г. Красноярск |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А33-16250/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д,Г.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорова Виктора Александровича): Ковалева А.Г., представителя на основании доверенности от 21.05.2019, паспорта;
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Трухиной В.П., представителя на основании доверенности от 28.12.2018 N МЛХ/1- 04074, диплома о высшем юридическом образовании, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" августа 2019 года по делу N А33-16250/2019,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Виктор Александрович (ИНН 241107211254, ОГРН 318246800132701, далее - заявитель, Федоров В.А., глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик, Министерство) о признании отказа, выраженного в письме от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156, незаконным; об обязании исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:0:0000000:371, 24:08:0000000:373.
Определением от 03.07.2019 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Рослесинфорг" и Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2019 года по делу N А33-16250/2019 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156. На Министерство возложена обязанность исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373. С Министерства в пользу главы КФХ взыскано 300 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое без учета фактических обстоятельств дела и основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- положения части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ не распространяются на земельные участки, расположенные, в том числе на границах особо охраняемых природных территорий, таким образом, законодательство запрещает исключать из лесного фонда спорные участки при наложении на особо охраняемые природные территории.
- согласно выписке из ЕГРИП единственный вид деятельности указанный в реестре - 02.40.2 (предоставление услуг в области лесозаготовок), что не подтверждает использование спорных земельных участков с целью сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений).
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнительного отзыва), просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит удовлетворить апелляционную жалобу Министерства.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили, ФГБУ "Рослесинфорг" отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между главой крестьянского (фермерского) хозяйства Федоровым Виктором Александровичем (арендатор) и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (арендодатель) подписан договор аренды от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 находящихся в государственной собственности Красноярского края земельных участков, согласно пункту 1.1 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки (далее - земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенным использованием:
- сельскохозяйственное производство, со следующими характеристиками: кадастровый номер 24:08:0000000:371, площадь 164 1000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль, участок находится: примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 19;
- кадастровый номер 24:08:0000000:272, площадь 457000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль, участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия. Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 14;
- кадастровый номер 24:08:0000000:273, площадь 142 900 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль, участок, находится примерно в 3,4 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 15;
- кадастровый номер 24:08:0000000:373, площадь 3396300 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Пакуль, участок, находится примерно в 3,01 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 21;
- кадастровый номер 24:08:0000000:378, площадь 287000 кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль, участок находится примерно в 3,1 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 18.
Пунктом 1.2. указанного договора было установлено, что срок действия договора 49 лет с даты его подписания.
Согласно штампу, договор от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588 прошел государственную регистрацию 22.09.2016.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 23.05.2019 N N КУВИ-001/2019-11496489, КУВИ-001/2019-11496490, КУВИ-001/2019-11479105, КУВИ-001/2019-11479214, КУВИ-001/2019-11479448 право собственности на земельные участки зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Красноярским краем в октябре 2010 года.
Согласно из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.05.2019 земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:273 (поставлен на кадастровый учет 11.05.2009), 24:08:0000000:371 (поставлен на кадастровый учет 30.07.2009), 24:08:0000000:378 (поставлен на кадастровый учет 11.05.2009), 24:08:0000000:272 (поставлен на кадастровый учет 11.05.2009), 24:08:0000000:373 (поставлен на кадастровый учет 30.07.2009), категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
На основании распоряжения Правительства Красноярского края указанные земельные участки были переданы в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края, дата государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием 01.12.2016.
Из письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 12.10.2018 года N МЛХ/5-6413 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами:
- 24:08:0000000:373 и 24:08:0000000:371 частично расположены на землях государственного лесного фонда, на территории Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет";
- 24:08:0000000:273 и 24:08:0000000:272 не относятся к землям лесного фонда;
- расположение участков определялось с использованием предоставленных кадастровых выписок, на основании материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет, масштаб 1:25000, год лесоустройства 1986).
Из письма филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 14.02.2019 N 03-70/361 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:373 частично относятся к землям лесного фонда.
Письмом от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156 Министерство лесного хозяйства Красноярского края в ответ на обращение об исключении из государственного лесного реестра участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, сообщило заявителю, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано после 01.01.2016. В соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, и в соответствии с Положением о Государственном биологическом заказнике краевого значения "Большемуртинский", утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п, вышеуказанные земельные участки частично расположены в границах лесного фонда и полностью входят в границы особо охраняемой природной территории заказник "Большемуртинский".
Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что отказ Министерства, выраженный в письме от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
В пункте 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Статья 18 данного Закона устанавливает перечень документов, представляемых для осуществления кадастрового учета.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Согласно подпункту 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Таким образом, вышеперечисленными нормативными актами предусмотрено, что органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно Министерству лесного хозяйства Красноярского края, переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в
области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
Исходя из вышесказанного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции, из представленного заявителю отказа следует, что в соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, и в соответствии с Положением о Государственном биологическом заказнике краевого значения "Большемуртинский", утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п, вышеуказанные земельные участки частично расположены в границах лесного фонда и полностью входят в границы особо охраняемой природной территории заказник "Большемуртинский".
Согласно государственному кадастру особо охраняемых природных территорий следует, что заказник расположен на территории Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края на землях лесного фонда Большемуртинского лесничества (Большемуртинское участковое лесничество: кварталы N 30 ч - 32 ч, 33 - 47, 58 - 62; Юксеевское участковое лесничество: кварталы N 49 ч, 73, 74, 75; Большемуртинское сельское участковое лесничество: кварталы N 30 ч, 31, 32, 34 - 40 ЗСХАО "Красногорское"; кварталы N 30 - 32, 37 -41, 47 - 50, 52 ч, 53 - 56, 60 - 63, 69 - 72, 79, 80 - 82, 93 ЗАО "Большемуртинский совхоз"; кварталы N 1 - 3, 4 ч, 5 ч, 6 - 18 сельскохозяйственного производственного кооператива "Сибирь"; кварталы N 1 - 10, 11 ч СПК "Рассвет"; кварталы N 1 - 37 СПК "Родина"; кварталы N 1 - 4, 5 ч, 6, 11 - 14 СПК "Дружба") и Сухобузимского лесничества (Сухобузимское сельское участковое лесничество: кварталы N 4, 9 - 12, 16, 17, 23, 24 СПК "Шилинское"; кварталы N 2 ч, 3-6, 7 ч, 9 ч, 10 - 13, 14 ч, 15 ч, 17 - 20, 23 - 25, 26 ч, 28, 31 ч СПК "Горский"; кварталы N 1 ч, 2 ч, 3 ч СПК "Маяк"); Сухобузимское участковое лесничество: кварталы N 6, 29, 30, 31) (лесоустройство 1991, 2006 годов).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п
утверждено Положение о государственном биологическом заказнике краевого значения "Большемуртинский".
В соответствии с пунктом 1.3 данного Положения заказник создан без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков.
В пункте 4.1 Положения установлены виды деятельности, которые запрещены в границах заказника.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки предоставлены заявителю в аренду с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Доказательств того, что на этой территории заказника глава КФХ Федоров В.А. ведет сельскохозяйственную деятельность, противоречащую видам деятельности, разрешенным в границах заказника, не представлено.
Довод Министерства о том, что согласно выписке из ЕГРИП единственный вид деятельности указанный в реестре - 02.40.2 (предоставление услуг в области лесозаготовок), что не подтверждает использование спорных земельных участков с целью сельскохозяйственного производства, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку невнесение в ЕГРИП всех видов осуществляемой деятельности само по себе не свидетельствует о том, что заявитель использует предоставленные ему земельные участки не по назначению. Иных безусловных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчику представлены документы в объеме, позволяющем принять решение об уточнении границ спорных земельных участков с учетом выявленных наложений. Доказательств внесения сведений о спорных лесных участках в Единый государственный реестр недвижимости не представлено. Факт установления границ спорных земельных участков и постановка указанных земельных участков на кадастровый учет подтверждается материалами дела. Следовательно, у Министерства имелись все основания для исключения сведений о спорных лесных участках из государственного лесного реестра.
Таким образом, учитывая отсутствие препятствий для исключения сведений из государственного лесного реестра, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что по данному делу устранением нарушенных прав заявителя будет являться возложение на Министерство обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373. Оснований, препятствующих исключению сведений из реестра лесных участков, Министерством не приведено.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" августа 2019 года по делу N А33-16250/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16250/2019
Истец: Федоров Виктор Александрович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, администрация Большемуртинского района Красноярского края, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, Мышкин Сергей Евгеньевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Рослесинфорг"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7935/2021
27.10.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5455/2021
13.07.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16250/19
20.04.2021 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 74-ПЭК21
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7623/19
10.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6038/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16250/19