г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-43584/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Филановский Е.Л. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Эминова В.Г. по доверенности от 21.05.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30540/2019) АО "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 по делу N А56-43584/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению АО "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ" (далее - АО "РАД", Общество, Оператор электронной площадки) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) от 14.12.2018 по делу N АК 1039-18.
Решением суда от 17.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь неправомерное привлечение заявителя к ответственности ввиду отсутствия в его действиях события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ, составов правонарушений по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ, в том числе вины в их совершении, а кроме того, на чрезмерность назначенного административного наказания по пунктам 2-4 постановления, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель антимонопольного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенные в письменных пояснениях.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом при рассмотрении материалов дела по жалобам и обращениям N N 18/44/105/609, 18/44/105/585, 18/44/105/586, 18/44/105/587, 18/44/105/588, 18/44/105/589, 18/44/105/590, 18/44/105/591,18/44/105/592, 18/44/105/780, 18/44/105/1142 на действия АО "РАД" при проведении электронных аукционов и осуществлении аккредитации на электронной площадке были выявлены признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 и частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений 11.10.2018 в отношении Общества составлен протокол по делу об административных правонарушениях N АК1039-18.
Постановлением ФАС России от 14.12.2018 по делу N АК 1039-18 в действиях Оператора электронной площадки признаны нарушения части 9 статьи 60, части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе; Общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей и по трем эпизодам совершения правонарушений по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в общем размере 900 000 рублей.
Не согласившись с законностью вынесенного ФАС России постановления, АО "РАД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 17.09.2019 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Пунктом 1 постановления ФАС России от 14.12.2018 по делу N АК 1039-18 Обществу вменено нарушение требований части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе, что квалифицировано антимонопольным органом по части 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ.
Так Управлением установлено, что СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг" проведен аукцион на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей, инструментов и принадлежностей для средств вычислительной техники (номер извещения 0372200278018000043).
Извещение о проведении Аукциона размещено 29.03.2017 на Официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Согласно извещению о проведении Аукциона, проведение указанного Аукциона осуществлялось на сайте Оператора электронной площадки: https://gz.lot-online.ru/.
При этом в нарушение требований части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе на сайте Оператора электронной площадки у ООО "Петролайн" некорректно отображался срок подписания контракта, в связи с чем ООО "Петролайн" не был подписан проект государственного контракта 03.05.2018.
В силу части 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения по части 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ заключается в нарушении виновным лицом законодательно установленных:
-порядка или сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах;
- порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
- правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка или сроков размещения, направления информации и уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Управлением установлено и находит свое подтверждение в материалах дела факт некорректного отображения срока подписания контракта на сайте Оператора электронной площадки.
За нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка или сроков размещения, направления информации или уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 7.31.1 КоАП, предусмотрен штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
При таком положении событие административного правонарушения по данному эпизоду Управлением доказано.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Не имеется в материалах дела и доказательств невозможности соблюдения заявителем норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что в свою очередь применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
В соответствии с частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ нарушение заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Пунктом 2 постановления от 14.12.2018 по делу N АК 1039-18 Общество признано виновным в совершении правонарушения по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ на основании следующего.
Как установил антимонопольный орган, Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу был проведен аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных нужд (номер извещения 0172100002718000009).
Извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 13.06.2018.
Согласно извещению о проведении Аукциона, проведение указанного Аукциона осуществлялось на сайте Оператора электронной площадки: https ://gz. lot-online.ml.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.
Вместе с тем, в нарушение части 22 статьи 68 Закона, 25.06.2018 Обществом не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств в период проведения Аукциона - участнику Аукциона ООО "Вектор" не обеспечена возможность подать ценовое предложение.
По данному эпизоду действия Общества правильно квалифицированы Управлением по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ.
В отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований законодательства о контрактной системе в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, вину Общества во вменяемом правонарушении следует признать доказанной применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего ООО "Вектор" возможность подачи предложения о цене контракта в период проведения Аукциона, нарушают часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП.
Пунктом 3 постановления от 14.12.2018 по делу N АК 1039-18 Общество привлечено к ответственности по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с нарушением требований части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, что выразилось в следующем.
ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 29 им. Н.Э. Баумана Департамента здравоохранения города Москвы", проведен аукцион на право заключения государственного контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию сплит-систем для нужд ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана" (номер извещения 0373200215518000286). Извещение о проведении Аукциона размещено 16.08.2018. Согласно извещению о проведении Аукциона, проведение указанного Аукциона осуществлялось на сайте Оператора электронной площадки: https://gz.lot-online.ru/.
Управлением установлено, что в нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператором 16.08.2018 не обеспечена возможность подать ценовое предложение участнику Аукциона ООО "Кэпитал".
В отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом данных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения вину Общества во вменяемом правонарушении следует признать доказанной применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как следует из пункта 4 оспариваемого постановления, правонарушение по данному эпизоду выразилось в следующем.
ГБУЗ города Москвы "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) проведен аукцион на право заключения Контракта на выполнение работ по текущему ремонту 6 и 3 этажей корпуса N 28 (номер извещения 0373200215518000125).Извещение о проведении Аукциона размещено 03.05.2018 на Официальном сайте. Согласно извещению о проведении Аукциона, проведение указанного Аукциона осуществлялось на сайте Оператора электронной площадки: https://gz.lot-online.ru/.
В нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, Оператором не обеспечена возможность подать ценовое предложение участнику Аукциона ООО "АБ-Моторс".
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ по трем вышеприведенным эпизодам (пункты 2,3,4 постановления).
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом правонарушений, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от ответственности в связи с малозначительностью нарушений.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, ФАС России не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено согласно санкций части 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ и части 10 статьи 7.30 КоАП РФ. В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с чем оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ, у суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 по делу N А56-43584/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43584/2019
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА