срока действия, то соглашение автоматически пролонгируется на один год.
Действие соглашения может быть прекращено досрочно по соглашения сторон, по решению суда, при ненадлежащем исполнении сторонами условий договора (пункт 8.3.3 соглашения).
В случае ненадлежащего осуществления районом переданных полномочий поселение вправе в одностороннем порядке, без обращения в суд расторгнуть соглашение путем направления району соответствующего уведомления (пункт 5.3 соглашения).
В приложении N 1 к соглашению стороны установили порядок мероприятий по исполнению передаваемых полномочий.
В приложении N 2 - расчет межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий органов местного самоуправления Кирилловского сельсовета на 2018 год.
Решением Кирилловского сельсовета от 23.11.2018 администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области переданы полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Реализацию переданных поселением району полномочий осуществляет МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района".
Арзамасской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения администрацией Кирилловского сельсовета бюджетного законодательства.
По результатам проверки внесено представление от 29.03.2019 N 2-24-19, в котором сделан вывод о том, что администрация Кирилловского сельсовета перечисляет из местного бюджета денежные средства на содержание не принадлежащего ему муниципального учреждения - МКУ "Пожарная охрана Арзамасского района", что ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Данным представлением на администрацию Кирилловского сельсовета возложена обязанность по устранению допущенных нарушений.
Во исполнение представления от 29.03.2019 N 2-24-19 администрация Кирилловского сельсовета обратилась к администрации Арзамасского муниципального района с предложением о расторжении соглашения. Письмом от 17.04.2019 истец направил ответчику соглашение о расторжении соглашения.
Отказ администрации Арзамасского района расторгнуть соглашение послужил основанием для обращения администрация Кирилловского сельсовета в суд с настоящим иском.
На основании части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования
Специального законодательно установленного порядка прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, не установлено, поскольку законодателем предоставлено право решать данный вопрос на усмотрение лиц, заключающих и подписывающих такое соглашение.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Договоренности сторон о расторжении спорного соглашения материалы дела не содержат.
Согласно разделам 5 и 8 соглашения, оно может быть досрочно расторгнуто по инициативе истца в случае ненадлежащего исполнения администрацией Арзамасского муниципального района переданных полномочий.
В рамках рассмотрения настоящего спора таких оснований для расторжения соглашения суд не установил. Истец вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком условий соглашения.
Оценив условия соглашения, суд пришел к выводу о том, что оно заключено в соответствии с требованиями Закона N 131-ФЗ, по условиям соглашения ответчику переданы соответствующих полномочий, реализация которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Кирилловского сельсовета в бюджет Арзамасского муниципального района.
Указанное соглашение содержит срок действия, условия досрочного расторжения, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также финансовые санкции за его неисполнение.
Судом установлено, что не опровергнуто истцом, что фактически соглашение сторонами исполнялось, и было учтено в бюджетах муниципальных образований.
Суд отклонил, как противоречащий материалам дела, довод истца о том, что обязанность расторгнуть соглашение возложена на него представлением Арзамасской городской прокуратуры от 29.03.2019 N 2-24-19, поскольку данное представление таких требований не содержит. Кроме того, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 131-ФЗ предписание прокуратуры не является безусловным основанием для расторжения договора.
С учетом изложенных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Решение законно и обоснованно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 по делу N А43-24238/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Л.П.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24238/2019
Истец: Администрация Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района НО
Ответчик: Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области
Третье лицо: Арзамасская городская прокуратура, Департамент региональной безопасности Нижегородской области, Прокуратура Нижегородской области