г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А56-81126/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Новиков А.В. по доверенности от 15.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31209/2019) ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019 по делу N А56-81126/2019 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 26.06.2019 по делу об административном правонарушении N 1167/19, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением суда от 19.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемое постановление от 26.06.2019 по делу об административном правонарушении N 1167/19 вынесено Инспекцией за пределами срока давности.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Карпинского, д. 36, корп. 7 (далее - МКД) на основании договора управления от 21.03.2016 N 568/16-3 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 03.04.2015 N 78-000014.
В период с 13.05.2019 по 20.05.2019 на основании распоряжения от 08.05.2019 N 09/997-р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Карпинского, д. 36, корпус 7.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 09/997-Р от 20.05.2019, согласно которому Обществом допущено нарушение пунктов 1.5.1, 1.5.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), а также пунктов 42.1, 59 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354), а именно:
- площади жилых и нежилых помещений при расчете платы по статье отопление с января по март 2019 года квартиры N 132 не соответствуют данным технического паспорта, а именно: применялась площадь равная 10208,26 кв.м. вместо указанной в техническом паспорте 10219 кв.м.;
- не исправлены 2 узла учета тепловой энергии с октября 2018 года, при этом начисления по статье отопление с января по март 2019 года квартиры N 132 производятся не по нормативу потребления тепловой энергии, определенному Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 N 119-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления Инспекцией в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 19.06.2019 N 09/997-р.
Постановлением от 26.06.2019 по делу об административном правонарушении N 1167/19 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления Инспекции, а также, не выявив нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности, отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1434) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными (далее - Правила N 354).
Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение пунктов 42.1 и 59 названных правил N 354.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В абзацах - 3 - 10 названного пункта Правил регламентирован порядок определения платы коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета.
В пункте 59 Правил N 354 также определен порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, в том числе, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации.
Кроме того, Обществу вменяется нарушение пунктов 1.5.1 и 1.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В пункте 1.5.1 правил N 170 приведен состав технической документации длительного хранения; а пунктом 1.5.2 Правил N 170 определено, что техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Оценив содержание оспариваемого Обществом постановления, апелляционный суд пришел к выводу о том, что фактически Обществу вменено нарушение правил расчета платы за отопление за январь - март 2019 года при неисправности в этот период узлов учета.
Выявленные нарушения Обществом не оспариваются, что послужило основанием для обоснованного вывода суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, довод заявителя о нарушении нормы статьи 4.5. КоАП РФ при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности ошибочно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет два месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении административное правонарушение совершено 13 мая 2019 г.
Однако, исходя из материалов дела и обстоятельств, установленных в рамках проверки, указанная дата не является датой совершения вмененного Обществу административного правонарушения, в этот день начата проверка, по итогам которой составлен акт N 09/997-Р.
Из указанного акта и протокола об административном правонарушении следует, что должностным лицом сделан вывод о несоблюдении Обществом лицензионных требований за при начислении платы за отопление за январь - март 2019 года при неисправности в этот период узлов учета.
В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вмененное обществу правонарушение длящимся не является, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня проведения проверки и составления акта по ее результатам, а со дня, когда вменено совершение административного правонарушения.
В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 67 Правил N 354 платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом).
В данном случае иной срок договором (л.д. 40-51) не установлен, а потому двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности начал исчисляться не позднее дат выставления счетов за соответствующий период и истек по истечении двух месяцев - за январь 2019 г. - 01.04.2019, за февраль 2019 - 01.05.2019, за март 2019 - 0-1.06.2019. Постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено Инспекцией 26.06.2019, т.е. с пропуском установленного срока.
Выводы суда первой инстанции об отнесении вмененного Обществу правонарушения к категории длящегося, противоречат обстоятельствам дела и правовой позиции, приведенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2019 N 11-АД19-29.
Доводы представителя Инспекции о том, что Обществу оспариваемым постановлением вменено также являющееся длящимся нарушение, выразившееся в неисправности узлов учета, отклоняются апелляционным судом, как не соответствующие содержанию постановления. Анализ постановления показал, что выявленная неисправность узлов учета положена в основу выводов о неправомерности произведенных Обществом расчетов платы, но не указана в качестве самостоятельного вмененного нарушения. Об этом также свидетельствуют ссылки Инспекцией на конкретные пункты Правил N 354 и Правил N 170, которые подробно приведены апелляционным судом выше.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019 по делу N А56-81126/2019 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 26.06.2019 по делу об административном правонарушении N 1167/19.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81126/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга