г. Хабаровск |
|
04 декабря 2019 г. |
А73-11092/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Каньон": представитель не явился;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестовой А.В. представителя по доверенности от 28.12.2018 N 09/02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 02.10.2019
по делу N А73-11092/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каньон" (ОГРН 1092713000863, ИНН 2711007790)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 07.06.2019 N 02-18/8005, в части отказа в приеме лесной декларации N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013, обязании Управления лесами Правительства Хабаровского края принять лесную декларацию N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каньон" (далее - заявитель, ООО "Каньон", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 07.06.2019 N 02-18/8005, в части отказа в приеме лесной декларации N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013, об обязании Управления лесами принять лесную декларацию N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013.
Решением от 02.10.2019 суд: признал незаконным решение Управления лесами, изложенное в письме от 07.06.2019 N 02-18/8005, в части отказа в приеме лесной декларации N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013; обязал Управление лесами принять лесную декларацию N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013; взыскал с Управления лесами в пользу общества с судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управления лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, обществу отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: решение вынесено с неправильным применением норм материального права, которое выражается в неприменении закона, подлежащего применению, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам спора; сведения, противоречащие данным проекта освоения лесов или не содержащиеся в нем (если их наличие предусмотрено нормативными актами), в лесной декларации, не могут быть указаны причиной оспариваемого обществом отказа; отказом послужило несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов; в представленной лесной декларации от 03.06.2019 N 7/2019 ООО "Каньон" задекларировало строительство лесной дороги противопожарного назначения с рубкой лесных насаждений в квартале N 39 (выделы 1, 2, 8) Верхне-Подхоренковского участкового лесничества; в проекте освоения лесов ООО "Каньон" в одноименной Таблице 3.2.1 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры" отсутствуют сведения о проектируемых объемах вырубаемой древесины при строительстве декларируемой лесной дороги в выделах 2, 8 квартала N 39, то есть в проекте освоения лесов арендатор предусмотрел рубку только в выделе 1 квартала N 39 (копия таблицы приложена к отзыву Управления), однако в декларации указал рубку еще в двух не предусмотренных проектом выделах 2 и 8 квартала N 39; в данных таблицах и материалах содержится лишь пространственное размещение дороги, а не объем планируемой к рубке древесины для ее размещения, объем вырубаемой древесины, как было указано выше, должен быть обозначен именно в Таблице 3.2.1 проекта; арендатор для того, чтобы осуществлять рубку под размещение дороги во всех трех декларируемых выделах, должен был не только показать планируемое расположение дороги в Таблицах 3.1.1, 4.2.1 проекта освоения лесов, а также картографических материалах к нему, но и отразить полностью объем рубки под размещение этой дороги в Таблице 3.2.1 проекта; само по себе противопожарное назначение декларируемой дороги не позволяет арендатору осуществлять рубку насаждений для ее размещения в выделах, не предусмотренных проектом освоения лесов, поскольку требования для проектирования и декларирования объектов лесной инфраструктуры распространяются на все виды этих объектов без исключения и не зависят от назначения конкретного объекта; в судебном заседании, состоявшемся 28.08.2019, представитель заявителя признал факт отсутствия в проекте освоения лесов в Таблице 3.2.1 объемов рубки под размещение дороги в выделах 2 и 8 квартала N 39, пояснив, что это явилось следствием технической ошибки и что в настоящее время арендатором инициировано внесение изменений в проект освоения лесов; аналогичные требования рассмотрены по делу А73-11093/2019, решением по которому отказано в удовлетворении требований арендатора в связи с тем, что в лесной декларации также задекларировано строительство дороги противопожарного назначения не в соответствии с проектом освоения лесов.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Каньон" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013, в соответствии с которым арендатору сроком на 25 лет предоставлен в аренду лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 16912,5 га, расположенный на территории Вяземского муниципального района Хабаровского края на территории Аванского лесничества в Аванском участковом лесничестве кварталы N 63-67, 68 (за исключением выделов: 8, 30), 69, 72-76, 78, 79; Подхоренковское участковое лесничество кварталы N 97, 104, 111, 116, 124, 135; Верхне-Подхоренковское участковое лесничество кварталы N 27-29, 39- 41, 48-50, 59, 60.
Государственная регистрация договора аренды проведена 26.02.2013 N 27-27-01/013/2013-649.
Согласно п. 4 договора аренды: арендатору передается лесной участок для видов использования и в объемах согласно приложению N 3. Приложением N 3 к договору аренды предусмотрен вид использования - заготовка древесины. Ежегодный объем заготовки древесины установлен в объеме 5000 м3. В том числе в данный объем входят объемы древесины, связанные с созданием объектов лесной инфраструктуры, в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, строительство, ремонт, эксплуатация лесных дорог, устройство противопожарных разрывов и т.д.)
Проект освоения лесов ООО "Каньон", разработанный на период с 2019 по 2021 годы, прошел государственную экспертизу с положительным результатом, утвержденным приказом управления лесами Правительства Хабаровского края (Управление) от 27.12.2018 N 1325П. Приказом утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "Каньон".
31.05.2019 ООО "Каньон" предоставило в Управление лесную декларацию N 7/2019 от 03.06.2019 (сопроводительное письмо от 31.05.2019 N 16-37), заявив об использовании лесов в целях заготовки древесины с 13.06.2019 по 31.12.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013 в Аванском лесничестве.
Решением Управления лесами, изложенным в письме от 07.06.2019 N 02-18/8005, в принятии предоставленной лесной декларации было отказано.
Мотивом отказа в приеме лесной декларации послужили доводы Управления лесами о том, что лесная декларация не принята по причине ее несоответствия проекту освоения лесов. В лесной декларации запроектировано строительство лесной дороги (противопожарного назначения) с рубкой лесных насаждений в квартале N 39 (выд. 1, 2, 8) Верхне-Подхоренковского участкового лесничества. При строительстве дороги лесной проектируется рубка пород деревьев, заготовка которых не допускается: Кедр корейский -16 м3, Орех маньчжурский - 1 м3, Бархат амурский - 1 м3. Проектом освоения лесов (таблица 3.2.1) не предусмотрено строительство лесной дороги с рубкой лесных насаждений в квартале N 39 (выд. 1, 2, 8) Верхне-Подхоренковского участкового лесничества, в том числе с рубкой пород деревьев, заготовка которых не допускается.
Несогласие общества с данным отказом Управления, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (ч. 7 ст. 29 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) (ч. 1 ст. 13 ЛК РФ). Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (ч. 4 ст. 13 ЛК РФ).
Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения установлено, что при проведении подготовительных лесосечных работ допускается рубка деревьев на площадях лесных дорог, в местах размещения лесных складов, других строений и сооружений, включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (п.п. 4 п. 7 приказа Минприроды РФ от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки").
Таким образом, как верно указал суд, действующим законодательством при создании объектов лесной инфраструктуры не запрещена рубка деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
В соответствии с Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, на территории Хабаровского края полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, в том числе заключенных Правительством Хабаровского края, осуществляет Управление лесами правительства Хабаровского края (пункт 3.42), на которое также возложены функции по принятию лесных деклараций об использовании лесов (пункт 3.17).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17), пунктом 3 которого установлено, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Пунктом 6 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, к которым относятся следующие: - несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию; - несоответствие проекту освоения лесов; - недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
В лесной декларации от 03.06.2019 N 7/2019 заявлено строительство лесной дороги (противопожарного назначения) с рубкой лесных насаждений в квартале N 39 (выд. 1, 2, 8) Верхне-Подхоренковского участкового лесничества.
Отказывая в принятии изменений в лесные декларации и возвращая их заявителю, Управление сослалось на то, что лесная декларация не соответствует проекту освоения лесов.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, указанный вывод Управления Лесами не правомерен, так как проектом освоения лесов (таблицы 3.1.1, 4.2.1, а также картографические материалы к проекту освоения лесов) предусмотрено строительство лесной дороги противопожарного назначения в квартале N 39 (выд. 1, 2, 8) Верхне- Подхоренковского участкового лесничества.
Согласно п. 7 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит сведения: о характеристике существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); о проектируемых объемах рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9).
Данным разделом не предусмотрено включение в проект освоения лесов объемов вырубаемой древесины отдельно по каждой породе, в том числе по породам деревьев, заготовка которых не допускается.
Таким образом, в проект освоения лесов ООО "Каньон" не включена информация об объемах древесины вырубаемых попородно при создании объектов лесной инфраструктуры, в том числе по породам деревьев, заготовка которых не допускается.
Декларируемая лесная дорога, является дорогой противопожарного назначения, функцией которой является охрана лесов от пожаров. Строительство дорог противопожарного назначения на лесном участке предусмотрено договором аренды лесного участка (приложение N 6 к договору аренды).
Согласно п. 3 и п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 - меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Меры пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Проанализировав имеющиеся в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что задекларированная ООО "Каньон" лесная дорога соответствует требованиям действующего законодательства, а также проекту освоения лесов, следовательно, оспариваемое решение Управления лесами Правительства Хабаровского края, изложенное в письме от 07.06.2019 N 02- 18/8005, в части отказа в приеме лесной декларации N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013 не соответствует закону, нарушает права ООО "Каньн" в осуществлении экономической деятельности, необоснованно препятствуя началу заготовки древесины и осуществлению строительства лесной дороги противопожарного назначения в соответствии с лесной декларацией.
В целях восстановления прав и законных интересов общества суд обязал Управление лесами принять лесную декларацию N 7/2019 от 03.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.02.2013 N 0884/2013.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную арбитражную практику в подтверждение своих доводов, не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции, так как указанный судебный акт основан на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, поскольку доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 октября 2019 года по делу N А73-11092/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11092/2019
Истец: ООО "Каньон"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края