город Воронеж |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А48-1616/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел": Ахроменко С.Ю. - представитель по доверенности б/н от 19.04.2019, выдана сроком на три года, паспорт гражданина РФ;
от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области: Бухвостова О.А. - представитель по доверенности N 29 от 08.02.2019, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от Департамента здравоохранения Орловской области: Михалин Д.А. - представитель по доверенности N 62-01-21/154 от 01.02.2019, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области: Крючкова И.Н. - представитель по доверенности N 12 от 17.04.2019, выдана сроком до 31.12.2019, паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2019 по делу N А48-1616/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" (ИНН 5751053407, ОГРН 1125740005511) к заинтересованным лицам - Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области, Правительству Орловской области о признании незаконными ненормативных правовых актов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третьи лица: Департамент здравоохранения Орловской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" (далее - заявитель, Общество, ООО "Клиника "Диксион-Орел") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области (далее - Комиссия), Правительству Орловской области (далее -Правительство), в котором просило:
-признать незаконным п. 3 первого вопроса решения Комиссии (протокол заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области N 12 от 14.12.2018) в части отказа ООО "Клиника Диксион-Орел" в выделении дополнительных объемов оказания бесплатно медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара для ООО "Клинике "Диксион-Орел" на 2018 год,
-признать незаконными пункты 1, 2 первого вопроса решения Комиссии (протокол N 13 от 26.12.2018 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области), приложение N 2 "Сводная информация об объемах медицинской помощи на 2019 г. в разрезе медицинских организаций и условий оказания медицинской помощи" и приложение N 13 "Распределение объемных и финансовых показателей между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2019 год" к указанному протоколу N 13 от 26.12.2018 г. в части не выделения объемов оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара для ООО "Клинике "Диксион-Орел" на 2019 год,
- обязать Комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в протокол N 13 от 26.12.2018 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области), приложение N 2 "Сводная информация об объемах медицинской помощи на 2019 г. в разрезе медицинских организаций и условий оказания медицинской помощи" и приложение N 13 "Распределение объемных и финансовых показателей между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2019 год" к указанному протоколу N 13 от 26.12.2018 в части выделения объемов оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара для ООО "Клинике "Диксион-Орел" на 2019 г. в количестве не менее 30 (Тридцати) случаев в квартал в срок не позднее 7 календарных дней с момента вступления в силу решения арбитражного суда Орловской области по настоящему делу (с учетом заявления об уточнении от 28.05.2019).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Департамента здравоохранения Орловской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2019 по делу N А48-1616/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Клиника "Диксион-Орел" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции фактически не установил никаких законных оснований для отказа в выделении дополнительных объемов ОМС в 2018 г. и выделении объемов в 2019 г. ООО "Клиника "Диксион-Орел", в связи с чем необоснованно признал оспариваемые решения законными, поощрив дискриминацию в отношении частных медицинских организаций на территории Орловской области. В рассматриваемом случае имело место злоупотребление ответчиком своим доминирующим положением, которое выражается в практике произвольного (без учета законодательно установленных критериев) распределения (выделения) объемов ОМС и дискриминации заявителя как субъекта частной медицинской деятельности на территории Орловской области. Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "Клиника "Диксион-Орел" также ссылается на то, что распределение средств обязательного медицинского страхования, должно обеспечивать, в том числе, право пациентов на выбор конкретного медицинского учреждения, что делает обязательным применение указанного выше критерия при определении объема выделяемой медицинской организации медицинской помощи за счет средств ОМС. Вместе с тем, оспариваемые решения Комиссии не содержат выводы, о том какими критериями руководствовалась Комиссия при не выделении дополнительных объемов в 2018 г. и не выделении объемов в 2019 г. При этом, общество указывает, что и на 2018 на 2019 г. объемы предоставления медицинской помощи установлены для всех медицинских организаций, включенных в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, список которых содержится в приложении N 3 к программе утвержденной Постановлением Правительства Орловской области 29.12.2018 г. N 564, в число которых входит заявитель.
В отзыве на апелляционную жалобу Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области указывает на то, что не предоставление объемов оказания медицинской в отношении ООО "Клиника "Диксион-Орел" было объективно обусловлено не уникальностью предоставляемых заявителем услуг и их исключительной плановостью. При распределении объемов медицинской помощи Комиссия отдала приоритетным направлениям предоставления медицинской помощи, а также помимо прочих обстоятельств, руководствовалась необходимостью удовлетворения потребностей в медицинской помощи экстренной и неотложной помощи.
ТФОМС Орловской области и Департамент здравоохранения Орловской области в отзывах на апелляционную жалобу указывают на то, что перераспределение объемов предоставления медицинской помощи в пользу заявителя влечет нарушение прав и законных интересов других медицинских организаций и пациентов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывов на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Клиника "Диксион-Орел" имеет лицензию N ЛО-57-01-001054 от 25.08.2016, выданную Департаментом Здравоохранения Орловской области. Дата окончания действия - бессрочно. Вид лицензируемой деятельности - медицинская деятельность.
04.07.2018 заявитель был включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Орловской области, на 2019 год (регистрационный номер - 575110).
Виды медицинской помощи, оказываемые заявителем в рамках территориальной программы ОМС: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по анестезиологии и реаниматологии, операционному делу, рентгенологии, сестринскому делу, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), рентгенологии, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), анестезиологии и реаниматологии, онкологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, урологии, хирургии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз: при проведении медицинских экспертиз: по экспертизе временной нетрудоспособности (данные обстоятельства подтверждаются сведениями с сайта ТФОМ по Орловской области http //www oreltfoms ru/index php/spravochnavamfo/18-2011-02-25-11-16-21 и выпиской из ЕГРЮЛ в отношении заявителя).
В 2018 заявителю были установлены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС в количестве 30 случаев госпитализации в условиях дневного стационара.
Согласно протоколу от 14.12.2018 N 12 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области от 14.10.2018, в том числе по вопросу выделения ООО "Клиника "Диксион-Орел" дополнительных объемов медицинской помощи сверх плана-задания, установленного МО Комиссией на 2018 год, было решено отказать Обществу в удовлетворении просьбы о выделении дополнительных объемов медицинской помощи сверх плана - задания, установленного Комиссией, что нашло отражение в выписке из протокола от 14.12.18 N 12 - т.1л.д.12.
25.12.2018 ТФОМС Орловской области письмом N 1665/и проинформировал, что 26.12.2018 состоялось заседание Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области. В соответствии с решением Комиссии объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС по условиям оказания медицинской помощи на 2019 год для Общества не были установлены.
Согласно протоколу N 13 заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области от 26.12.2018, в том числе:
- согласованы объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам по видам и условиям оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в разрезе медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и объемы подушевого финансирования амбулаторной и скорой медицинской помощи на 2019 год в соответствии с приложениями 3-12 к настоящему протоколу;
- согласована квартальная разбивка предельных годовых объемов медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно в рамках базовой программы ОМС в разрезе медицинских организаций и страховых медицинских организаций по условиям оказания медицинской помощи на 2019 год в соответствии с приложением 13 к протоколу.
В соответствии с приложением 13 к указанному протоколу ООО "Клиника "Диксион-Орел" не выделены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара на 2019 год- т. 2 л.д.97--112.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд за судебной защитой.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решения Комиссии приняты в соответствии с действующем законодательством и в оспариваемой части не нарушают права и законные интересы заявителя. Доводы заявителя об отсутствии в протоколах четких критериев не выделения дополнительных объемов в 2018 г. и не выделения объемов в 2019 году отклонены. Суд области счел доказанным факт того, что уменьшение нормативного количества случаев оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара на 2019 год, а также реализация с 1 января 2019 года общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями стали основными причинами для невыделения ООО "Клиника "Диксион-Орёл" объемов медицинской помощи на 2019 год. Также судом учтено, отсутствие возможности выделения дополнительных объемов в 2018 году сверх установленных в территориальной программе ОМС, перераспределение данных объемов возможно только за счет сокращения для одной медицинской организации и передаче для выполнения другой. При условии выполнения медицинской организацией объемов предоставления медицинской помощи такое сокращение и перераспределение (в пользу другой медицинской организации) влекут за собой нарушение ее прав и законных интересов. Также суд, проанализировав обращения в течение 2018 года о выделении дополнительных объемов предоставления медицинской помощи (ситуация, аналогичная с ООО "Клиника "Диксион-Орёл") иных медицинских организаций с государственной формой собственности: БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница", БУЗ Орловской области "Поликлиника N 2", БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер", БУЗ Орловской области "Орловский областной кожно-венерологический диспансер", БУЗ Орловской области "Городская больница им. С. П. Боткина", БУЗ Орловской области "Родильный дом", БУЗ Орловской области "Санаторий "Дубрава", которым также не были выделены объемы затребованной дополнительной помощи, указал на отсутствие ограничения конкуренции со стороны членов Комиссии по признаку принадлежности медицинской организации к определенной организационно-правовой форме или форме собственности.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии со статьей Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования (статья 8 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ, Закон N326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ и статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованному лицу гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и базовой программы ОМС.
Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ и части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
Для обеспечения осуществления указанной деятельности медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховая медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договор на оказание и оплату медицинской помощи (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В свою очередь, страховая медицинская организация и территориальный фонд заключают договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений частей 6, 7 статьи 38, части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-н, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
В силу части 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 названной статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в данном пункте (пункт 123 Правил ОМС).
Оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой (пункт 123 Правил обязательного медицинского страхования)
Таким образом, распределение объемов медицинской помощи не носит постоянный характер, указанные объемы могут быть скорректированы, и в соответствии с пунктом 125 Правил ОМС именно страховые медицинские организации определяют ежемесячный объем финансирования конкретной медицинской организации, оказывающей амбулаторную медицинскую помощь, учитывая численность прикрепившихся застрахованных лиц на основе акта сверки численности по договору на оказание и оплату медицинской помощи, и тарифы, установленные на основе подушевого норматива финансирования.
Как следует из материалов дела, 04.07.2018 заявитель был включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Орловской области, на 2018 и 2019 год.
Постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2018 N 564 утверждена "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Согласно Приложению N 3 к Программе заявитель включен в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В 2018 заявителю были установлены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС в количестве 30 случаев госпитализации в условиях дневного стационара.
ООО "Клиника "Диксион-Орел" в период с февраля 2018 г. по май 2018 г. обращалось в Правительство Орловской области и ТФОМС с письменными требованиями об увеличении объемов предоставления медицинской помощи в рамках ОМС.
14.12.2018 протоколом заседания комиссии N 12 от 14.12.2018 (п. 3 первого вопроса решения Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Орловской области) заявителю было отказано в выделении дополнительных объемов оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара для ООО "Клинике "Диксион-Орел" на 2018 г.
26.12.2018 протоколом N 13 от 26.12.2018 заседания комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Орловской области (пункты 1, 2 первого вопроса решения Комиссии, приложения N 2 "Сводная информация об объемах медицинской помощи на 2019 г. в разрезе медицинских организаций и условий оказания медицинской помощи" и приложения N 13 "Распределение объемных и финансовых показателей между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2019 год" к указанному протоколу N 13 от 26.12.2018) заявителю не были выделены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара для ООО "Клинике "Диксион-Орел" на 2019 г.
В силу подпункта 2 пункта 4 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, (действовавшего в спорный период) комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями до 1 января года, на который осуществляется распределение.
Согласно п. 6 указанного Положения при разработке территориальной программы Комиссией учитываются стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта Российской Федерации, транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц (пункт 8 Положения о деятельности комиссии).
В силу пункта 9 Положения о принятых решениях по распределению объемов предоставления медицинской помощи и финансовых средств между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями Комиссия информирует территориальный фонд, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (п. 15 Положения).
Таким образом, объемы медицинской помощи устанавливаются страховым медицинским организациям решением комиссии на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что принятые комиссией решения не мотивированы, а распределение объёмов предоставления медицинской помощи ОМС между медицинскими организациями произведено без учёта каких-либо определённых критериев и оценки их значимости в соответствии с показателями каждой медицинской организации, то есть произвольно, неравномерно, без учета установленных законом критериев, а именно пункта 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N158н.
Исследованные судом области в рамках рассмотрения дела протоколы заседания Комиссии отражают позицию каждого члена комиссии, при принятии решений присутствует необходимое большинство членов Комиссии,
Принятые комиссией решения мотивированы, что отражено в протоколах заседаний Комиссии, отражают обоснование приятого решения.
Из материалов дела усматривается и сторонами не опровергается, что расчет норматива объема предоставления медицинской помощи в условиях дневного стационара производился следующим образом:
- на 2018 год: 780 176 застрахованных лиц х 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо = 46 811 случаев лечения;
- на 2019 год: 773 265 застрахованных лиц х 0,062 случая лечения на 1 застрахованное лицо = 47942 случаев лечения.
Применительно к показателям 2017года - 47254 случаев оказания медицинской помощи в 2018 году имеется тенденция к снижению показателей. Фактически выполненные объемы в условиях дневного стационара за 2017 год составили 48 819 случаев. Основное перевыполнение объемов сложилось в БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер" за счет проведения дорогостоящего химиотерапевтического лечения больных в условиях дневного стационара.
Учитывая, что жителям Орловской области оказывалась медицинская помощь на территории других субъектов Российской Федерации на 2018 год объем установлен в количестве 46 379 случаев ( 46 811 случаев лечения - 432 случая лечения (медицинская помощь, оказанная жителям Орловской области на территории других субъектов Российской Федерации); на 2019 год - 45 535 случаев лечения (47942 случаев лечения - 2 407 случаев лечения (медицинская помощь, оказанная жителям Орловской области на территории других субъектов Российской Федерации).
В связи с чем норматив объема предоставления медицинской помощи в условиях дневного стационара в 2019 году составил 45 535 случаев оказания медицинской помощи снизился по отношению к 2018 году на 844 случая (46 379 случаев - 45 535 случаев).
Судебная коллегия отмечает, что объем распределения в 2019 году осуществлялась между всеми медицинскими учреждения исходя, из уменьшенных показателей по сравнению с 2018 годом. В связи с чем довод жалобы относительно отсутствия доказательств существенного увеличения распределенных объемов по каждому медицинскому учреждению по сравнению с 2018 годом отклоняется.
Кроме того, при распределении объемов стационарозамещающей помощи комиссией учтено, что БУЗ ОО "Орловский онкологический диспансер" - единственное учреждение Орловской области, проводящее химиотерапевтическое лечение в условиях дневного стационара, а также принят во внимание факт, что онкология является жизнеугрожающим заболеванием.
В связи с чем на 2019 год увеличены плановые объемы предоставления медицинской помощи для БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер" на проведение противоопухолевой лекарственной терапии онкологическим больным на 200 случаев (с 4 800 случаев в 2018 году до 5 000 случаев в 2019 году). Всего объем составил 6050 случаев.
Указанное соотносится с утверждением 24 декабря 2018 года Паспорта национального проекта "Здравоохранение", в рамках которого был утвержден федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" (п. 4.3 Паспорта). В связи с чем необходимость сохранения на прежнем уровне объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара для БУЗ ОО "Орловский онкологический диспансер" (13 % от общего количества объема по дневному стационару) доказана.
Как пояснил представитель ТФОМС Орловской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции за 9 месяцев 2019 года БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер" уже выполнило 4916 случаев противоопухолевой лекарственной терапии, что составляет 98% от плана на весь 2019 год.
Также исходя из плановых и фактических показателей установлено отсутствие снижения потребности в оказании дорогостоящего лечения больных вирусным гепатитом и хронической почечной недостаточностью, получающих пожизненные услуги гемодиализа (в части лекарственной терапии профилактики осложнений диализа).
В 2019 году на лечение указанных патологий объемы предоставления медицинской помощи выделены на уровне 2018 года: по вирусным гепатитам - 220 случаев лечения, по хронической почечной недостаточности - 2 350 случаев лечения.
Плановое количество случаев ЭКО в 2019 году увеличено по отношению к 2018 году на 30 случаев (с 30 до 60) (увеличение рождаемости населения Орловской области является приоритетным направлением при распределении объемов предоставления медицинской помощи).
Определяя количество случаев стационарозамещающей помощи в отношении медицинской помощи, оказываемой БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" учитывалась потребность в уникальной для Орловской области помощи (рост в 2019 году по отношению к 2018 году на 160 случаев, в том числе по профилям "гематология", "нейрохирургия", "комбустиология", "медицинская реабилитация") и БУЗ Орловской области "НКМЦ им. 3. И. Круглой" (рост в 2019 году по отношению к 2018 году на 150 случаев, в том числе по профилям "гематология", "детская хирургия", "офтальмология", "медицинская реабилитация").
Также коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что нераспределение в 2019 году ООО "Клиника "Диксион-Орел" объемов медицинской помощи в 2019 году в рамках дневного стационара связано исключительно с тем, что заявитель является коммерческой организацией.
Судебная коллегия отмечает, что в 2018 году бюджетные учреждения Орловской области также обращались в Комиссию с соответствующей просьбой об увеличении объемов дневного стационара, однако им также было отказано в связи с невозможностью перераспределения, что нашло отражение, в частности, в протоколе Комиссии N 3 от 30.03.2018, протоколе N 4 от 28.04.2018.
В рассматриваемом случае непредоставление объемов оказания медицинской в отношении ООО "Клиника "Диксион-Орел" Комиссия объясняет в частности не уникальностью предоставляемых заявителем услуг и их исключительной плановостью.
Сам по себе факт включения ООО "Клиника "Диксион-Орел" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, фактическое оказание последним в 2018 году медицинской помощи застрахованным гражданам в условиях дневного стационара, невозможность отказа гражданам, обратившимся с полисом ОМС за предоставлением бесплатных медицинских услуг в рамках территориальной программы госгарантий, не влечет безусловного права на распределение ему объемов ОМС.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы ответчика о причине непредоставления объемов оказания медицинской помощи ООО "Клиника "Диксион-Орел" ввиду не уникальности предоставляемых заявителем услуг и их исключительной плановостью.
Как пояснили представители ответчика и третьих лиц медицинские услуги, аналогичные оказываемым Обществом с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орбл", на территории Орловской области предоставляют также БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" и БУЗ Орловской области "Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко".
Однако последние оказывают их не только в плановой форме (как это делает ООО "Клиника "Диксион-Орёл"), но и в экстренной и неотложной формах. Отличием экстренной и неотложной форм оказания медицинской помощи от плановой является безотлагательность ее оказания с целью устранения угрозы жизни и здоровью пациента. Поэтому при распределении объемов медицинской помощи Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области, помимо прочих обстоятельств, руководствуется также необходимостью удовлетворения потребности застрахованных лиц, в первую очередь, в медицинской помощи экстренной и неотложной форм.
Ссылка заявителя на то, что ООО "Клиника "Диксион-Орел" включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Орловской области, в связи с чем, выделение ему объемов медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС является обязательным, основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Исходя из части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ включение медицинской организации в данный реестр медицинских организаций носит заявительный характер, и не возлагает на Комиссию безусловного обязательства по выделению плановых объемов медицинской помощи. Обязанность уполномоченного органа по обязательному выделению медицинской организации, включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, действующим законодательством не предусмотрена.
Судом первой инстанции также учтено, что в течение 2018 года на заседаниях Комиссии не были удовлетворены просьбы о выделении дополнительных объемов предоставления медицинской помощи (ситуация, аналогичная с ООО "Клиника "Диксион-Орел") следующих медицинских организаций с государственной формой собственности: БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница", БУЗ Орловской области "Поликлиника N 2", БУЗ Орловской области "Орловский онкологический диспансер", БУЗ Орловской области "Орловский областной кожно-венерологический диспасер", БУЗ Орловской области "Городская больница им. С. П. Боткина", БУЗ Орловской области "Родильный дом", БУЗ Орловской области "Санаторий "Дубрава".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает создание дискриминации со стороны членов Комиссии по признаку принадлежности медицинской организации к определенной организационно-правовой форме или форме собственности.
При этом учитывая отсутствие возможности выделения дополнительных объемов сверх установленных в территориальной программе ОМС, их перераспределение возможно только за счет сокращения для одной медицинской организации и передаче для выполнения другой.
Вместе с тем, такое сокращение и перераспределение в пользу другой медицинской организации влечет за собой нарушение прав и законных интересов пациентов.
Таким образом, при распределении объемов предоставления медицинской помощи на 2019 год, Комиссия руководствовалась критериями, установленными территориальной программой ОМС, пунктом 123 Правил ОМС, письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Порядком планирования, распределения и корректировки объемов в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 12.07.2019 по делу N А48-1616/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1616/2019
Истец: ООО "Клиника "Диксион-Орел"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области
Третье лицо: Департамент здравохранения Орловской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Правительство Орловской области