г. Владимир |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А79-10651/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 62780);
от ответчика - главы крестьянского фермерского хозяйства Козлова Александра Николаевича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2019 по делу N А79-10651/2017,
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1042129008459) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Козлову Александру Николаевичу (ОГРНИП 311213331500013) о взыскании 5 000 000 руб., и по встречному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козлова Александра Николаевича к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики об изменении договора
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Козлову Александру Николаевичу (далее - ГКФХ Козлов А.Н.) о взыскании субсидии в сумме 5 000 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ГКФХ Козловым А.Н. Министерством выявлено невыполнение условий ее предоставления на развитие семейной животноводческой фермы, что является основанием для возврата гранта в бюджет в полном объеме.
Одновременно ГКФХ Козлов А.Н. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики со встречным иском к Министерству об изменении абзаца 1 пункта 2.2.1 Соглашения от 10.07.2015 N 01-22/76 о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм, изложив его в следующей редакции: Использовать грант в течение 48 месяцев со дня поступления средств на счет, открытый в кредитной организации и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на создание семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводчества: молочное скотоводство.
В обоснование встречных исковых требований Козлов А.Н. указал на то, что из средств, перечисленных истцом на расчетный счет ГКФХ. Н. в форме гранта, денежные средства были сняты кредитными и бюджетными организациями самостоятельно, по их требованию, без поручения Козлова А.Н. на оплату платежей по кредитному договору, а также оплату налогов. Поэтому Козлов А.Н. не смог исполнить условия договора до 29.05.2017. В настоящее время ведутся работы по реконструкции животноводческого помещения - здания СТФ в семейную молочно-товарную ферму на 100 голов КРС согласно смете. Ответчик по первоначальному иску восполняет средства гранта, а также намерен дополнительно вкладывать свои средства во исполнение обязательств установленных Соглашением.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2019 в удовлетворении исковых требований Министерству и встречных исковых требований ГКФХ Козлову А.Н. отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском в суд, которые, по мнению заявителя, судом оценены неправильно.
В частности, заявитель утверждает, что расходы ГКФХ Козлова А.Н. на сенаж, семена ячменя, семя быков, за ветеринарные услуги, сельскохозяйственную технику не могут быть приняты в зачет к расходам, принятым к софинансированию за счет субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы, поскольку не соответсвуют плану расходов, указанному в соглашении. Соответственно произведенные расходы не могут быть отнесены к целевому расходованию средств гранта.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике в отзыве от 19.11.2019 указало, что с жалобой не согласно, считает решение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции поверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Таким образом, предметом проверки апелляционной инстанцией является решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2019 по делу N А79-10651/2017 лишь в части отказа в удовлетворении первоначального иска Министерства к ГКФХ Козлову А.Н. о возврате гранта.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 N 159 "О предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм" (вместе с "Порядком предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм") между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и главой КФХ Козловым А.Н. - получателем гранта, подписано соглашение о государственной поддержке начинающего фермера от 03.07.2015 N 01-22/76, согласно которому Минсельхоз перечисляет ответчику бюджетные средства в размере 5 000 000 руб. Получатель гранта обязуется в течение 2 лет после получения гранта:
- использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на создание семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства: молочное скотоводство;
- при отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов основного маточного стада молочного или мясного направления продуктивности, страусов, коз (овец) - 300 голов;
- оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретений), указанных в плане расходов согласно Приложению N 2 к настоящему Соглашению, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений;
- создать не менее трех постоянных рабочих мест в результате создания семейной животноводческой фермы;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства;
- осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Чувашской Республики не менее 5 лет после получения гранта;
- обеспечивать выполнение основных производственно-экономических показателей согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению;
- предусмотреть условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы, либо заключать договора (предварительные договора) на приобретение кормов; обеспечивать надлежащее исполнение условий настоящего Соглашения.
Приложением N 2 к Соглашению, глава КФХ Козлов А.Н. планировал израсходовать 8 333 333 руб: за счет средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы - 5 000 000 руб., за счет собственных средств (10%) - 3 333 333 руб., в том числе:
-на приобретение строительных материалов 4 503 333 руб.: за счет гранта 2 702 000 руб., за счет собственных средств 1 801 333 руб.;
-на приобретение дискатора - 450 000 руб.: за счет гранта 270 000 руб., за счет собственных средств 180 000 руб.;
-на приобретение зерновой дробилки - 180 000 руб.: за счет гранта 108 000 руб., за счет собственных средств 72 000 руб.;
-на закупку скота - 3 200 000 руб.: за счет гранта 1 920 000 руб., за счет собственных средств 1 280 000 руб.
По платежным поручениям N 198823 от 30.07.2015, N 282557 от 31.07.2015 в адрес главы КФХ Козлова А.Н. перечислены в соответствии с Соглашением денежные средства гранта в сумме 5 000 000 руб.
Впоследствии (29.05.2017) Минсельхозом была проведена проверка целевого использования КФХ Козлова А.Н. государственной поддержки, мониторинг деятельности КФХ. Установлено нарушение главой КФХ Козловым А.Н. условий предоставления гранта, предусмотренных Соглашением, выразившееся в том, что ответчиком фактически использованы средства гранта в размере 3 264 940 руб. Средства гранта в размере 1 735 060 руб. израсходованы на оплату комиссии по обслуживанию кредитов, погашение кредитных договоров, срочного основного долга, покупку ГСМ, на расчетно-кассовое обслуживание. Документы, подтверждающие расходы за счет собственных средств на сумму 1 305 976 руб. ГКФХ не представлены.
Комиссия пришла к выводу, что пункт 2.2.1 Соглашения ГКФХ Козловым А.Н. не выполнен.
Письмом N 06/40-3845 от 27.06.2017 ответчик уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства. Однако, денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска Министерству, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этих целях постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 N 159 "О предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм" утвержден Порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм. Настоящий Порядок разработан в целях предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - субсидия) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств федерального бюджета, поступающих на указанные цели (далее - бюджетные средства).
Согласно пункту 1.2. Порядка N 159 (в редакции от 09.04.2015, действовавшей в период предоставления субсидии) субсидии направляются на цели, определенные в подпункте "в" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165, в частности: на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из материалов дела следует, что по результатам конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств от 03.07.2015 N 3 на основании Порядка от 25.04.2012 N 159 между Минсельхозом Чувашии и главой КФХ Козловым А.Н. заключено Соглашение от 10.07.2015 N 01-22/76 о предоставлении ГКФХ Козлову А.Н. субсидии на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы. ГКФХ Козлову А.Н. предоставлена субсидия в форме гранта в сумме 5 000 000 руб., в том числе 250 000 руб. за счет средств республиканского бюджета, 4 750 000 руб. за счет федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.2.1. Соглашения ГКФХ Козлов А.Н. обязался использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет, открытый в кредитной организации и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на создание семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства: молочное скотоводство.
Сумма гранта перечислена ГКФХ Козлову А.Н. платежными поручениями от 30.07.2015 N 198823 и от 31.07.2015 N 282557.
Соответственно, ответчик обязался использовать грант до 01.08.2017.
Как следует из искового заявления, требования Минсельхоза заявлены на основании акта выездной проверки Министерства сельского хозяйства по Чувашской Республике от 29.05.2017, то есть до истечения срока использования субсидии. Проверка произведенных затрат ГКФХ Козловым А.Н. за период с 30.05.2017 по 31.07.2017 не осуществлялась.
Таким образом, ГКФХ Козлову А.Н. не было предоставлено достаточного времени для исполнения своих обязательств.
Истец считает, что ответчиком не выполнен пункт 2.2.1 Соглашения. Фактически использованы средства гранта в размере 3 264 940 руб.
Между тем, на момент проведения проверки (акт от 29.05.2017) и направления претензии от 27.06.2017 указанные сроки также не истекли. Следовательно, вывод истца о нарушении получателем субсидии условий Соглашения, является преждевременным, что недопустимо, так как создает неопределенность в необходиомсти дальнейшего исполнения соглашения.
Истец указывает, что средства гранта в размере 1 735 060 руб. были израсходованы на оплату комиссии по обслуживанию кредитов, погашение кредитных договоров, погашение срочного основного долга, покупку ГСМ, на расчетно-кассовое обслуживание, а не по направлению деятельности - молочное скотоводство.
Из материалов дела следует, что между Чувашским региональным филиалом АО "Россельхозбанк" и ГКФХ Козловым А.Н. были заключены семь кредитных договоров (в период с марта 2012 по июнь 2014) на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, молодняка крупного рогатого скота. С расчетного счета ГКФХ Козлова А.Н. Банком списывались суммы комиссии за обслуживание кредита, основного долга, процентов за пользование кредитом, комиссии за расчетно-кассовое обслуживание. Кроме того, с расчетного счета ГКФХ Козлова А.Н. банком были списаны отчисления в налоговые органы, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования.
Ввиду того, что из средств, перечисленных истцом на расчетный счет ответчика в форме гранта, денежные средства списывались с расчетного счета Банком без поручения ответчика на оплату платежей по кредитным договорам, а также оплату налогов, ответчик не смог уложиться в срок до 29.05.2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Согласно пункту 5.4 кредитного договора от 28.01.2013 N 131107/0002, от 12.12.2013 N 131107/0048, если заемщик открыт у кредитора, то право кредитора на списание денежных средств с этого счета по обязательствам заемщика, возникшим из договора, считается предоставленным кредитору в силу настоящего пункта договора. Списание со счетов заемщика, открытых у кредитора может осуществляться на основании банковского ордера, без его дополнительного распоряжения. Аналогичное право кредитора на безакцептное списание средств, без распоряжения владельца счета предусмотрено договором на расчетно-кассовое обслуживание между банком и ответчиком.
За спорный период с 31.07.2015 по 31.07.2017 согласно выписке по лицевому счету ГКФХ Козлова А.Н., поступило средств на сумму 8 007 601 руб.21 коп., из чего следует, что помимо бюджетных средств гранта в размере 5 000 000 руб. на счет ответчика поступили 3 007 601 руб. 21 коп. Помимо средств, пройденных по счету, согласно информации о производственной деятельности за 2016 год в период за 2015-2016 годы ответчиком были получены от реализации продукции животноводства 10 227 000 руб., из которых на счета вложены 2 159 600 руб., остальные средства использовались путем оплаты наличными денежными средствами.
При этом истец не определил, из каких денежных средств были списаны 1 735 060 руб., в акте проверки разъяснений по этому поводу не содержится, как и нет доказательств того, что сумма 1 305 976 руб. не была потрачена ответчиком из собственных средств, так как на счету у ответчика были денежные средства в размере 3 007 601 руб. 21 коп.
Как верно отмечено судом первой инстанции, субсидия была предоставлена ГКФХ Козлову А.Н. в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Данная программа соответствует приоритетным направлениями аграрной политики Российской Федерации, направлена на решение основных положений и задач государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Ответчик пояснял, что во исполнение указанных обязательств, он использовал имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на создание семейной животноводческой фермы по направлению деятельности: молочное скотоводство, при этом обеспечил выполнение основных производственно-экономических показателей бизнес-плана согласно Приложению 1 к Соглашению. Установлено, что доходы ответчика были направлены на развитие фермерского хозяйства, благодаря чему были достигнуты цели и задачи республики по развитию сельского хозяйства в Чувашской Республике путем создания КФХ, при том, что в Вурнарском районе КФХ Козлова А.Н. является одним из крупнейших фермерских хозяйств.
Как следует из информации о производственной деятельности за 2016 год, ГКФХ Козлов А.Н. получил доходы от реализации продукции животноводства в 2016 году в размере 5 853 000 руб., в 2015 году - 4 374 000 руб., помимо гранта КФХ Козлов А.Н. получил субсидии в виде возврата части процентов по оплате сельскохозяйственных кредитов в 2015 году - в размере 1 018 000 руб., в 2016 году - 586 000 руб.
Кроме того, согласно информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2016 год ответчик исполнил показатели, предусмотренные бизнес-планом. Так, Соглашением предусмотрены поступления в бюджет за 2016 год в размере 32,097 тыс. руб., фактически начислено за 2016 год 471 тыс. руб., уплачено 443 тыс. руб.; поголовье крупного рогатого скота составляет 117 голов (Соглашением предусмотрено - 115), в том числе коров 63 головы (по Соглашению - 63); продуктивность: удой на 1 корову, среднесуточные привесы составили 5200 кг/620 грамм соответственно, что превысило план на 75 кг и 25 грамм соответственно; объемы производства молока за 2016 год составили 323 тонны, что соответствует Соглашению; среднемесячная зарплата за 2016 год составила 12120 руб., по соглашению - 12060 руб.; выручка от реализации продукции составила 6 439 000 руб.; по соглашению - 5 846 383 руб.; чистая прибыль составила 521 000 руб., по соглашению - 470 377 руб.; рентабельность в 2016 году составила 15,1%, что составляет более 7% предусмотренных бизнес-планом; количество работающих в КФХ предусмотрено планом 4,8 человек, фактически среднее количество работающих в 2016 году составило 6 человек.
Из представленных суду дополнительных документов также видно, что расходование средства гранта осуществлено ГКФХ Козловым А.Н. на приобретение: сенажа - на сумму 191 900 руб. (товарные накладные от 05.12.2015 N 409, от 29.02.2016 N 555, от 31.03.2016 N 556, от 02.04.2016 N 510, от 30.04.2016 N 557), семян ячменя - на сумму 100 000 руб. (товарная накладная от 01.06.2017 N 30), семени быков производителей и азота - на сумму 7 841 руб. (квитанция от 11.08.2015), на ветеринарное обслуживание - на сумму 2 987 руб. (квитанция от 16.12.2015), покупку: кормоуборочного комбайна стоимостью 250 000 руб. (акт приема-передачи от 02.07.2017 с распиской о получении денежных средств), роторную косилку стоимостью 80 000 руб. (акт приема-передачи от 02.07.2017 с распиской о получении денежных средств), плуг стоимостью 30 000 руб., культиватор стоимостью 80 000 руб. (акт приема-передачи от 18.07.2017 с распиской о получении денежных средств 110 000 руб.), зерноуборочного комбайна стоимостью 450 000 руб. (акт приема-передачи от 16.07.2017 с распиской о получении денежных средств), крупного рогатого скота - на сумму 328 000 руб. (акты приема-передачи от 07.06.2017, от 12.07.2017, от 17.07.2017, от 03.06.2017),
досок - на сумму 520 000 руб. (товарная накладная от 18.07.2017 N 13), строительные материалы (товарные чеки от 06.07.2017, 10.07.2017, 13.07.2017, 14.07.2017, 26.07.2017, 24.07.2017, 27.06.2017, 31.05.2017, 02.06.2017, 05.07.2017, 20.07.2017, 12.07.2017) - на сумму 186 172 руб. 50 коп., а всего на сумму 2 226 900 руб. 50 коп.
С учетом, подтвержденных в акте проверки от 29.05.2017 расходов в сумме 3 264 940 руб., расходов в период с 30.05.2017 по 31.07.2017 в сумме 2 226 900 руб. 50 коп., последние составили 5 491 840 руб. 50 коп., что превышает размер выделенной ответчику за счет средств бюджета субсидии.
Ответчик также пояснял, что в настоящее время ведутся работы по реконструкции животноводческого помещения - здания СТФ в семейную молочно-товарную ферму на 100 голов КРС согласно смете. Ответчик восполняет средства гранта, а также намерен дополнительно вкладывать свои средства во исполнение обязательств установленных Соглашением.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу том, что иск Министерства о возврате субсидии носит формальный подход, что не соответствует целям и задачам Программы развития сельского хозяйства, каковыми является обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.
Взыскание всей суммы гранта с ответчика может привести к ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства при том, что в настоящее время созданы все условия и материальная база для его развития, что и являлось целью Программы.
Нецелевого расходования денежных средств ответчиком не допущено.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениям, в отношении главы ГКФХ Козлова А.Н. Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике прекращено в связи с отсутствием нарушений условий предоставления субсидии, о чем вынесено постановление N 15-16-28/03-2017 от 21.11.2017.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание положения приведенного законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с Арбитражным судом Чувашской Республики о том, что основания для удовлетворения иска Министерства о возврате гранта и ГКФХ Козлова А.Н. об изменении абзаца 1 пункта 2.2.1 Соглашения от 10.07.2015 N 01-22/76 отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы Министерства не опровергают приведенные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2019 по делу N А79-10651/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10651/2017
Истец: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козлов Александр Николаевич
Третье лицо: Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, АО "Россельхозбанк", АО "РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
20.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9384/20
29.11.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
25.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
23.08.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10651/17