город Томск |
|
5 декабря 2019 г. |
Дело N А67-7105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТОМСКЭНЕРГОСБЫТ" на решение Арбитражного суда Томской области от 09 октября 2019 года по делу N А67-7105/2019 (судья Янущик Д.И.) по исковому заявлению акционерного общества "ТОМСКЭНЕРГОСБЫТ", г. Томск (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к товариществу собственников жилья "ФРУНЗЕ, 119Е" (ИНН 7017085301, ОГРН 1037000171955) о взыскании 56 126,76 руб.,
В судебном заседании приняли участие:
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее по тексту ПАО "Томскэнергосбыт", с 10.09.2019 АО "Томскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к товариществу собственников жилья "Фрунзе, 119е" (далее по тексту ТСЖ "Фрунзе, 119е") о взыскании 11 823,33 руб. основного долга за январь 2019 года по договору N 1921 от 01.01.2007 и 44 303,43 руб. основного долга за февраль 2019 года по договору N 70011011001921 от 01.02.2019.
Решением от 09.10.2019 Арбитражного суда Томской области с ответчика в пользу истца взыскано 52 766 руб. 22 коп. основного долга и 1 865 руб. 60 коп. расходов по уплате государственной пошлины, всего взыскано 54 631 руб. 82 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что применение повышающего коэффициента при применении платы за коммунальную услугу возможно во взаимоотношениях между исполнителем коммунальных услуг и потребителями; суммы начислений с применением повышающих коэффициентов являются составной частью платы, которую вносят собственники при оплате коммунальных услуг, потребленных в помещениях, в то время как истцом предъявлена к взысканию часть платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, которая с 01.01.2017 является жилищной услугой; необоснованной является необходимость учитывать в расчетах сторон начисленные собственникам повышающие коэффициенты, данные суммы являются составной частью платы, которую вносят собственники, в то время как истцом была предъявлена ко взысканию часть платы за электроэнергию на ОДН; при любой схеме оплаты коммунальных услуг, уплачиваемые собственниками денежные средства, полученные с применением "повышенного" норматива, не могут направляться на погашение задолженности исполнителя коммунальных услуг за потребленную электроэнергию и должны использоваться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности; возможность учета данных денежных средств в счет оплаты обязательств управляющей компании не основана на нормах действующего законодательства; предметом исковых требований повышающий коэффициент не являлся.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, АО "Томскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии с зоной деятельности в административных границах Томской области, осуществляет продажу электрической энергии гражданам и юридическим лицам по публичным договорам энергоснабжения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.01.2007 между ПАО "Томскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и ТСЖ "Фрунзе, 119е" (потребителем) заключен договор энергоснабжения N 1921 (в редакции дополнительного соглашения), в соответствии с условиями которого истец обязался подавать ответчику электрическую энергию, а ответчик обязался принимать ее и оплачивать на условиях, предусмотренных договором.
В связи с изменением законодательства в сфере ЖКХ, 01.02.2019 между ПАО "Томскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и ТСЖ "Фрунзе, 119е" (потребителем) заключен договор энергоснабжения N 70011011001921, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а покупатель - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (п. п. 1.1., 1.2 договора).
Объекты, на которые осуществляется поставка электроэнергии, указаны в приложении N 1.1 к договору.
В силу пункта 4.1 договора, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью ОДПУ, а при их отсутствии, выходе из строя - полученных расчетным способом.
Оплата потребленной электрической энергии производится потребителем в порядке, установленном разделом 5 договора.
Расчетный период устанавливается месяц с 01 числа по 30 (31) включительно; в феврале по 28 (29) число (п. 5.4. договора).
Оплата за электрическую энергию (мощность) производится покупателем до 20 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленную электрическую энергию в расчетном периоде (п. 5.6. договора).
Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.02.2017, действует по 31.12.2020, считается ежегодно продленным на тех же условиях по 31 декабря следующего года, если за 30 дней до окончания срока действия договора покупатель не заявит о его прекращении либо необходимости заключения нового договора (п. 9.1. договора).
ПАО "Томскэнергосбыт" в январе - феврале 2019 года поставило ответчику по договорам электрическую энергию, что подтверждается ведомостью приема-передачи электроэнергии, для оплаты потребленной электроэнергии выставлены соответствующие счета-фактуры.
В подтверждение вручения ответчику указанных счетов-фактур истец представил реестр полученных счетов-фактур за спорный период.
В целях соблюдения досудебного порядка истец направил в адрес ответчика претензию с предложением оплатить задолженность, в том числе за спорный период.
Неисполнение требований об оплате задолженности ответчиком послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По правилам пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4.05.2012 N 442 (далее по тексту Основных положений N 442), определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту Правила N 354), в соответствии с которыми в случае наличия у потребителя установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета, объемы коммунальных услуг по электроснабжению определяются на основании показаний такого прибора учета. В случае его отсутствия - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом норматив потребления коммунальной услуги определяется пунктом 2 Правил N 354, а также пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу пунктов 21, 22 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее по тексту Постановление N344) в целях стимулирования потребителей к установке коллективного ОДПУ, а также индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг по показаниям данных приборов учета, применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено в пунктах 60, 60 (1), 60 (2) Правил N 354 (в соответствующей редакции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 аналогичные коэффициенты введены в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
Если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2017 N 44-ОД/04, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с частью 4 статьи 12, частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно разъяснениям, изложенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 02.06.2017 N 19506-00/04, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
Таким образом, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
На основании изложенного, учитывая позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российский Федерации от 10.09.2018 N 302-ЭС18-12755, ответчик вправе распорядиться денежными средствами, начисленными гражданам с применением повышающего коэффициента, в том числе зачесть в счет погашения своего обязательств по оплате сверхнормативного потребления ресурсов на общедомовые нужды и расчетов за поставленный ресурс в целом.
В соответствии с разъяснениями, установленными письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 NN 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг"), средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем истец обязан зачесть полученные с повышающим коэффициентом суммы в счет оплаты ответчиком коммунальных услуг.
Таким образом, при существующей модели взаимоотношений истца и ответчика по настоящему делу, при которой Товарищество является исполнителем коммунальных услуг, истец не вправе увеличивать объем оказанных по передаче электрической энергии услуг на размер повышающего коэффициента, поскольку последний не составляет объем действительно доставленного до потребителя коммунального ресурса. Исчисление дополнительного количества электрической энергии, предъявляемой к оплате потребителю, от объема базового норматива ее количества само по себе не означает обратного, поскольку представляет собой порядок расчета дополнительно взимаемой стимулирующей потребителя платы, а не дополнительно потребленный им объем энергии.
Делегирование исполнителем коммунальных услуг или собственниками жилых помещений в многоквартирном доме права ресурсоснабжающей организации ведения начислений и лицевых счетов, произведение перерасчетов по начислениям собственников, не изменяет статус управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, равно как и не наделяет АО "Томскэнергосбыт" таким статусом.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание доводы и доказательства сторон, суд первой инстанции указал, что согласно сведений о начислении и собранном повышающем коэффициенте, в период с ноября 2018 года по март 2019 года АО "Томскэнергосбыт" получило с потребителей денежные средства в сумме 3 360,54 руб., суд первой инстанции обоснованно указал на обязанность истца о зачете полученных с ноября 2018 года по март 2019 года сумм повышающего коэффициента в счет оплаты ответчиком коммунальных услуг в размере 3 360,54 руб., исходя из данных на момент рассмотрения спора, таким образом, принимая во внимание отсутствие контррасчета задолженности и возражений по нему, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично в размере 52 766,22 руб. (56 126,76-3360,54)
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции правомерно в предмет исследования включен вопрос о размере полученных гарантирующим поставщиком в качестве повышающего коэффициента денежных средств. Настоящее дело касается отношений энергоснабжения и носит расчетный характер, в связи с этим вопреки доводам апелляционной жалобы оценке по нему подлежат все основания возникновения и уменьшения задолженности, все составляющие арифметического алгоритма расчетов задолженности по спорным МКД, вне зависимости от подачи встречного иска и обращения в досудебном порядке в силу статьи 410 ГК РФ, на что ссылается апеллянт.
Если исполнителем коммунальных услуг против иска РСО о взыскании стоимости ресурса, переданного на содержание общего имущества, заявляются возражения о необходимости уменьшения объема подлежащего оплате ресурса, переданного в спорный период, в счет погашения своих обязательств по оплате за поставленный ресурс, то они подлежат проверке судом при рассмотрении дела по существу, и при установлении соответствующих обстоятельств такое уменьшение должно быть произведено. При этом предъявление исполнителем коммунальных услуг в рассматриваемом случае встречного иска о перерасчете стоимости ресурса (статья 132 АПК РФ) либо заявления о зачете встречного однородного требования (статья 410 ГК РФ) не является обязательным.
Вопрос об объеме начисленного и оплаченного повышающего коэффициента по МКД, находящихся в управлении ответчика, подлежит включению в предмет исследования при рассмотрении настоящего дела, что правомерно и обоснованно учтено судом первой инстанции.
Согласно раскрытым истцом в арбитражном суде сведениям, в рассмотренный судом первой инстанции период, им получены от собственников в счет повышающего коэффициента денежные средства в сумме 3 360,54 руб., таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел возможным взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 52 766,22 руб. с учетом полученных средств.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 09 октября 2019 года по делу N А67-7105/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ТОМСКЭНЕРГОСБЫТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7105/2019
Истец: ПАО "ТОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСЖ "ФРУНЗЕ, 119Е"