г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А21-8777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Вершининой А.С. по доверенности от 17.10.2019
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28866/2019) ПАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2019 по делу N А21-8777/2019, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области
к ПАО "Ростелеком"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской (далее - Роскомнадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.09.2019 суд первой инстанции привлек ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, при проведении систематического наблюдения (в период 16-17 мая 2019) были проверены 33 населённых пункта, на территории которых установлены 33 таксофона: п. Лесной, п. Козловка, п. Зеленополье Гурьевского района Калининградской области, п. Отважное, п. Нивенское, п. Северный, п. Южный, п. Невское, п. Гвардейское, п. Болынаковское, п. Рябиновка, г. Багратионовск, п. Нагорное, п. Дубровка, п. Долгоруково, п. Чапаево, п. Каменка, п. Побережье, п. Славское, п. Медовое, п. Садовое, п. Владимирово, п. Партизанское, п. Марийское, п. Чехово, п. Тишино Багратионовского района, г. Правдинск, п. Каштаново, п. Филипповка, п. Зайцево, п. Кошевое, п. Ровное, п. Шевченко Правдинского района Калининградской области.
В ходе систематического наблюдения установлено следующее:
- На таксофонах в п. Северный, п. Чапаево неисправны картоприемные устройства - не обеспечена возможность пользования универсальной картой оплаты для осуществления исходящих телефонных вызовов, что является нарушением п. 2 Правил N 241;
- Таксофон в п. Побережье отсутствует (не обеспечен круглосуточный свободный доступ к таксофону пользователей универсальной услугой связи, отсутствует возможность осуществлять входящие и исходящие телефонные вызовы, в т.ч. бесплатные круглосуточные вызова экстренных оперативных служб), что является нарушением п. 2 и п. 4 Правил N 241;
- Таксофоны в п. Гвардейское, п. Нагорное, п. Дубровка, п. Долгоруково не распознают\ (не аутентифицируют) универсальную карту связи - отсутствует возможность осуществлять исходящие телефонные вызовы, что является нарушением п. 9 Требований N 371;
- На таксофонах в поселках Южный, Гвардейское, Партизанское. Марийское, Чехово, Тишино, Болынаковское отсутствует информация с применением рельефно-точечного шрифта Брайля для пользования таксофоном инвалидам, что является нарушением подпункта "а" пункта 7 Правил N 241;
- Таксофоны в п. Лесной, п. Отважное, п. Южный, п. Чехово, п. Тишино не работают (при снятии трубки таксофона отсутствует зуммер "готовность станции") - не обеспечена возможность осуществлять местные телефонные соединения для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; внутризоновые телефонные соединения; доступ к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования; доступ к системе информационно-справочного обслуживания; возможность бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, что является нарушением п. 2 Правил N 241;
- На таксофоне в г. Багратионовск отсутствует информация о номере из ресурса нумерации, присвоенному таксофону, что является нарушением подпункта "а" пункта 7 Правил N 241;
- На таксофоне в п. Каменка отсутствует возможность принимать входящие телефонные вызовы, что является нарушением п. 2 Правил N 241.
Таким образом, из 33-х проверенных таксофонов зафиксирована неработоспособность 17-ти.
В период 06-07 июня 2019 была проведена проверка 17 таксофонов, на которых ранее выявлены нарушения. По результатам проверки установлено, что повторно зафиксирована неработоспособность 14-ти.
Обществом как оператором универсального обслуживания не обеспечено предоставление пользователю в любой момент времени телефонных соединений и возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Помимо нарушения требований нормативных правовых актов по оказанию универсальных услуг связи, зафиксирован факт неработоспособности таксофонов в период с 16.05.2019 по 06.06.2019, что составляет 22 календарных дня.
По результатам проведения административного расследования в отношении общества 25.06.2019 административным органом был составлен протокол N АП-39/02/315 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 1 КоАП РФ были направлены в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Правила оказания универсальных услуг связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241.
В силу требований подпунктов "а" и "д" пункта 2 Правил оказания универсальных услуг связи деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи: местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 4 Правил оказания универсальных услуг связи оператор универсального обслуживания устанавливает таксофоны, используемые для оказания универсальных услуг связи, в населенных пунктах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи, с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.
Пунктом 6 Правил оказания универсальных услуг связи предусмотрено, что оператор универсального обслуживания обязан обеспечить возможность оплаты универсальных услуг связи в форме наличных и безналичных расчетов непосредственно в месте оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента либо дистанционным способом, осуществляемым не в месте оказания универсальных услуг связи.
В каждом населенном пункте, в котором установлено средство коллективного доступа для оказания универсальных услуг связи, оператор универсального обслуживания организует не менее одной точки дистанционной оплаты универсальных услуг связи с выдачей карт оплаты универсальных услуг связи или предоставлением кодов доступа к универсальным услугам связи.
В случае если оператор универсального обслуживания обеспечивает оплату универсальных услуг связи на территории населенного пункта исключительно дистанционным способом, оператор универсального обслуживания обязан организовать реализацию карт оплаты универсальных услуг связи в этом населенном пункте.
Согласно пункта 8 Правил оказания универсальных услуг связи оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов, обязан осуществлять информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.09.2015 N 371 в качестве приложения N 1 утверждены Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств (далее - Требования N 371).
В силу пункта 9 Требований N 371 таксофон обеспечивает конфиденциальность и целостность передаваемой и хранимой информации, а также распознавание (аутентификацию) универсальных карт связи.
Длительное (22 дня) невыполнение ПАО "РТК" обязанности по обеспечению пользователей универсальными услугами связи с использованием таксофонов является длящимся административным правонарушением, и срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, а именно с 11.06.2019.
Данный факт указывает и на несоблюдение требований "Инструкции организации эксплуатации оборудования, задействованного при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в Калининградском филиале ПАО "Ростелеком" от 25.09.2015 N 0203/01/372-15, согласно п. 4.2.1 которой, срок устранения повреждения должен составлять не более 48 часов.
В соответствии с пунктом 9; подпунктом "е" пункта 10 Требований N 371 - информация о техническом состоянии телефонного средства коллективного доступа не реже одного раза в сутки передается в систему управления, мониторинга и контроля за техническим состоянием телефонных средств коллективного доступа оператора универсального обслуживания; система управления, мониторинга и контроля за техническим состоянием телефонных средств коллективного доступа обеспечивает выявление и информирование оператора универсального обслуживания об аварийных ситуациях, формирование отчетов о них, а также предоставляет статистическую информацию, необходимую оператору универсального обслуживания для анализа работы телефонного средства коллективного доступа и принятия своевременных мер по устранению выявленных повреждений.
Калининградский филиал ПАО "Ростелеком" должен был ежедневно получать информацию о неисправности таксофонов, в том числе об их отсутствии из центра управления таксофонами, однако не предпринял должных мер по устранению неисправностей в установленный Инструкцией срок не более 48 часов.
Множественность выявленных в ходе систематического наблюдения нарушений в виде неработоспособных таксофонов подтверждает ненадлежащую организацию выявления неисправного оборудования.
Факт нарушения обществом вышеперечисленных Правил оказания универсальных услуг связи административным органом подтвержден в полном объеме. Иного обществом не доказано.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенной нормы следует, что виновность лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных лицензионных требований, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о доказанности материалами дела состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции не истек.
Доводы общества о нарушении управлением при проведении проверки требований
Закона N 294-ФЗ правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае управлением проводилось систематическое наблюдение с целью надзора за исполнением возложенных на общество функций в сфере оказания услуг связи. Проверка в отношении деятельности общества в смысле Закона N 294-ФЗ не проводилась.
Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как правильно указал суд, не соблюдение норм Закона N 294-ФЗ не может служить доказательством нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку порядок обнаружения и фиксации административного правонарушения, привлечения к административной ответственности регулируется нормами КоАП РФ и положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на процедуру привлечения к административной ответственности.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - 30 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2019 по делу N А21-8777/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8777/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области
Ответчик: ПАО "Ростелеком"