город Омск |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А46-15710/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14709/2019) акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2019 по делу N А46-15710/2019, принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области о привлечении акционерного общества "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области - Грузденко Вера Петровна (по доверенности N 21-Д от 02.07.2019 сроком действия по 31.12.2019).
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора по Омской области, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Предприятие, ФГУП "Почта России", заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с реорганизацией ФГУП "Почта России" в форме преобразования на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена заинтересованного лица на акционерное общество "Почта России" (далее также - АО "Почта России", общество).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2019 по делу N А46-15710/2019 требования Роскомнадзора удовлетворены, суд привлек АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствии нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, АО "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что административным органом в рамках одного контрольного мероприятия выявлено одно административное нарушение, которое искусственно разделено на несколько. Податель жалобы полагает, что наличие у АО "Почта России" различных структурных подразделений не может вести к множественности привлечения лица к административной ответственности по фактам нарушений, выявленных одним контрольным мероприятием, проведенным на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области от 13.06.2019 N 33-нд.
Роскомнадзор представил отзыв на апелляционную жалобу.
25.11.2019 от АО "Почта России" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя подателя жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Роскомнадзора по Омской области возражал против доводов жалобы, поддержал доводы отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате исследования и анализа данных, полученных в ходе систематического наблюдения, проведённого на основании приказов N 33-нд от 13.06.2019, N 36-нд от 01.07.2019, изданных во исполнение плана деятельности на 2019 год, утвержденного приказом Управления Роскомнадзора по Омской области N 251 от 16.11.2018, и в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75 (далее - Методика), в деятельности АО "Почта России" выявлено:
- не соблюдаются нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, утвержденные приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257. При контроле нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков замедление на выемке составило от одного до двенадцати дней, что является нарушением обязательных требований и норм в области почтовой связи;
- не обеспечена сохранность почтовых отправлений;
- не соблюдаются требования пунктов 5, 6, 8 подпунктов "б", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234.
В связи с этим 29.08.2019 в соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Омской области Г.А. Клоузен в отношении заявителя (с участием представителя общества) составлен протокол N АП-55/2/543 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
30.08.2019 Управлением Роскомнадзора по Омской области в Арбитражный суд Омской области подано заявление о привлечении заявителя к административной ответственности.
12.10.2019 Арбитражным судом Ханты Омской области принято обжалуемое АО "Почта России" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его законным и обоснованным.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) в части выполнения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту - Закон N 176-ФЗ) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Из материалов дела усматривается, что АО "Почта России" оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией N 162571 предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) на основании приказа от 19.02.2018 N 85-рчс в порядке продления срока действия лицензии N 108074 от 11.04.2013. Лицензия имеет приложение (лицензионные требования), являющееся ее неотъемлемой частью.
В силу пункта 4 лицензионных требований лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю: прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных требований на лицензиата возложена обязанность по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" Правила оказания услуг почтовой связи утверждены, и зарегистрированы в Минюсте России 26.12.2014 N 35442 (далее - Правила). Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Согласно подпункту "в" пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Аналогичные положения закреплены в статье 16 Закона N 176-ФЗ, а также в части 1 стать 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту - Закон N 126-ФЗ) - качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг"; "оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Статьей 16 Закона N 176-ФЗ установлено, что нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" утверждены нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
В соответствии с пунктом 2 этого подзаконного акта нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14 ноября 1992 года N 416 введены в действие Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 2204.1992 (далее - Почтовые правила).
Согласно статье 121 Почтовых правил вся исходящая корреспонденция после разборки немедленно штемпелюется.
Статьей 2 Закона N 176-ФЗ дано определения почтового ящика - специальный запирающийся ящик, предназначенный для сбора простых писем и почтовых карточек.
Пунктом 5 Инструкции об учете, содержании почтовых ящиков и контроле за своевременной выемкой из них корреспонденции, утвержденной Главным почтовым Управлением Министерства связи СССР от 17.05.1974 N ГУПС-2/288, закреплено, что повреждения устраняются в день их обнаружения и не позже следующего дня, а в случае невозможности устранения неисправностей на месте почтовый ящик снимается и заменяется исправным за тем же номером.
В силу подпункта "б" пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений.
Аналогичное положение закреплено в статье 20 Закона N 176-ФЗ.
Согласно статье 14 Закона N 176-ФЗ основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи".
Пунктом 5 Правил установлено, что у входа в объект почтовой связи либо на ином видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте на объекте почтовой связи, в том числе на автоматизированных пунктах почтовой связи помещается вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи, наименования и режима работы объекта, его почтового индекса.
Согласно пункту 6 Правил внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения; б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий; г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них; д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов; е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса; ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов; з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке; и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; л) настоящие Правила; м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором".
Статьей 8 Правил установлено, что на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В соответствии со статьей 19 Закона N 176-ФЗ предусмотрено право пользователей услуг почтовой связи на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи.
В ходе системного мониторинга административным органом установлено несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257, что выразилось в замедлении выемки корреспонденции от одного до двенадцати дней (17.07.2019 (среда) в 15 час. 01 мин. через почтовый ящик N 101, расположенный по адресу: ул. 14 Военный городок, д. 54, г. Омск, в клиентском зале отделения почтовой связи (далее - ОПС) Омск 644098, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Брянск в количестве 4 единиц.
Так, в соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется со вторника по субботу в 08 час. 15 мин. Однако выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 03.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (18.07.2019, 19.07.2019, 20.07.2019, 23.07.2019, 24.07.2019, 25.07.2019, 26.07.2019, 27.07.2019, 30.07.2019, 31.07.2019, 01.08.2019, 02.08.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 06.08.2019 (вторник) в 10 час. 23 мин. через почтовый ящик N 119, расположенный по адресу: ул. Степанца, д. 10/1, г. Омск, в клиентском зале ОПС Омск 644119, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Ханты-Мансийск в количестве 2 единиц.
В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по пятницу в 07 час.45 мин. и в 14 час. 40 мин., в субботу в 07 час. 45 мин. и в 14 час. 40 мин. Однако выемка письменной корреспонденции (ко трольных писем) осуществлена 07.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (06.08.2019 в 14 час. 40 мин. выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 07.08.2019 (среда) в 10 час. 57 мин. через почтовый ящик N 83, расположенный по адресу: ул. Менделеева, д. 15, г. Омск, в клиентском зале ОПС Омск 644083, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Сыктывкар в количестве 4 единиц.
В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по четверг в 09 час. 20 мин. и в 15 час. 40 мин., в пятницу в 09 час. 20 мин. и в 16 час. 05 мин., в субботу в 09 час. 20 мин. и в 16 час. 35 мин. Однако выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 08.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (07.08.2019 в 15 час. 40 мин. выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 07.08.2019 (среда) в 16 час. 16 мин. через почтовый ящик N 44, расположенный по адресу: пр. Комсомольский, д. 4, микрорайон Береговой, г. Омск, в клиентском зале ОПС Береговой 644901, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Псков в количестве 4 единиц.
В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется в понедельник в 07 час. 00 мин. со вторника по субботу в 07 час. 30 мин. Однако выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 09.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (08.08.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 07.08.2019 (среда) в 16 час. 26 мин. через почтовый ящик N 655, расположенный по адресу: 2-я Осенняя, д. N 4, микрорайон Береговой, г. Омск, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Нальчик в количестве 4 единиц.
В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется в понедельник, вторник, среда, пятница в 15 час. 08 мин. в четверг в 09 час. 30 мин., в субботу в 09 час. 21 мин., в воскресенье в 13 час. 08 мин. Но выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 13.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (08.08.2019, 09.08.2019, 10.08.2019, 11.08.2019, 12.08.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 07.08.2019 (среда) в 16 час. 05 мин. через почтовый ящик N 654, расположенный по адресу: пр. Комсомольский, д. 4, микрорайон Береговой, г. Омск, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Петропавловск- Камчатский в количестве 4 единиц.
В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по пятницу в 15 час. 02 мин., в субботу в 07 час. 05 мин., в воскресенье в 13 час. 02 мин. Однако выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 09.08.2019, то есть с нарушением установленных нормативов (08.08.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась); 08.08.2019 (четверг) в 17 час. 19 мин. через почтовый ящик N 9, расположенный по адресу: ул. Кооперативная, д. 25, р.п. Муромцево, Омская область направлена письменная корреспонденции я (контрольные письма) в город Омск в количестве 2 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется понедельник, среда, пятница в 11 час. 00 мин., вторник суббота в 09 час. 50 мин. Оттиск календарного почтового штемпеля на конверте отсутствует.
Управлением установлено, что заявитель не обеспечил сохранность почтовых отправлений, что выразилось в обнаружении 08.08.2019 почтового ящика для сбора письменной корреспонденции, находящегося по адресу: ул. Пролетарская, д. 47, с. Седельниково, Омская область, открытым.
Обществом также допущено необеспечение предоставления услуг почтовой связи пользователям, что подтверждено следующими обстоятельствами: (06.08.2019 (вторник) в 10:04 в ОПС Омск 644004 услуги почтовой связи пользователям не оказывались (входная дверь в ОПС опечатана, тогда как согласно информации, размещенной на вывеске у входа в ОПС, режим его работы установлен: с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00, с перерывом на обед с 13:00 до 14:00 и выходными днями - суббота, воскресенье); 08.08.2019 (четверг) в 16:00 в ОПС Рязаны 646446 на входной двери содержалась информация "уехала в больницу", при режиме работы ОПС: вторник, четверг, суббота с 10:00 до 18:00, пятница с 09:00 до 15:00, перерыва на обед с 13:00 до 14:00, в пятницу с 12:00 до 13:00, выходные дни - понедельник, среда, воскресенье).
Материалами дела подтверждается нарушение обществом пункта 5 Правил оказания услуг почтовой связи.
Так, на фасаде здания, где размещено ОПС Голубовка, установлена вывеска с режимом работы ОПС: понедельник, среда, пятница, суббота с 09:00 до 16:00, обед с 13:00 до 14:00, выходной - вторник, четверг, воскресенье, но у входа в ОПС размещена информация о том, что с 21.12.2018 ОПС работает по измененному графику вторник, четверг, пятница, суббота с 09:00 до 16:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00 выходные - воскресенье, понедельник, среда, при этом на вывеске режим работы не изменен; на фасаде здания, где размещено ОПС Омск 644004, установлена вывеска с режимом работы: понедельник - пятница с 09:00 до 17:00, перерыва на обед с 13:00 до 14:00, выходные дни - суббота, воскресенье, однако на входной двери в ОПС размещена информация о том, что с 06.09.2018 ОПС работает по измененному режиму работы: понедельник - пятница с 09:00 до 15:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00, выходные дни - суббота, воскресенье, на вывеске режим работы не изменен.
Обществом нарушен пункт 6 Правил оказания услуг почтовой связи, выразившийся в отсутствии внутри объектов почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи: актуальных Правил (без изменений, внесенных приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.11.2018 N 619, 27.03.2019 N 106): ОПС Омск 644110, ОПС Крутая Горка 644902, ОПС Седельниково 646480, ОПС Голубовка 646484, ОПС Муромцево 646430, ОПС Муромцево 646432, ОПС Костино 646442, ОПС Моховой Привал 646449, ОПС Камышино-Курское 646443, а также необходимого информационного материала, в том числе: об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи - ОПС Омск 644053, ОПС Крутая Горка 644902; сведений о месте приема и рассмотрения претензий - ОПС Омск 644053; перечня категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством - ОПС Омск 644053, ОПС Крутая Горка 644902; копии лицензии на оказание услуг почтовой связи - ОПС Омск 644053.
Также обществом нарушен пункт 8 Правил оказания услуг почтовой связи, выразившийся в том, что на почтовых ящиках для сбора письменной корреспонденции, размещенных по адресам: с. Седельниково, ул. Пролетарская, д. 47; ул. Советская, д. 40; г. Омск, ул. Чайковского, д. 10, не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Таким образом, событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждено совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств и по существу не оспаривается АО "Почта России".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами настоящего дела подтверждается, что АО "Почта России" имело возможность соблюдения лицензионных условий, однако, не приняло все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не обеспечило контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании, а равно не организовало надлежащий контроль за деятельностью по оказанию услуг почтовой связи.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества присутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы подателя жалобы об искусственном разделении допущенных правонарушений, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим мотивам.
Статья 27 Закона N 126-ФЗ предусматривает две формы федерального государственного надзора в области связи: посредством организации и проведения проверок подконтрольных лиц и посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.
На основании части 2 статьи 27 Закона N 126-ФЗ федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение о федеральном государственном надзоре в области связи утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
КоАП РФ не содержит норм, исключающих либо ограничивающих доказательственную силу результатов мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора в области связи, следовательно, поступление полученной в результате таких мероприятий информации о нарушении поднадзорным лицом установленных правил и норм является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке статьи 28.1 КоАП РФ.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что правонарушения выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, что свидетельствует, по мнению заявителя, о совершении единого правонарушения, судом апелляционной инстанции не принимается, так как систематическое наблюдение является специальной формой осуществления государственного контроля, предусмотренного статьей 27 Закона N 126-ФЗ, что предполагает право административного органа осуществлять регулярный мониторинг за исполнением обязательных требований, направленный на выявление правонарушений.
Таким образом, указанный вид контроля не предполагает, что системный мониторинг является единой проверкой, а предусматривает, что по мере осуществления мониторинга, могут быть выявлены нарушения, за каждое из которых лицо их допустившее привлекается к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения порядка привлечения АО "Почта России" к административной ответственности судом не установлено.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2019 по делу N А46-15710/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15710/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Третье лицо: АО "Почта России"