город Омск |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А46-10441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13165/2019) автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Детский сад "Карандаш" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2019 по делу N А46-10441/2019, принятое по иску Министерства образования Омской области (ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803) к дошкольному образовательному частному учреждению "Детский сад "Карандаш" (ИНН 5507163756, ОГРН 1165543072166) о взыскании средств субсидий, подлежащих возврату в рамках Соглашения N 8 в размере 442 740 рублей, в рамках Соглашения N 25 в размере 551 901 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства образования Омской области - Камитов А.М. по доверенности от 28.03.2019 сроком действия три года;
в отсутствие представителя автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Детский сад "Карандаш", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Министерство образования Омской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с иском к дошкольному образовательному частному учреждению "Детский сад "Карандаш" (далее - ДО ЧУ "ДС "Карандаш", учреждение) о взыскании средств субсидий, подлежащих возврату в рамках Соглашения N 8 в размере 442 740 руб., в рамках Соглашения N 25 в размере 551 901 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2019 по делу N А46-10441/2019 требования министерства удовлетворены. С учреждения в пользу заявителя взыскано 994 641 руб., из которых 442 740 руб. - средства субсидии, подлежащей возврату в рамках соглашения от 17.03.2017 N 8, 551 901 руб. - средства субсидии, подлежащей возврату в рамках соглашения от 19.03.2018 N 25. Этим же судебным актом с учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 22 893 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ДО ЧУ "ДС "Карандаш" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в соответствии с отчетными данными остаток неиспользованных средств субсидии по состоянию на 31.12.2017 составил 291 858 руб., из которых: на выплату заработной платы работникам - 242,81 тыс. рублей; начисления на выплаты по оплате труда - 49,05 тыс. рублей. Согласно доводам жалобы учреждения денежная сумма в размере 291 858 руб. за 2017 год возвращена.
При принятии апелляционной жалобы к производству судом апелляционной инстанции во внимание принято следующее.
В силу части 1 статьи 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к производству арбитражного суда апелляционной инстанции принимается апелляционная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых названным Кодексом к ее форме и содержанию.
Требования к форме и содержанию апелляционной жалобы приведены в статье 260 АПК РФ. Так, к апелляционной жалобе прилагаются, в том числе, доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание апелляционной жалобы (пункт 4 части 4 статьи 260 АПК РФ).
Поступившая в Восьмой арбитражный апелляционный суд апелляционная жалоба от лица учреждения подписана директором Сурмиловой С.П. Вместе с тем, согласно представленным в суд сведениям ЕГРЮЛ с 21.08.2019 ДО ЧУ "ДС "Карандаш" преобразовано в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования "ДС "Карандаш" (далее - АНО ДО "ДС "Канрандаш"), директором которого является Кулешов С.Н.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2019 апелляционная жалоба учреждения оставлена без движения, в связи с чем 18.10.2019 в апелляционный суд поступило ходатайство АНО ДО "ДС "Канрандаш", подписанное директором последнего Кулешовым С.Н., об устранении оснований оставления жалобы без движения.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если после принятия апелляционной жалобы к производству будет установлено, что жалоба не подписана, или возникнут сомнения в наличии у лица, подписавшего жалобу, права на ее подписание, суд апелляционной инстанции предлагает заявителю представить доказательства наличия у такого лица полномочий или последующего одобрения заявителем действий лица, подписавшего жалобу.
Учитывая, что причины оставления жалобы учреждения без движения устранялись правопреемником ДО ЧУ "ДС "Карандаш" (АНО ДО "ДС "Канрандаш") путем направления ходатайства за подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени соответствующей организации, коллегия апелляционного суда признает уполномоченное лицо одобрившим действия по подаче апелляционной жалобы на решение по настоящему делу, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АНО ДО "ДС "Канрандаш", надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем министерства поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя министерства и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Порядком определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок N 5-п), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п, на основании протокола заседания комиссии по предоставлению субсидии от 16.03.2017 N 1 между министерством и ДО ЧУ "ДС "Карандаш" (получатель субсидии) заключено оглашение от 17.03.2017 N 8 о предоставлении в 2017 году субсидии (далее - соглашение N 8).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения N 8, а также в соответствии с дополнительными соглашениями N 1, N 2, N 3 к нему министерством перечислены денежные средства в общей сумме 2 965 575 руб.
Субсидия предоставляется при согласии получателя субсидии, выраженном в подписании соглашения N 8, на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункт 1.3 соглашения N 8).
Как следует из абзацев второго - пятого пункта 2.4 соглашения N 8, получатель субсидии обязан обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, целевое использование субсидии, предусмотренное Порядком N 5-п, вести обособленный учет операций со средствами субсидии, ежемесячно представлять в министерство отчеты об использовании субсидии по форме и в сроки, определяемые министерством.
На основании Плана контрольных мероприятий министерства на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства от 19.12.2017 N 4208, распоряжений министерства от 01.11.2018 N 3257 "О проведении планового контрольного мероприятия", от 12.11.2018 N 3412 "О внесении изменений в отдельные распоряжения Министерства образования Омской области" заявителем проведена плановая выездная проверка в отношении получателя субсидии.
В результате проверки выявлены нарушения при использовании субсидии средств субсидии, зафиксированные в акте проверки от 24.01.2019:
1) получателем субсидии представлены в министерство недостоверные сведения о списочном составе контингента (в отчетности численность контингента неправомерно завышена на 10 человек), что повлияло на завышение объемов субсидии, предоставленной получателю субсидии по результатам отбора, и повлекло неправомерное получение получателем субсидии средств субсидии на общую сумму 108 720 руб.;
2) получателем субсидии не подтверждены расходы по использованию субсидии на цели предоставления субсидии (обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников) на общую сумму 7 200 руб.;
3) получателем субсидии не подтверждены сведения о 6-дневном режиме работы, что повлияло на завышение объемов субсидии и повлекло неправомерное получение субсидии на общую сумму 326 820 руб.
Ввиду указанного заявителем заключено, что получателем субсидии неправомерно получены, не использованы по целевому назначению и не возвращены в областной бюджет средства субсидии, предоставленной в 2017 году, в размере 442 740 руб.
Кроме того, в соответствии с Порядком N 5-п на основании протокола заседания комиссии по предоставлению субсидии от 16.03.2018 N 2 между министерством и ДО ЧУ "ДС "Карандаш" (получатель субсидии) заключено соглашение от 19.03.2018 N 25 о предоставлении в 2018 году субсидии (далее -соглашение N 25).
Согласно пункту 3.3 соглашения N 25, а также в соответствии с дополнительными соглашениями N 1, N 2 к соглашению N 25 министерством перечислены денежные средства в общей сумме 2 852 950 руб.
Как следует из пунктов 3.1.2, 3.1.5 соглашения N 25, получатель субсидии обязан представлять в министерство отчеты об оценке достижения показателя результативности (целевого показателя) предоставления субсидии, достигать значений показателя (индикатора) результативности предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.3.4 соглашения N 25.
Согласно представленному 14.01.2019 получателем субсидии отчету по состоянию на 01.01.2019 министерством выявлены следующие нарушения:
1) недостижение значений показателя результативности (целевого показателя) предоставления субсидии (целевой показатель (среднегодовая численность обучающихся) в соответствии с соглашением N 25 - 75, фактически в соответствии с представленным отчетом - 72); сумма излишне уплаченной субсидии с учетом фактически достигнутых показателей составила 540 702 руб.
2) неиспользованные остатки субсидии - 11 199 руб.
В соответствии с пунктом 4.1.3 соглашения N 25 часть субсидии (в случае недостижения значений показателя результативности (целевого показателя) предоставления субсидии, установленного в соглашении), неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения получателем субсидии уведомления о возврате субсидии, остатков субсидии.
На основании изложенного министерство пришло к выводу о том, что ДО ЧУ "ДС "Карандаш" неправомерно получены, не использованы по целевому назначению и не возвращены в областной бюджет, то есть без законных оснований приобретены и сбережены средства субсидии, предоставленной в 2018 году, в размере 551 901 руб.
Заявив об указанных выше обстоятельствах, министерство обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем получатель субсидии не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Положениями статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности, статья 34 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ в подлежащей применению в настоящем деле редакции субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п "О мерах по реализации пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (Порядок N 5-п).
В соответствии с пунктом 2 поименованного Порядка целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),\ в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Порядка N 5-п одним из условий предоставления образовательной организации субсидии является использование субсидии в соответствии с целью, указанной в пункте 2 Порядка.
Согласно пунктов 16, 18 Порядка N 5-п в случае нарушения условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения образовательной организацией уведомления о возврате субсидии, составленного в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством, и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации).
При возникновении случаев возврата неиспользованных остатков субсидии, предусмотренных соглашением, Министерство в течение 3 календарных дней со дня обнаружения соответствующих обстоятельств направляет образовательной организации уведомление о возврате остатков субсидии в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации) (пункт 18 Порядка N 5-п).
Материалами настоящего дела подтверждается, что министерством в адрес ДО ЧУ "ДС "Карандаш" неоднократно направлены уведомления о возврате средств субсидии по соглашениям N N 8 и 25 в сумме, равной цене иска. Представленный заявителем в дело расчет взыскиваемых сумм находит подтверждение.
При этом, несоблюдение условий соглашений N N 8, 25 при расходовании средств субсидий не опровергнуто получателем путем представления доказательств. Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению о том, что остаток неиспользованных средств субсидии по состоянию на 31.12.2017 в размере 291,86 тыс. руб. возвращен.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции усматривается, что денежные средства в сумме 291 858 руб., представляющие собой неиспользованные средства субсидии на основании соглашения от 17.03.2017 N 8, взысканы с получателя в пользу министерства в рамках дела N А46-9015/2018. При этом основанием взыскания указанной суммы в рамках дела N А46-9015/2018 явилось неиспользование средств субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Следовательно, расчет требований министерства в рамках настоящего дела не содержит указанную подателем апелляционной жалобы сумму.
Доказательств возвращения ДО ЧУ "ДС "Карандаш" или его правопреемником суммы неиспользованной субсидии в добровольном порядке в бюджет в материалы дела не представлено, в связи с чем требования министерства судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Детский сад "Карандаш" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2019 по делу N А46-10441/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10441/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ "ДЕТСКИЙ САД "КАРАНДАШ"
Третье лицо: АНО дошкольного образования "Детский сад "Карандаш"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13165/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-10441/19
11.10.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13165/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10441/19