г. Вологда |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А05-4121/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Василисиной А.С.,
при участии от государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" Цыгановой Д.В. по доверенности от 01.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2019 года по делу N А05-4121/2019,
установил:
государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" (ОГРН 1022900526329, ИНН 2901035482; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 9; далее - ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд) о признании акта плановой проверки использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" от 22.02.2019 N 12/11 недействительным в части требования о возврате использованных не по целевому назначению средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 166 158 руб. 72 коп. и о перечислении штрафа в размере 16 615 руб. 87 коп., составляющего 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2019 года по делу N А05-4121/2019 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемый акт проверки признан недействительным в части требования о перечислении на лицевой счёт фонда 109 935 руб. 95 коп. средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Кроме того, с фонда в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части требований, которые удовлетворены. В обоснование жалобы указывает, что медицинские организации не наделены правом определения порядка восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, отличного от установленного частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Восстановление денежных средств на счете обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в период проверки не является основанием для исключения из акта проверки требования о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав пояснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в 2017, 2018 годах учреждение оказывало медицинскую помощь, оплачиваемую в соответствии с тарифными соглашениями в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области.
В период с 29.01.2019 по 22.02.2019 на основании приказа фонда от 24.01.2019 N 29-О фонд провел проверку использования учреждением средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
В ходе этой проверки фонд пришёл к выводу о том, что в нарушение пункта 14 тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2017 год от 27.12.2016 (далее - Тарифное соглашение на 2017 год), пункта 14 тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2018 год от 22.12.2017 (далее - Тарифное соглашение на 2018 год) заявителем за счёт средств ОМС произведены расходы, не включённые в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а именно: расходы на оплату дополнительных выходных дней в размере среднего заработка работнику - отцу в случае рождения ребёнка (1 календарный день), работнику в случае смерти близкого родственника (3 рабочих дня).
Как указал фонд, данные выплаты Положением о системе оплаты труда в ГАУЗ АО "Архангельская клиническая офтальмологическая больница", утверждённым приказом главного врача Учреждения от 30.03.2017 N 21, не установлены, начислялись на основании подпункта "а" пункта 4.10 коллективного трудового договора учреждения, должны были осуществляться за счёт средств от приносящей доход деятельности.
По утверждению фонда, осуществление этих расходов за счёт средств ОМС привело к нецелевому использованию средств ОМС в 2017 году в сумме 32 559 руб. 74 коп. (из них 25 007 руб. 48 коп. по подстатье 211 "Заработная плата" и 7 552 руб. 26 коп. по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда"), а также к нецелевому использованию средств ОМС в 2018 году в сумме 23 663 руб. 03 коп. (из них 18 174 руб. 37 коп. по подстатье 211 "Заработная плата" и 5 488 руб. 66 коп. по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда").
Кроме того, фонд установил, что в проверяемом периоде учреждение уплатило исчисленный налог на имущество за 2017 год в сумме 3 837 895 руб., из которых 3 561 340 руб. 11 коп. уплачены за счёт средств ОМС (по статье 290 "Прочие расходы"), 274 615 руб. 55 коп. за счёт средств от приносящей доход деятельности, 1 939 руб. 34 коп. за счёт средств областного бюджета. При этом в ходе проверки главным бухгалтером учреждения представлены пояснения и расчёты, из которых следовало, что за счёт средств от приносящей доход деятельности подлежал уплате налог на имущество за 2017 год в сумме 129 864 руб. 56 коп.
В связи с этим фонд пришёл к выводу о нецелевом использовании учреждением средств ОМС за 2017 год в сумме 109 935 руб. 95 коп. (с учётом переплаты налога на имущество за счёт средств от приносящей доход деятельности в сумме 14 руб. 10 коп.).
Указанные выводы отражены в акте проверки от 22.02.2019 N 12/11 (том 2, листы 20-72).
Кроме того, в названном акте указаны иные нарушения, в отношении которых спор отсутствует.
В указанном акте учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления этого акта перечислить на лицевой счёт фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы обязательного медицинского страхования в общей сумме 188 431 руб. 16 коп., а также штраф в сумме 18 843 руб. 12 коп., то есть в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Возражения учреждения на акт, направленные в фонд, рассмотрены последним и отклонены, о чём фонд проинформировал заявителя сообщением от 11.03.2019 N 795/01-17 (том 2, листы 76-79).
Частично не согласившись с указанным актом фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, признал недействительным акт в части требования перечисления на лицевой счет фонда 109 935 руб. 95 коп., в остальной части заявления отказал.
Фонд оспаривает решение суда в части требований, которые удовлетворены.
Апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в части в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения настоящего Кодекса.
Согласно статье 38 упомянутого Кодекса бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (принцип адресности и целевого характера бюджетных средств).
Пунктом 1 статьи 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Законом N 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Одновременно пункт 5 части 2 той же статьи Закона N 326-ФЗ возлагает на медицинские организации обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 упомянутого Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае в ходе проверки фондом установлено нецелевое расходование денежных средств ОМС в 2017 и 2018 годах в общей сумме 56 222 руб. 77 коп. на выплату работникам среднего заработка за выходные дни предоставленные в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4.10 коллективного трудового договора учреждения, а также в сумме 109 935 руб. 95 коп. на уплату налога на имущество за 2017 год.
Проанализировав положения части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, раздела 8 Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, условия Тарифного соглашения на 2017 год, Тарифного соглашения на 2018 год, положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2017 N 607-пп, нормы Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции согласился с выводами фонда о нецелевом использовании учреждением средств ОМС на указанные цели. Решение суда в данной части не оспаривается.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что денежные средства в сумме 109 935 руб. 95 коп. фактически восстановлены 13.02.2019 (то есть до принятия оспариваемого акта) путём перемещения на лицевой счет ОМС (том 3, лист 126). Данный факт ответчиком не оспаривается.
Довод фонда о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, судом первой инстанции отклонен.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд первой инстанции исходил из фактического восстановления учреждением на счёте ОМС использованных не по целевому назначению денежных средств, в связи с этим пришел к выводу о том, что в оспариваемом акте учреждение необоснованно указало на необходимость возврата 109 935 руб. 95 коп. средств ОМС, при этом учел следующее.
Исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учёте предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", Порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учёте соблюден. Денежные средства восстановлены на счёт ОМС со счёта по предпринимательской деятельности в той же сумме, что и ранее были списаны.
Фактическое восстановление учреждением на счёте ОМС использованных не по целевому назначению средств за счёт средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в фонд, поскольку означает не возврат их в фонд, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
При этом суд первой инстанции учел позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659.
Вместе с тем в рассматриваемом случае денежные средства в сумме 109 935 руб. 95 коп. израсходованы не по целевому назначению в 2017 году, однако фактически восстановлены учреждением на счете ОМС в порядке исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете не в период их нецелевого использования, то есть в том же 2017 году, а в период проведения проверки (в 2019 году).
В силу пункта 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда.
Указанной нормой не предусмотрена возможность восстановления средств на лицевой счет ОМС, открытый медицинской организации.
Коллегия судей полагает, что положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же лицевой счет, открытый для получения средств ОМС. При этом учитывает правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152, от 15.12.2015 N 309-ЭС15-15875.
В связи с этим оспариваемый акт в части требования о перечислении на лицевой счёт фонда 109 935 руб. 95 коп. средств, использованных не по целевому назначению, является законным.
В отношении результатов рассмотрения иных требований решение суда не обжалуется.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Решение суда подлежит отмене в части удовлетворения заявления о признании незаконным требования о перечислении на лицевой счет фонда 109 935 руб. 95 коп. средств., с вынесением судебного акта об отказе в удовлетворении данной части заявленных требований.
Поскольку с учетом отмены решения суда в данной части требования учреждения отклонены полностью, не имеется и оснований для обязания фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскания с фонда в пользу учреждения 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2019 года по делу N А05-4121/2019 отменить в части признания акта проверки от 22.02.2019 N 12/11, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Архангельской области, недействительным в части требования о перечислении на лицевой счёт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области 109 935 руб. 95 коп. средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, возложения на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении данной части требований отказать.
В остальной части решение суда отставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4121/2019
Истец: государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области