гор. Самара |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А55-34258/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года, принятое по делу N А55- 34258/2018 (судья Степанова И.К.),
по иску Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ОГРН 1026300956131)
к Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" (ОГРН 1146312008699)
с участием третьих лиц:
- Общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб",
- Публичного акционерного общества "МРСК-Волги",
- Общества с ограниченной ответственностью "Сокол-2",
- Общества с ограниченной ответственностью "Энерго",
о взыскании суммы задолженности за потребленную в феврале - апреле 2018 года электрическую энергию в размере 367 889 руб. 96 коп., пени за неисполнение обязательства по оплате принятой электрической энергии в размере 11 899 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Никифорова Т.А. по доверенности N 4 от 29.12.2018;
от ответчика - представитель Беспалько Е.В. по доверенности N 7 от 14.01.2019;
от третьего лица Публичного акционерного общества "МРСК-Волги" - представитель Самохина Ю.А. по доверенности N Д/19-234 от 25.04.2019;
от третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб", Общества с ограниченной ответственностью "Сокол-2", Общества с ограниченной ответственностью "Энерго" - не явились, извещены надлежащим образом..
Установил:
Истец - Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" суммы задолженности за потребленную в феврале - апреле 2018 года электрическую энергию в размере 367 889 руб. 96 коп., пени за неисполнение обязательства по оплате принятой электрической энергии в размере 11 899 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб", Публичное акционерное общество "МРСК-Волги", Общество с ограниченной ответственностью "Сокол-2", Общество с ограниченной ответственностью "Энерго".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель - Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2019 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 19 ноября 2019 года на 09 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года судебное заседание отложено на 28 ноября 2019 года на 09 час. 50 мин.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица Публичного акционерного общества "МРСК-Волги" поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представители третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб", Общества с ограниченной ответственностью "Сокол-2", Общества с ограниченной ответственностью "Энерго" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" как ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, направила проект договора энергоснабжения N 20-3873э от 01 января 2016 года.
Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Ассоциация Управляющих компаний" направлен проект договора энергоснабжения N 20-3873э от 01 сентября 2017 года, который подписан с протоколом разногласий, до настоящего времени стороны по всем вопросам к согласию не пришли.
Ответчик до настоящего времени договор не подписал, за урегулированием разногласий в установленный законом срок в суд не обратился.
Ответчик письмом от 22 мая 2017 года сообщил истцу об отсутствии установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета, просил до установки вести расчеты по нормативу потребления и представил 11 сентября 2017 года информацию о собственниках помещений в многоквартирном доме, и показания приборов учета.
Согласно п. 4.3 договора ответчик производит оплату за фактически потребленный объем электрической энергии (мощности), за вычетом сумм ранее произведенных платежей, в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В феврале - апреле 2018 года ответчику была поставлена электрическая энергия, что подтверждается актами об объемах электрической энергии, переданной потребителям за соответствующий период, предъявлены к оплате счета-фактуры:
- N 18022800449/20/20-387331 от 28 февраля 2018 года на сумму 113 402 руб. 39 коп.;
- N 18033100324/20/20-387331 от 31 марта 2018 года на сумму 220 031 руб. 30 коп.;
- N 18043000318/20/20-387331 от 30 апреля 2018 года на сумму 34 456 руб. 27 коп.
Истец считает, что в нарушение условий договора и требований ст. ст. 309, 310, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик не выполнил обязательство по оплате принятой в феврале - апреле 2018 года электрической энергии в размере 367 889 руб. 96 коп.
Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по договору, истец, в порядке досудебного урегулирования спора, направил в адрес ответчика претензию от 16 мая 2018 года N 2418-ИсхСам об оплате задолженности по договору и пени.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из п. 1, 2, 12, 15 ст. 161, п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации, товариществом или кооперативом именно они несут ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Товарищество или кооператив как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Общая обязанность управляющей организации, товарищества или кооператива заключать договоры ресурсоснабжения вытекает из пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13 Правил N 354, п. 4 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии со статьей 12 которого договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Как следует из пункта 21.1. Правил N 124 при наличии предусмотренного ч. 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного ч. 17 ст. 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного п. 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по установленной формуле.
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по определенной формуле.
Таким образом, порядок определения объема коммунального ресурса напрямую зависит от наличия, либо отсутствия установленного общедомового прибора учета МКД.
Участниками процесса не оспаривалось, что дома, расположенные по адресам: гор. Самара, ул. Южный проезд, д. 224, гор. Самара, ул. Красных Коммунаров, д. 176, гор. Самара, ул. Советской Армии, д. 4, не оснащены общедомовыми приборами учета, в связи с чем, при расчете объема коммунального ресурса истцом правомерно применялся норматив.
Между сторонами возник спор относительно возможности расчета объема электроэнергии, поступившей в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: гор. Самара, ул. 5, поселок Киркомбината, д. 11, с учетом показаний прибора учета N 011069079000031.
Ответчик возражал против расчета объема электроэнергии на основании показаний названного прибора учета.
Исследовав совокупность представленных в дело доказательств, суд первой инстанции обоснованно указал на невозможность расчета объема электроэнергии, поступившей в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: гор. Самара, ул. 5, поселок Киркомбината, д. 11, с учетом показаний прибора учета N 011069079000031, установленного не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Так, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения, соответствующим энергетическим ресурсам, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 144 указанных Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если с согласия управляющей компании, собственников жилых помещений в многоквартирном доме коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен в пределах внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения (внешняя граница стены многоквартирного дома).
Установка общедомового прибора учета электроэнергии за пределами внешней стены многоквартирного дома, в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, возможна либо в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо по соглашению между смежными субъектами розничного рынка.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее по тексту - Критерии), а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 627.
В силу пунктов 2 и 3 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Пунктом 6 Критериев закреплено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
До 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В ч. 10 ст. 13 Закона N 261-ФЗ закреплена обязанность организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, до 01 июля 2010 года предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п. 152 постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки и осуществляется с участием уполномоченных представителей. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Согласно пункту 154 Постановления N 442, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах 5, 7 - 9 п. 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п. 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Судом в соответствии с вышеуказанными нормами права был исследован вопрос о правомерности установки ОДПУ в спорном МКД, и установлено, что надлежащих доказательств соблюдения вышеприведенного порядка установки и ввода спорного ОДПУ в эксплуатацию истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом на общедомовые нужды, если он установлен в одностороннем порядке без извещения собственников, в ненадлежащем месте, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома и без надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки прибора в границах общедомового имущества МКД.
Верховный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что если приборы учета были установлены с нарушением установленного порядка, то они не могут являться расчетными коллективными приборами учета. В том числе, не являются расчетными приборы учета, если они установлены в ненадлежащем месте и без надлежащих доказательств отсутствия технической возможности их установки на границе балансовой принадлежности (определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-КГ17-17786 от 06 декабря 2017 года по делу N А62-8957/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-КГ17-9407 от 18 июля 2017 года по делу по делу N А62-9343/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-КГ17-9242 от 18 июля 2017 года по делу по делу N А62-862/2016). При этом вопрос о достоверности и объективности показаний таких приборов учета не имеет значения, так как такие приборы учета в силу п. 137, 146 Основных положений не отвечают установленным требованиям и не могут являться расчетными.
Оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание факт установки спорного прибора учета не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, с нарушением порядка ввода в эксплуатацию прибора учета, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности довода ответчика о невозможности применения при расчетах показаний прибора учета N 011069079000031, заявленного истцом как общедомовой.
Акт инструментальной проверки прибора учета от 17 июля 2014 года N 283/07, а также акт инструментальной проверки прибора учета электрической энергии от 31 июля 2018 года N 3107/х2 не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к актам ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, а свидетельствуют лишь о том, что собственник прибора учета ООО "Сокол-2" осуществил инструментальную поверку прибора учета на основании собственного заявления.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие допуск прибора учета N 011069079000031 в эксплуатацию в установленном порядке.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что в ходе проведения совместного обследования спорного прибора учета установлено, что к указанному прибору учета подключена также котельная, принадлежащая ООО "Воглотеплоснаб", без заключенного договора энергоснабжения.
В здании котельной установлен прибор учета, который не используется в расчетах потребленной электроэнергии
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правомерный вывод о необоснованности требований истца, поскольку в случае взыскания спорной суммы задолженности с ответчика обязанность по оплате объема потребленной котельной электроэнергии может быть необоснованно возложена на граждан - собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании долга и пени.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку подпунктом а п. 2 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом МКД, в том числе чердаки, подвалы, и иное.
В разъяснениях Министерства строительства и ЖКХ РФ от 11 апреля 2017 года N 12368АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД" высказана аналогичная позиция и сделана ссылка на пп. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в связи с нормами действующего законодательства в состав общего имущества МКД входит вся площадь, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-30826/2017 и N А55-7258/2018.
При этом, по точке учета ул. Красных Коммунаров, 17Б, при расчете норматива объема на ОДН истец использовал данные, представленные ответчиком в письме от 31 августа 2017 года площадь указана - 1 121,4 кв.м, норматив на 1 кв.м - 7,42 кВт, итого 8 320,79 кВт.
Документов, подтверждающих иную площадь ответчиком в материалы дела не представлялось.
Согласно п. 3.1.6. договора энергоснабжения N 20-3873э покупатель обязан представлять гарантирующему поставщику ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем покупателя, сведения о показаниях приборов учета, указанных в Приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителям услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору.
Ссылка ответчика на протокол разногласий от 20 октября 2017 года, согласованный сторонами незаконна, так как ответчику был направлен протокол согласования разногласий к договору, который не подписан со стороны ответчика.
До настоящего времени стороны по всем условиям договора к согласию не пришли.
Информация, содержащаяся в выписке из ЕГРН о нежилом помещении площадью 11,8 кв.м будет учтена истцом с 01 июня 2019 года, так как представлена 13 мая 2019 года т.е. с 1 числа месяца следующего за расчетным согласно условиям договора.
Таким образом, произведенный расчет объема норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды является обоснованным.
Однако, из представленных сторонами дополнительных расчетов и платежных поручений установлено, что в настоящее время задолженность за заявленный период взыскания отсутствует, что подтверждается и не оспаривается сторонами.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года, принятого по делу N А55-34258/2018 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2019 года, принятое по делу N А55-34258/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34258/2018
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Ответчик: ООО "УК "Ассоциация Управляющих компаний"
Третье лицо: Администрация Советского Внутригородского района го Самара, Глава администрации Советского внутригородского района г. Самара, ООО "Волготеплоснаб"", ООО "Сокол-2", ООО "Энерго", ПАО "МРСК-Волги"