г. Ессентуки |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А63-17092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2019 по делу N А63-17092/2018, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтавропольНИИгипрозем", г. Ставрополь, ОГРН 1152651015660, к государственному учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края, г. Ставрополь (межрайонное) ОГРН 1022601949831, Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому края, г. Ставрополь, Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о списании задолженности, при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - Башковой И.Г. (доверенность N19 от 30.01.2019), Березнева И.А. (доверенность N10 от 21.01.2019), Черновой О.С. (доверенность N29 от 05.04.2019), Перекрестовой Л.Ш. (доверенность N26 от 07.10. 2019), в отсутствие других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтавропольНИИгипрозем" (далее - общество, ООО "СтавропольНИИгипрозем", истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее - пенсионный фонд), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) с заявлением об обязании пенсионного фонда пересчитать незаконно списанные с расчетного счета ООО "СтавропольНИИгипрозем" денежные средства в сумме 807 309,18 рублей; об обязании пенсионного фонда списать образовавшуюся до 01.01.2017 сумму недоимки в размере 807 309,18 рублей и соответствующие пени как безнадежные ко взысканию; об обязании пенсионного фонда передать в инспекцию образовавшуюся переплату в размере 807 309, 18 рублей; об обязании инспекции произвести возврат образовавшейся переплаты по страховым взносам в размере 807 309,18 рубля с учетом положений пунктов 2,5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.08.2019 заявление общества удовлетворено частично. Суд обязал пенсионный фонд списать образовавшуюся до 01.01.2017 недоимку в размере 807 309,18 рублей и соответствующие пени, как безнадежные ко взысканию, передать в инспекцию образовавшуюся переплату в размере 807 309,18 рублей, о чем принять соответствующее решение для направления его в налоговый орган. Суд также обязал инспекцию произвести возврат образовавшейся переплаты по страховым взносам в размере 807 309,18 рубля с учетом положений пунктов 2, 5 статьи 79 НК РФ. В удовлетворении остальных требований отказано.
Пенсионный фонд обжаловал решение суда от 04.09.2019 в апелляционном порядке и просил его отменить, ссылаясь на то, суд первой инстанции неверно определил период образования задолженности и дату возникновения основания для ее списания. Апеллянт указывает, что безнадежная задолженность, обладающая такими признаками до 01.01.2017, подлежит списанию налоговым органом.
Отзыв на жалобу суду не предоставлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с неуплатой обществом сумм страховых взносов, пенсионным фондом в адрес заявителя выставлены требования от 12.11.2010 N 3603340063912 и N 3603340063868 со сроком уплаты до 02.12.2010, от 01.06.2010 N 3603340009158 со сроком уплаты до 22.06.2010, от 11.05.2010 N 51 со сроком уплаты до 31.05.2010, от 28.10.2010 N 10151 со сроком уплаты до 18.11.2010, от 15.03.2011 N 3603340030265 со сроком уплаты до 05.04.2011, от 30.05.2012 N 3603340121281 со сроком уплаты до 19.06.2012, от 09.10.2012 N 3603340163234 со сроком уплаты до 30.10.2012.
В связи с неисполнением выставленных требований от 12.11.2010 N 3603340063912 и N 3603340063868, от 01.06.2010 N 3603340009158, от 11.05.2010 N 51, от 28.10.2010 N 10151, от 15.03.2011 N 3603340030265, от 30.05.2012 N 3603340121281 и от 09.10.2012 N 3603340163234 пенсионным фондом вынесены решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 06.12.2010 N 03603310ВД0018974 и N 03603310ВД0018936, от 13.08.2010 N 03603310ВД0000353, от 23.06.2010 N 22, от 24.11.2010 N 6859, от 04.05.2011 N 03603311ВД0012097, от 26.06.2012 N 03603311ВД0030255 и от 31.10.2012 N 03603311ВД0050721.
Кроме того, по требованиям от 11.05.2010 N 51, от 28.10.2010 N 10151, от 15.03.2011N 3603340030265 и от 09.10.2012 N 3603340163234 пенсионным фондом также вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 13.11.2010 N 21656, от 30.03.2011 N 929, от 04.02.2012 N 03603390030265/1 и от 22.04.2013 N 03603390011820 соответственно.
Соответствующие инкассовые поручения выставлены 17.08.2010, 09.12.2010, 22.07.2010, 30.11.2010, 26.11.2012 и 20.05.2014, 11.06.2014.
Списание денежных средств на основании указанных требований с расчетного счета общества произведено 09.01.2014, 10.01.2014, 17.01.2014, 24.01.2014, 28.01.2014, 29.01.2014, 04.02.2014, 07.02.2014, 11.02.2014, 17.06.2014, 14.10.2014, 28.11.2014, 01.12.2014, а также в июле и августе 2014 года.
В дальнейшем, пенсионным фондом в адрес общества выставлены уточненные требования от 19.05.2014 N 03603340109080, N 03603340109090 и N 03603340109095 со сроком уплаты до 07.06.2014.
На основании указанных уточненных требований пенсионным фондом вынесены решения от 11.06.2014 N 03603314ВД0023019, N 3603314ВД0023030, N 03603314ВД0023032 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, и постановления от 13.11.2014 N 03603390050964, 03603390050976, 03603390050980 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. Соответствующие инкассовые поручения по уточненным требованиям вынесены 11.06.2014, списание денежных средств произведено в августе - декабре 2014 года, в том числе 14.10.2014, 17.10.2014, 28.11.2014 и 01.12.2014.
Общество, считая действия пенсионного фонда по взысканию денежных средств незаконными, 31.07.2015 обратилось пенсионный фонд с заявлением о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Письмом от 27.08.2015 N 08-08/12036 пенсионный фонд отказал обществу, указав на соответствие взыскания спорных сумм требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к пенсионному фонду о взыскании незаконно списанных денежных средств в размере 807 309 рублей 18 копеек.
Решением суда от 26.01.2016 по делу N А63-10728/2015 заявленные обществом требования удовлетворены. С пенсионного фонда взыскано 807 309 рублей 18 копеек. Судебный акт мотивирован нарушением пенсионным фондом порядка взыскания с общества задолженности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2016 указанное решение суда отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 16.08.2016 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2017, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2017 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 отменены. Заявленные требования удовлетворены, с пенсионного фонда в пользу общества взысканы денежные средства в размере 807 309 рублей 18 копеек.
В постановлении суда округа указано на нарушение органом по контролю за уплатой страховых взносов годичного срока для принятия решения об обращении взыскания на денежные средства организации и направлении в банк инкассовых поручения позднее срока предусмотренного частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в связи с чем суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для списания с общества спорных денежных средств в размере 807 309 рублей 18 копеек.
Пенсионным фондом принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых вносов, пеней, штрафов от 19.01.2018 N 188/1 на общую сумму 807 309,18 рублей.
Указанное решение направлено в адрес Управления ФНС России письмом от 22.01.2018 N 12-06/200 и в дальнейшем направлено для исполнения в инспекцию, однако решение не исполнено, в связи с принятием пенсионным фондом решения с нарушением установленного законом порядка.
Считая свои права нарушенными, ссылаясь на неисполнение органом пенсионного фонда судебного акта (постановления суда кассационной инстанции по делу N А63-10728/2015), общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
01.01.2017 вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ, Закон N 243-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 01.01.2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436) установлено, что признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимок и задолженности.
Следовательно, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на 01.01.2017; передача данных о них налоговым органам от Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования начиная с 01.01.2017 за периоды, истекшие до 01.01.2017; истечение срока взыскания недоимки еще до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
Безнадежная задолженность, обладающая такими признаками до 01.01.2017 и находившаяся в ведении Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежит списанию самим пенсионным фондом.
Препятствием списания такой недоимки органами Пенсионного фонда Российской Федерации по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Закона N 212-ФЗ является утрата на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Исходя из части 11 статьи 14 Закона N 436-ФЗ, положения части 3.1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ, части 3 статьи 19 Закона N 250-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Закона N 436-ФЗ (29.01.2018).
По мнению пенсионного фонда, в судебном акте по делу N А63-10728/2015 не дана оценка сумме задолженности в размере 807 309,18 рубля, погашенной списанными денежными средствами, как безнадежной к взысканию, а ссылки на нарушение управлением срока для принятия решения об обращении взыскания на денежные средства организации и направлении в банк инкассовых поручения, не является основанием для автоматического признания такой задолженности безнадежной к взысканию.
Суд первой инстанции обоснованно признал указанный довод несостоятельным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 13 (далее - Порядок) признаются безнадежной ко взысканию и подлежит списанию Пенсионным фондом недоимка, пени и штрафы по страховым взносам, в отношении которой имеется судебный акт, которым установлен факт утраты Пенсионным фондом Российской Федерации возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Согласно позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 57), применяемой в данном случае в силу аналогии закона, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Соответствующие записи должны быть исключены из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
В данном случае, в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А63- 10728/2015 содержится именно такой вывод: действия органа по контролю за уплатой страховых взносов по принятию решения об обращении взыскания на денежные средства организации и направлении в банк инкассовых поручения с нарушением годичного срока (в связи с истечением установленного законом срока), не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для списания с общества спорных денежных средств в размере 807 309 рублей 18 копеек.
В названном судебном акте дана оценка спорной задолженности, срокам ее возникновения, рассмотрен вопрос соблюдения Пенсионным фондом срока на ее взыскание, и содержится вывод об утрате контролирующим органом возможности взыскания сумм страховых взносов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, следовательно, такая задолженность имеет признаки безнадежной и подлежала списанию.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, в мотивировочной части постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2017 по делу N А63-10728/2015 содержится вывод об утрате ГУ ОПФР по СК возможности взыскания сумм страховых взносов с общества, в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Ссылки пенсионного фонда на то, что постановление суда кассационной инстанции по названному делу, является обстоятельством, возникшим после 01.01.2017, поскольку принято в августе 2017 года, судом первой обоснованно не приняты, по следующим основаниям.
Из текста судебного акта следует, что спорные взыскания произведены пенсионным фондом по обязательствам общества, связанным с уплатой страховых взносов за 2009-2010 годы, по которым первоначально выставлены требования в 2010 году, затем уточненные требования в 2014 году, соответствующие инкассовые поручения по уточненным требованиям вынесены в июне 2014 года, списание денежных средств произведено в августе - декабре 2014 года.
Тот факт, что постановление суда кассационной инстанции датировано 14.08.2017, не отменяет природы оспариваемых страховых взносов, периода их возникновения и выводов о том, что задолженность взыскана с нарушением установленного законом срока.
Более того, в письмах ФСС России N 02-11-10/06-02-3959П и ФНС России N 3Н-4-22/ 18490@, ПФР N НП-30-26/13589 и ФНС России N 3Н-4-22/17710@ от 15.09.2017, 06.09.2017 разъяснено положение о том, что фонды должны передать в налоговые органы скорректированную информацию о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней, штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, а также сведения о сальдо расчетов по страховым взносам на 01.01.2017, не поступившее в налоговые органы.
Указанные разъяснения, изданные во исполнение Закона N 250-ФЗ, позволяли пенсионному фонду после принятия судом кассационной инстанции постановления исполнить его в соответствии с изложенными в нем пояснениями и порядком.
Таким образом, при указанном правовом регулировании, органом, полномочным осуществлять списание безнадежных ко взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017, является пенсионный фонд.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае спорная задолженность общества, находившаяся в ведении пенсионного фонда с учетом указанных норм подлежала списанию самим пенсионным фондом в силу закона, поскольку сама задолженность возникла до 01.01.2017 (требования предъявлены в 2010 году, уточненные требования выставлены в 2014 году) и обладает признаками безнадежной к взысканию.
При этом основанием для списания задолженности является судебный акт, принятый по рассматриваемому делу, которым установлен факт утраты возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
С учетом указанного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя об обязании пенсионного фонда списать образовавшуюся до 01.01.2017 недоимку в размере 807 309,18 рубля и соответствующие пени, как безнадежные к взысканию.
Рассматривая и признавая обоснованным требование общества об обязании пенсионного фонда передать в инспекцию образовавшуюся переплату в размере 807 309,18 рубля, о чем принять соответствующее решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Порядок принятия решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017 установлен письмом ФНС России N БС-4-П/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам", в соответствии с п. 5.3 которого решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, согласно статьи 21 Закона N 250-ФЗ, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).
При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России.
Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Формирование ИФНС России заявок на возврат на основании полученных на бумажном носителе решений осуществляется при наличии открытых КРСБ только после получения и отражения сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС России с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.
Пенсионным фондом на основании заявления общества от 20.10.2017 N 6351/18-08 и указанного выше постановления арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А63-10728/2015 принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых вносов, пеней, штрафов от 19.01.2018 N188/1 на общую сумму 807 309,18 рублей.
Указанное решение направлено в адрес Управления ФНС России письмом от 22.01.2018 N 12-06/200 и в дальнейшем передано для исполнения в инспекцию.
Вместе с тем, решение о возврате 19.01.2018 N 188/1 на общую сумму 807 309,18 рубля принято пенсионным фондом с нарушением установленного статьей 21 Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ и письма ФНС России N БС-4-11/1304, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 порядка принятия органами Пенсионного фонда Российской Федерации решений о возврате, не содержало действительной информации о сальдовых остатках по состоянию на 01.01.2017 (о наличии переплаты на сумму 807 309,18 рубля), а имело сведения о наличии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Поскольку у общества отсутствовала переплата по указанным в решении КБК страховых взносов, в связи с тем, что из территориального органа ПФ РФ принято сальдо задолженности в размере 358 760,87 рублей, у инспекции отсутствовала возможность оформить заявку на возврат сумм страховых взносов, указанных в решении о возврате от 19.01.2018 N 188/1.
В целях исполнения решения о возврате, инспекцией в адрес пенсионного фонда направлялся запрос от 21.02.2018 N 16-18/006585 о необходимости осуществить в отношении общества корректировку сведений о сальдо расчетов по страховым взносам за периоды до 01.01.2017, в соответствии письмом ПФ РФ N НП-30-26/13859, ФНС России N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017.
Однако корректировка сведений в отношении сальдо расчетов по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 пенсионным фондом не проведена.
Отделение Пенсионного фонда в ответе от 12.03.2018 N 12-06/3567 сослалось на то, что плательщик ООО "СтавропольНИИгипрозем" имеет задолженность по уплате страховых взносов и пеней, в том числе по кодам бюджетной классификации, отраженным в решении о возврате, при этом суммы задолженности, взысканные органами пенсионного фонда и подлежащие возврату по решению суда, вошли в сальдо расчетов, переданное в федеральную налоговую службу и корректировке не подлежат.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что в дополнении к отзыву от 20.08.2019 представителями пенсионного фонда признано, что органам ПФР, в связи с передачей с 01.01.2017 функций администрирования страховых взносов налоговым органам, в целях обеспечения возможности проведения ими каких-либо мероприятий в отношении спорных сумм задолженности, необходимо передать уточненные сведения о сальдовых остатках на 01.01.2017, а именно: раздельно уплаченную сумму задолженности в размере 807 309,18 рубля, и сумму платежей в том же размере (807 309,18 рубля), а налоговому органу - соответственно принять уточненное сальдо.
В ходе судебного разбирательства по делу сторонами спора предпринимались попытки разрешить вопрос о возможности списания спорных сумм во внесудебном порядке, путем передачи пенсионным фондом в налоговый орган сведений об уточненном сальдо общества, на которые получен отрицательный протокол приема с указанием причины "недоимка превышает ранее переданную".
То есть пенсионным органом в нарушение положений Закона N 250-ФЗ и разъяснений, содержащихся в письмах ФСС России N 02-11-10/06-02-3959П и ФНС России N 3Н-4-22/ 18490@, ПФР N НП-30-26/13589 и ФНС России N 3Н-4-22/17710@ о том, что фонды должны передать в налоговые органы скорректированную информацию о суммах страховых на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней, штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, а также сведения о сальдо расчетов по страховым взносам на 01.01.2017, не поступившее в налоговые органы, не передано корректное сальдо, позволяющее внести соответствующие изменения в информационные ресурсы ФНС.
Разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено законодателем по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами по суммам задолженности, то есть налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В соответствии с позицией Министерства финансов России, изложенной в письме от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникает необходимость о возврате средств из бюджета пенсионного фонда, то именно пенсионный фонд должен принять соответствующие решения и передать их для исполнения в налоговый орган.
Согласно разъяснениям, данным Федеральной налоговой службой России в письме от 07.06.2017 N ЗН-2-22/714@, налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках "расчетов с бюджетом" только после предоставления уточнений Пенсионным фондом.
С учетом приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017 осуществляется органами пенсионного фонда и они наделены правом проводить проверку обоснованности размера недоимки и пеней в соответствии с главой 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период.
Довод пенсионного фонда относительно разнесения взысканных сумм на счета застрахованных лиц, и как следствие невозможности их возврата, обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции в связи с тем, что данное обстоятельство не может являться основанием для неисполнения судебного акта суда кассационной инстанции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства не обладают признаками индивидуально-определенной вещи, следовательно, дальнейшее их движение, после зачисления в соответствующие внебюджетные фонды, не имеет правового значения для классификации платежей в рамках конкретного дела, тем более с учетом того, что их взыскание признано незаконным вступившим в законную силу судебным актом.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что доказательств того, что суммы, подлежащие возвращению обществу, были учтены (разнесены) по индивидуальным счетам его работников - застрахованных лиц, отсутствуют.
Частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 4 указанной статьи Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации. В силу прямого указания пункта 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ обязанность по исполнению решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов возложена на налоговый орган.
Следовательно, требования заявителя в части обязания пенсионного фонда передать в инспекцию образовавшуюся переплату в размере 807 309,18 руб., о чем принять соответствующее решение, а также обязания инспекции произвести возврат образовавшейся переплаты по страховым взносам, также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Вывод апелляционного суда согласуется со следующим.
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Как следует из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации, гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановлениеКонституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П).
На основании частей 1 и 2 статьи 182 АПК РФ решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принцип обязательности исполнения судебных актов (статья 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Кодекса) предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8893/10, от 18.10.2011 N 5558/11).
Обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту. Поэтому неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок.
Фактически, в обоснование заявленных требований общество ссылается на неисполнение органом пенсионного фонда постановления суда кассационной инстанции по делу N А63-10728/2015.
Вступившее в законную силу постановления суда кассационной инстанции по делу N А63-10728/2015 от 14.08.2017 возложило на пенсионный фонд обязанность неимущественного характера: осуществить возврат денежных средств, взысканных с общества с нарушением срока их взыскания.
Вместе с тем, данные требования закона органом пенсионного фонда не исполнены, чем нарушены права общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно обязал пенсионный фонд списать образовавшуюся до 01.01.2017 недоимку в размере 807 309,18 рублей и соответствующие пени, как безнадежные к взысканию, передать в инспекцию образовавшуюся переплату в размере 807 309,18 рублей, а также правомерно обязал инспекцию произвести возврат образовавшейся переплаты по страховым взносам.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2018 по делу N А32-1720/2018, от 19.07.2018 по делу N А15-2094/2018, Арбитражного суда Центрального округа от 06.07.2019 по делу N А36-8046/2018, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.01.2019 по делу N А56-5222/2018, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2019 по делу N А32-16702/2018, Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А82-22001/2018.
Требование общества в части обязания пересчитать незаконно списанные суммы страховых взносов в размере 807 309,18 рубля, суд первой правомерно признал необоснованным, поскольку оснований для пересчета списанных (взысканных, уплаченных) сумм законодательством не предусмотрено. Относительно указанного требования апелляционная жалоба доводов не содержит.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2019 по делу N А63-17092/2018 (в редакции определения об исправлении опечатки от 04.09.2019) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17092/2018
Истец: ООО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ"
Ответчик: ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю, МИФНС России N 12 по СК
Третье лицо: ГУ УПФ РФ по Ставропольскому краю, УФНС по СК, ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю, МИФНС России N 12 по СК